Сталинский генеральный план реконструкции Москвы, утвержденный СНК CCGP и ЦК ВКП(б) 10 июля 1935 года, — величественное и смелое мероприятие, превращающее столицу нашей Родины в образцовый социалистический город, в столицу трудящегося человечества.

Водные пути старой Москвы шли по мелким речкам и прерывались волоками. Развитие сухопутных сообщений вместе с общим прогрессом техники, особенно усилившееся в эпоху капитализма, лишило эти водные пути всякого значения.

434. Схема железобетонного Хорошевского моста на канале имени Москвы
434. Схема железобетонного Хорошевского моста на канале имени Москвы
И только Великая Октябрьская социалистическая революция, утвердившая новый социалистический строй на огромных пространствах нашей Родины, могла создать мощную индустриальную базу для того, чтобы в сталинском плане реконструкции Москвы столица Советского Союза связалась водными артериями с морями юга и севера.

Самые замечательные мосты через канал имени Москвы сосредоточены вблизи Москвы. Находящийся в ее окрестностях Хорошевский мост (рис. 434) можно считать входящим в комплекс московских городских мостов.

435. Железобетонный мост через шлюз № 8 канала имени Москвы
435. Железобетонный мост через шлюз № 8 канала имени Москвы
По типу он близок к мосту имени Володарского в Ленинграде, но вместо трубчатой арматуры арки его вооружены поперечной сетчатой, которая пока еще не применялась на других мостах. Композиция моста очень оригинальна: главный стометровый пролет покоится на качающихся железобетонных колоннах, поражая свой смелостью. Мост имеет значительную косину. Расстояние между подвесками несколько больше, чей в Ленинградском мосту, а тротуары устроены на уровне проезда. Все вместе производит впечатление легкости и в то же время солидности.

Неподалеку от Хорошевского находится железобетонный мост через шлюз № 8 из облегченных трехшарнирных арочных дисков (рис. 435). По смелости это сооружение представляет крупное достижение в области строительства мостов подобного типа. Четкие формы его трехшарнирной арки вполне отвечают назначению моста и хорошо вяжутся с другими сооружениями канала1.

Невозможно перечислить все количество легких железобетонных мостов канала, большинство же его крупных мостов сооружено из металла и имеет самые разнообразные схемы.

437. Проект моста через Северный канал на Коптевском шоссе
437. Проект моста через Северный канал на Коптевском шоссе
План реконструкции Москвы решал множество разнообразных задач и между ними: проблему обводнения города, устройства в его черте каналов — Северного, Восточного, Андреевского, реконструкцию Яузы и ее мостов. В порядке разрешения поставленных задач была произведена огромная технико-архитектурная работа по оформлению всех этих сооружений.

436. Проект моста через Северный канал
436. Проект моста через Северный канал
Разработанные для Северного канала при участии автора настоящих строк проекты мостов имеют несомненную ценность и могут быть использованы при дальнейшем строительстве. Приводим поэтому некоторые из них.

В большинстве мостов на пересечениях Северного канала с подходящими к Москве шоссе предусматривалось движение в двух уровнях. Таковы балочные железобетонные виадуки на Ленинградском и Дмитровском шоссе, выполненные в простых формах. Изящно трактованы их опоры, комбинирующие бетон с облицовкой в строгом стиле. Иллюстраций не помещаем по недостатку места.

438. Проект пешеходного мостика через Северный канал в г. Пушкино
438. Проект пешеходного мостика через Северный канал в г. Пушкино
439. Проект Таможенного моста через Яузу
439. Проект Таможенного моста через Яузу
Хорошо разрешен и балочный металлический мост через тот же канал (рис. 436). Косые его опоры в виде ряда взаимно смещенных восьмигранников, завершаемых шарами на фасаде, очень оригинальны.

Из других проектов отметим арочный мост на Коптевском шоссе (рис. 437) с интересно разрешенными проходами по набережным. Еще интереснее пешеходный мостик близ Пушкина (бывш. Останкино). Его конструкция — в парковом стиле (рис. 438) с эллиптическим сводом и хорошо найденными пропорциями. Также интересен другой мостик того же типа (рис. 439), располагавшийся на месте существующего теперь через Яузу Таможенного.

Примечания

1. Это первый железобетонный арочный мост, где под каждый из 2-х железнодорожных путей дано одно арочное ребро. Для ускорения работ главная арка я балки верхнего строения строились одновременно на независимых подмостях.