Наибольшее развитие мостостроения имело место в средневековой Испании, строители мостов которой еще в 476—711 годах начали применять подковообразные арки, например в мосте Кубьяно между Гренадой и Кордовой (VII в.). Несколько арок этой формы имеется и на римском мосту в Кордове, который потерял свой первоначальный вид после устройства башен и других позднейших надстроек. Вместо римской симметрии и ордерности здесь появляется прихотливость и асимметрия. Сочетание римской полуциркульной арки со стрельчатой нередко придает мостам своеобразный вид.
Его горбатый силуэт как бы повторяет очертания окрестных гор. В разбивке пролетов нет симметрии: две арки стрельчатые, третья — круговая. Все три арки сложены по-римски, но их кладка грубая. Над замком среднего пролета расположено каменное строение — в нем взималась плата за проезд. Оно создает в замке нагрузку, оправдывающую применение стрельчатого свода. Другой мост подобной формы, но с более пологим полотном и высокими опорами, имеется в Орензе (рис. 46). Некоторые мосты Испании, как, например в Бедалю, изломаны в плане.
Причудливый силуэт города с его мавританскими укреплениями завершают два моста: Алькантара — по дороге в Мадрид, и С.-Мартин, находящиеся на противоположных концах города и сливающиеся со зданиями в типично испанский, несколько суровый ансамбль. Вековые наслоения стилей не нарушают этого ансамбля, а лишь придают ему своеобразную выразительность.
Удачно задуман и органически слит с городом мост в Сарагоссе, построенный позже. Внушительную масштабность придают этому сооружению мощные опоры, представляющие собой редкий в мостовом деле пример многоэтажной конструкции, приспособленной под жилье. Многогранная форма оголовков, уже встречавшаяся на мосту Элия, получила здесь дальнейшее развитие. Величина пролетов и значительная пологость сводов кругового очертания являются заметным достижением техники. На других живописных мостах Испании — в Заморе, С.-Жуане, Монреза — мы останавливаться не будем. Отметим только, что формы этих мостов служат лишним подтверждением того, что ни в одной из стран Европы мавританское искусство не оставило такого резкого отпечатка, как в Испании.
Мосты-бурги и заставы
И действительно, если не считать моста д’Эспальон во Франции, сооружение которого относят к VIII веку, то можно сказать, что главнейшие мосты феодального периода начали строиться в Европе только с XII века. Они стояли на путях, которые эксплуатировались еще римлянами, и потому нередко приобретали характерные черты античных сооружений. Многие из них рассеяны по крупным рекам — Дунаю, Рейну, Роне, Гаронне и их притокам, а также по северу Европы, вплоть до Англии.
К XII веку в Европе уже вполне сложились формы романской архитектуры. Как правило, формы мостов проще, чем формы зданий, имеют много нерасчлененных поверхностей и почти лишены украшений. Только в надстройках и башнях можно встретить типично романские деления, детали и орнаментацию.
Когда мост строился у входа в замок, стоявший обычно на возвышении, то центр композиции находился вне моста. Подчеркнуто функциональная роль умаляла значение моста, подчинив его массам замка, входов, стен и башен.
Замки соединялись с внешним миром обычно не каменными, а подъемными деревянными мостами. На рис. 49 и 50 даны конструкции мостов, поднимавшихся при помощи цепей. Красив подъемный мост в С.-Мартино (рис. 51).
Примером могут служить мосты в Турнэ (рис. 52), Куртре, Генте. Тело их как бы зажато между тяжелыми башнями или придавлено весом сложных надстроек. Сквозь романские детали этих мостов уже просвечивают черты новых форм.
Мосты-укрепления, мосты крепостного типа
Недостаток материальных средств очень часто сильно затруднял строительство мостов. Но не только это препятствовало сооружению их. Дело, в том, что мосты с военной точки зрения того времени рассматривались и как укрепленные пункты, поскольку всякая река является одновременно военной преградой и средством обороны. Поэтому очень редко строилось более одного моста в городе, противоположный берег реки не заселялся, а самые мосты делались узкими, имели ломаный план и специально укреплялись. Очертания сводов того времени очень разнообразны. Встречаются полуциркульные и пологие, круговые и стрельчатые, в зависимости от того, какие влияния были сильнее на месте постройки моста.
Например, в Регенсбурге явно чувствуется воздействие римских образцов на форму сводов моста через Дунай. Этот мост, сохраняемый как памятник, служит примером сооружений, которые в свое время были образцами инженерного искусства, а ныне утратили свою инженерную ценность. Продолжая свою службу в качестве памятников искусства, они тем самым подчеркивают значение архитектуры инженерных сооружений, удлиняющей срок их общественно полезного существования.
