В период позднего феодализма городские общины начинают развертывать собственную промышленность и устанавливать торговые связи. Торговые отношения с Византией способствуют проникновению в Европу науки и техники, которые пришли на смену и развивались вопреки средневековой схоластике. Возникают одна за другой школы, организуются многочисленные университеты.
Новой чертой строительства стало стремление к наилучшему использованию материалов, бережливое отношение к ним, вызванное требованиями экономии, трудностями транспортировки. Остро ставится вопрос о предельном уменьшении запасов прочности сооружений. Следует отметить при ЭТОМ, что элементы готической архитектуры не нашли себе широкого применения в строительстве мостов. Изредка встречающиеся здесь готические детали имеют скорее декоративное, чем конструктивное значение.
На некоторое время привилось только стрельчатое очертание сводов. Оно несколько удешевляло устройство кружал и уменьшало распор своде», позволяя соответственно уменьшать размеры опор при сооружении сводов методом последовательного возведения. Много таких мостов стрельчатого типа сохранилось в городах Франции — Лиможе, Монто-бане и др.
Несколько интересных образцов их имеется и в Англии: тройной мост Кройлянд при слиянии двух речек и мост-часовня в Викфильде со сложными готическими деталями.
В дальнейшей практике стрельчатое очертание сводов не удержалось, так как при значительных нагрузках оно конструктивно невыгодно и без нужды развивает мост в высоту. Уже в конце средневековья обозначился резкий поворот к пологим очертаниям сводов, как более прогрессивному типу, допускающему устройство низких и плавных въездов на мосты.
Наряду с этим дерзания мастеров того времени направляются в сторону увеличения пролете» сводов, усовершенствования старых и создания новых остроумных систем, конструктивных приемов. Все говорит о большой изобретательности строителей, которым удалось предвосхитить многие из современных идей. Они развивали римские и восточные приемы, направленные к замене свода отдельными арками и устройству пустот в забутке, применяли жесткие кружала из кирпича. Достигнутый ими предельный размер пролетов каменных мостов долго оставался непревзойденным.
К XIV веку относится ряд подобных больших мостов во Франции со сводами, очерченными по кругу: Сере (рис. 62) пролетом 45,5 м, Турнон — 49 м, Вьей Бриуд — 54 м. Надсводное строение моста Сере сконструировано по новому принципу: оно имеет открытые поперечные проемы. На мосту Турнон подобные проемы закрыты с фасада каменными стенками. Оба эти приема широко использованы в наше время на новейших каменных мостах.
Трудность возведения крупных пролетов и неопытность строителей часто приводили к катастрофам — своды обрушивались. Поэтому постройка этих мостов тянулась очень долго1. Тем не менее мост Вьей Бриуд, несмотря на применение известкового раствора и плохое качество работы, простоял 400 лет. Он обрушился только в 1822 году вследствие полного отсутствия ремонта и изоляции.
Среди крупнейших сооружений того времени особого внимания заслуживает мост Треццо через реку Адду в Италии (рис. 63), величина пролета которого (72,0 м) оставалась непревзойденной в течение пяти веков до постройки в 1903 году каменного моста в Люксембурге пролетом 85 м. Мост Треццо просуществовал только 40 лет, будучи разрушен в 1416. году кондотьером Кармоньолой. По остаткам его можно видеть, что арка имела подъем 1:3,4, а пустотелые тимпаны были перекрыты продольными сводиками в три яруса.
Наряду с лучшими мостами, имеющими крупные архитектурные достоинства, от средних веков сохранились сооружения, построенные крайне грубо и неправильно. «Трудно объяснить, — говорит Круазегт Денуайе, — каким образом они могли существовать в течение 6—7 веков». Встречаются подобные мосты по преимуществу вдали от главных культурных центров. В этих местах развитие новых течений в архитектуре и технике протекало; более медленно, и потому даже в XIV веке здесь можно встретить формы, навеянные непосредственно римскими образцами, как, например, мост в Ротебурге.
Узкая (3—4 м), часто с извилинами, проезжая часть, крутые уклоны полотна, имеющего перелом на самом мосту и затопляемого на въездах при подъеме воды в реке, неравенство пролетов и опор, увенчанных зданиями и башнями, — вот характерные особенности средневековых мостов. С техническими особенностями мостов органически связан суровый облик архитектуры, порывистый и напряженный характер композиции их.
Примечания
1. Мост Вьей Бриуд начат постройкой в 1340 году, окончен в 1454 году. Турнон начат в 1376 году, окончен в 1583 году. Мост в Праге строился в течение 150 лет (1357—1503 гг.)