Замечательным фактом русской истории XVI века является то обстоятельство, что Иван Грозный построил храм-памятник взятию Казани вне Кремля, и притом в середине посада, на главной торговой площади столицы.

Вместе с тем, сооружая Покровский собор, Иван Грозный создал вне стен Кремля новый монументальный центр столицы. Он возвел центральное сооружение посада, которое в известном смысле должно было заменить собой кремлевский ансамбль, до того выполнявший это назначение.

Такой архитектурный замысел выражал прежде всего все возраставшее значение общественных сил в жизни Московского государства в XVI веке. Не случайно Покровский собор возник в период реформ 50-х годов. Это было время внутреннего устройства русского общества. Стройная организация поместной службы, особенно с 1550 года, издание Судебника в том же году, устройство губного и земского самоуправления, отмена кормлений в 1555 году, регламентация церковной жизни после Стоглавого собора 1551 года, упорядочение частной жизни (Домострой) - все эти мероприятия и многие другие связаны с оживлением русского общества в 50-х годах XVI века, с пробудившимся в нем движением мысли, с возникновением тенденции к деятельности. Все это нашло себе яркое отражение, например, в литературной деятельности Ермолая-Еразма и особенно Ивана Пересветова. Самый Казанский поход, который послужил непосредственным поводом к сооружению Покровского собора, является прекрасным плодом этого блестящего подъема русских общественных сил, так ярко отразившегося в воспоминаниях Курбского, составленных им уже много лет спустя за границей. Какой восторженный отклик взятие Казани получило во всех слоях русского общества, показывают описания той проникнутой энтузиазмом встречи, которая была устроена в Москве русскому войску во главе с Иваном Грозным, возвращавшемуся из Казани.


В первой половине XVI века существенно видоизменился сам древнерусский город. Иным стало его население. Еще в XV веке город носил характер усадьбы вотчинника и был наполовину заселен зависимыми от феодалов людьми. В связи с ростом рыночных отношений, в XVI веке вотчинный характер городов разрушается, города отписываются на государя, под непосредственную власть которого переходит их население. Наблюдается быстрый рост городского ремесла. Внутри города происходит социальная дифференциация.

Из общей массы посадских людей выделяется высшее купечество.

Расположение Покровского собора в середине посада связано также и с постепенно нарождавшимся антагонизмом между царем и боярами, корни которого лежат в противоречии между процессом централизации и пережитками удельного времени. Эти корни уходят в беспокойные годы детства и отрочества Ивана IV. Когда позднее разгорелась кровавая борьба царя с боярами, посад без колебаний стал на сторону царя. Когда у Ивана Грозного стал нарастать протест против бояр, он начал искать опоры в посаде и в социальных низах.


В разгар Ливонской войны этот процесс нашел себе выражение в том, что на Земский собор 1566 года были приглашены представители высшего купечества. Правительство было убеждено, что оно найдет в их среде полную поддержку его военных планов в отношении Ливонии. В своем послании из Александровской слободы Иван Грозный прямо заявляет, что он ничего не имеет против Московского посада и что его гнев не распространяется на последний.

Покровский собор, поставленный вне Кремля в середине посада, является выражением в монументальной форме общей ориентации Ивана Грозного на посад. Возведенный на Красной площади, Покровский собор сплачивал и объединял вокруг себя народ. Он по-новому организовывал народ и воплощал в себе новый образ посада, города и столицы.