Мост в Авиньоне (рис. 53) имел длину около километра. На высоте 14 м над уровнем реки проезжая часть моста примыкала к крепостным стенам, окружающим Авиньон продолговатым кольцом. Ансамбль моста и крепости пополнился позднее мощным массивом папского дворца. Благодаря большой длине и живописности моста ансамбль не приобрел сурового крепостного характера, какой обыкновенно имели мосты в других местах.
Остроугольные и длинные быки его, похожие на суда, вновь воспроизводят в камне идею плавучего моста. Надстройка на одном из них соединена с проезжей частью оригинальными наружными лестницами. Оводы моста имеют подъем 1:3 и толщину около 1/40 пролета, то-есть гораздо положе, тоньше римских и близки к размерам, принятым в наши дни. Это говорит о больших достижениях техники средневековья. Клались своды параллельными кольцами, как в Гардском акведуке, но на растворе. Надсводное строение из бутовой кладки имеет пустоты в тимпанах, как в Иране.
Гораздо ярче, чем в Авиньоне, выражен крепостной характер моста в Кагоре (рис. 54). Его прекрасно сохранившиеся высокие башни крепко увязаны с каменными стрельчатыми сводами, надсводное строение моста облегчено пустотами, служившими помещением для стражи. Ритм повторяющихся вертикальных членений, заставляя преувеличивать длину моста, придает ему характер крупного сооружения, которое доминирует над окружающими строениями и служит архитектурным ориентиром города. Сложный силуэт, красочная гамма зеленых крыш, яркоалые ставни боевых отверстий башен и серый камень облицовки подчеркивают в то же время живописность моста. Это один из лучших средне-вековых мостов.
По красочности и выразительности архитектурного образа с этими сооружениями конкурирует известный мост Кастель Веккио в Вероне (рис. 55), построенный почти на 100 лет позже и, возможно, не без их влияния.
В техническом отношении конструкция веронского моста является определенным достижением: его большой пролет возрос в полтора раза по сравнению с авиньонским, а пологость свода доведена до 1:4.
Рядом расположен старый мост, неоднократно подвергавшийся реставрации, как показывает его вид с верховой (рис. 56) и низовой сторон.
Мосты-рынки
Известно, что уже в XIII веке ряд парижских мостов (Нотр Дам, О-Шанж и другие деревянной конструкции) был застроен каменными зданиями, тесно примыкавшими к городским домам. Самое название моста О-Шанж показывает, что здесь велись торговые операции3.
Так деревянный мост Зерез Темзу в Лондоне был одним из первых заменен каменным (рис. 58). Возведенный строителем-самоучкой капелланом Петром, этот мост простоял в исправном виде более шестисот лет, несмотря на довольно примитивные методы работы, примененные при его постройке.
В пролетах были устроены мельницы. Мост был заменен новым только в начале XIX века.
Во Флоренции существовал недавно ювелирный рынок на Старом мосту (рис. 59), возникновение которого относится, собственно говоря, уже к эпохе раннего Ренессанса, почему и описание его мы сделаем дальше.
Мосты-улицы
Вполне выдержанный тип моста-улицы имеет Карлов мост в Праге. Это уже настоящий городской мост, соединяющий части города. Он хорошо увязан с предмостной площадью и рассчитан на все виды движения. Со средневековьем его связывает только слегка ломаный план и башни на въезде (рис. 60).
Промежуточное положение в серии сооружений подобного рода занимает мост-галерея в Павии (рис. 61), покрытый деревянным навесом на каменных колоннах. Отдаленным предком этого навеса можно считать завершение древнеримского моста Элия. Галерея в Павии построена значительно позже самого моста (1583 г.), недостаточно увязана с его композицией и своими деталями напоминает скорее деревянную, чем каменную конструкцию.
Примечания
1. Сооружение сводов столь большого пролета в те времена было связано со значительными трудностями). Это иллюстрирует легенда о том, как при постройке свода автор обнаружил неправильности в проекте моста. Для спасения строителя жена его подожгла подмости почти готового большого свода. После этого мост был закончен уже по исправленному проекту.
2. Основание братства относится к 1100 году. За 200 лет существования оно построило множество мостов, отличавшихся высокими качествами. Последней его работой был мост С.-Эспри (1265—1295 гг.), после чего организация распалась вследствие конкуренции с городскими строителями, выступившими на сцену как раз в это время.
3. Шанж — мена, банк. Согласно комментариям Цезаря к гальской война, эти мосты существовали еще в римские времена.
4. Работы мастеров Гильгера и Раухмюллера.