Памятники архитектуры являются не только воплощением творчества архитекторов, но и частью глобального экологического комплекса, от сохранения которого зависит будущее человечества. Они являются источником, отражающим особенности своей исторической эпохи, и способны вызывать острое эстетическое переживание у современного человека, являя собой единство художественного и исторического.

Слово «реставрация» в переводе на русский язык означает «восстановление», имеющее своей целью максимально раскрыть художественные качества памятника и его исторически ценные особенности, а также максимально сохранить подлинность.

Характерное для нашего времени отношение к архитектурным произведениям прошлого как к памятникам начало формироваться в позднесредневековый период с развитием движения гуманизма, который видел реальное воплощение своих идеалов в античной культуре.

Решительная перемена отношения к произведениям античности произошла в XVIII в. Торжество идей классицизма поставило задачу сохранения памятников архитектуры: Пантеона, Арки Тита в Риме и др. Пантеон сохранялся как руины, которые вошли в моду впервые. Классические руины возводились заново в парковых комплексах. Реставрация в то время еще не была выделена в особую область деятельности.


Интерес в средневековым памятникам архитектуры впервые проявился в начале XVIII в. в Англии. К середине века в парках стали появляться готические руины. Влияние распространилось на Европу.

Еще в годы Великой французской революции Конвентом был создан декрет о запрещении сноса памятников архитектуры. После поражения революции восстановительные работы воспринимались как реставрация. Однако принципы реставрации не были выработаны и воссоздание утрат часто носило характер вольной стилизации. Поэтому, чтобы избежать произвола и художественных неудач, некоторым представлялось правильным копировать подлинные образцы.

Но важнейшую роль в освоении архитектурного наследия средневековой Европы сыграла архитектурная концепция готики теоретика, историка, практика-реставратора Э.Э. Виоле-ле-Дюка. Он увидел в готике инженерную систему, в которой декорация служит выявлению структурной основы здания.

В середине XIX в. получила широкое распространение стилистическая реставрация по всей Европе, особенно в Италии. Так, собор Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции получил псевдосредневековую облицовку (архит. де Фабрис, 1875—1887), был завершен «готический» фасад Миланского собора и т.п.


Архитектура XIX в. развивалась по пути эклектического освоения стилей прошлого, поэтому стилистические реставрации оказались созвучны архитектурному творчеству.

В конце XIX в. были разработаны новые принципы реставрации, получившие в начале XX в. признание. К этому времени относится прогресс археологии, превратившейся из раскопок и описания древностей в научную дисциплину со строгими методическими принципами.

Памятники архитектуры стали рассматриваться как специфические археологические объекты, реставрация стала областью профессиональной специализации.

Художественная система архитектуры модерна имела ориентацию на поиски новых форм.

Становление новой рационалистической архитектуры, развивающей идеи конструктивизма и функционализма, еще более увеличило отрыв реставрации от архитектурного творчества.

В Италии в 1931 г. была принята хартия реставрации, где пять видов реставрации соответствуют типу проводимых работ. Укрепление или консервация — главная цель работ. Установка деталей на место (анастилоз) для разрушенных и перемещенных частей памятника — второй вид. Метод анастилоза был разработан при реставрации сооружений Афинского Акрополя в начале XX в.

Раскрытие, дополнение и обновление — остальные виды реставрации.

В том же 1931 г. состоялась впервые в Афинах Международная конференция реставраторов, решения которой во многом предвосхищали новые тенденции, получившие развитие уже после второй мировой войны.

В 1933 г. в Афинах VI Конференция MCA приняла хартию, в которой наряду с признанием необходимости сохранения ценного архитектурного наследия провозглашалось, что использование под предлогом эстетических требований старинных стилей в новых постройках, сооружаемых в исторических зонах, имеет гибельные последствия.

После первой мировой войны памятники архитектуры ряда стран оказались серьезно поврежденными. Существовала альтернатива — возводить новые сооружения или попытаться восстановить целостность разрушенных памятников.

Массовое разрушение памятников архитектуры во время второй мировой войны, гораздо большее по масштабам, чем предшествующие катастрофы, поставило вопросы решения более широких проблем реставрации. Если в начале XX в. воссоздание обрушившейся в 1902 г. колокольни Св. Марка в Венеции было частным случаем реставрации и если после первой мировой войны руины многих поврежденных артиллерией сооружений, быстро разрушавшихся под воздействием атмосферы, были восстановлены, а разбитые скульптуры Римского Собора были тщательно склеены из обломков, то во время второй мировой войны были разрушены целые города.

Сохраняться как руины могли лишь немногие сооружения. Так, почти полностью уничтоженный при бомбардировке города Ковентри в Англии средневековый собор был законсервирован в руинах, а новое здание городского собора возведено рядом в современных формах.

В Северной Италии были восстановлены многие средневековые мосты, взорванные немецкими войсками во время отступления, где была важна их градостроительная роль. В Польше восстановили из руин практически заново центральный район столицы Варшавы — Старо Място — при точном повторении фасадов домов по старым чертежам.

Приспособление памятников для современного использования стало рассматриваться как условие их сохранения. Стилистическая реставрация представляла памятник как произведение искусства, которое реставратор художественно волен дополнять; в противоположность этому археологическая реставрация представляла памятник как исторический источник научных знаний.

На II Международном конгрессе архитекторов и технических специалистов по историческим памятникам в 1964 г. в Венеции была принята Венецианская хартия, которая ставит на первое место консервацию памятников, ограничивая область реставрации. Венецианская хартия утвердила незыблемость основных принципов археологической реставрации с признанием гибкого подхода к реставрации и широкой трактовке реставрируемого памятника.