Трудности сообщения в условиях сильно изрезанного горного рельефа Кавказа заставили его жителей еще в глубокой древности прибегать к устройству мостов из камня, крупные запасы которого здесь имеются. Поэтому и сейчас в республиках Кавказа встречается много каменных мостов, принявших в руках местных мастеров своеобразные национальные фермы. В равнинных местностях Кавказа, где камня нет, и в Средней Азии, где он также отсутствует, основным материалом мостов служил кирпич. В лесистых местностях, наряду с камнем, в мостостроении применялось дерево.

217. Мост в г. Ани на р. Ахурьян, XI в.
217. Мост в г. Ани на р. Ахурьян, XI в.
Древнейшие каменные мосты Армении IV—VI веков, относящиеся ко времени расцвета народного творчества, до нас не дошли. От более поздней эпохи (X—XI вв.), отмеченной новым расцветом культуры после свержения в Армении власти арабов, к сожалению, сохранилось только несколько мостов — и те в руинах. Они выполнены, главным образом, из чисто-отесанного туфа на известковом растворе, что свидетельствует о высокой строительной культуре того времени.

Один из таких мостов, находящийся в полуразрушенном состоянии, расположи у городища Ани на реке Ахурьян (рис. 217). Он входил в систему городских укреплений г. Ани, который в то время (XI—XII вв.) обстраивался новыми стенами. Согласно исследованию арх. Тораманяна и произведенной им же реконструкции, мост имел одно отверстие в виде полуциркульной арки пролетом около 30 м, которая опиралась на устои, расположенные на некотором расстоянии от берегов реки и соединенные с ними деревянными разводными пролетами. На опорах были возведены высоко поднимавшиеся над уровнем воды укрепленные башни. В них размещалась стража и чиновники, взимавшие пошлину за проезд по мосту через устроенные в башнях ворота, которые запирались в случае необходимости1. Для облегчения кружал свод моста сложен кольцами из тесовой кладки, надсводное строение из бута, а опоры моста тщательно облицованы.

218. Мост на р. Занге в Ереване, XII в.
218. Мост на р. Занге в Ереване, XII в.
Выше по той же реке стоит в полуразрушенном состоянии другой однопролетный арочный мост XIII века, построенный из туфа. Большая ширина, позволила использовать этот мост также в качестве акведука. В опорах моста были устроены помещения для караульных.

Прекрасно сохранился городской мост через реку Зангу в Ереване, относящийся к началу Х1г века (рис. 218). Мост был разрушен землетрясением. В 1679 году его восстановили, а в 1830 году он реставрирован русскими, инженерами. Стрельчатые своды моста, а также нижние части опор сделаны из отесанного туфа, верхние же части и дамба выложены на растворе с толстыми швами из кирпича, образующего живописный фон, на котором четко выделяется строгий рисунок архивольтов. Цоколь облицован туфом.

219. Синаинский мост на р. Дебеда-чай у ст. Аллаверды
219. Синаинский мост на р. Дебеда-чай у ст. Аллаверды
Одним из лучших образцов армянского народного искусства XIII века надо считать Синаинский мост, пересекающий реку Дебеда-чай у станции Аллаверды и возвышающийся над уровнем воды на 13,5 м. Он построен в 1234 году из чисто отесанных базальтовых блоков (рис. 219), реставрирован в 1933 году. Одна пята его стрельчатого свода, украшенного богатым архивольтом, опирается прямо в скальный откос высокого берега реки, откуда парапет проезжей части четырнадцатью ступенями спускается к противоположному берегу. Парапет замковой части свода богато украшен высеченными из базальта изваяниями лежащих зверей (рис. 220). Мост служит архитектурным завершением целого комплекса древних сооружений и демонстрирует высокое качество технических навыков древнеармянских мастеров.

220. Изваяния на Синаинском мосту. Фрагменты
220. Изваяния на Синаинском мосту. Фрагменты
В XII—XIII веках построен сохранившийся в руинах четырехпролетный четырехметровой ширины мост в г. Джута через р. Араке, которая достигав здесь ширины более 100 м. Судя по остаткам моста, стрельчатые его своды примыкали к устоям, имевшим многогранные очертания. Устроенные в устоях моста пустоты переходили в надсводное строение. Устои были облицованы чистой тесовой кладкой. Значительная прочность раствора кладки надсводного заполнения и высокие кач1ества облицовки говорят4 о большом мастерстве строителей. Четкие контуры моста на фоне хаотических нагромождений потоков лавы ярко подчеркивали изящество его архитектуры, усиленное разнообразной игрой оттенков облицовки. Он был разрушен в эпоху османо-иранских войн.

221. Мост на р. Араке у сел. Азы, Нахичеванской АССР, XIII в.
221. Мост на р. Араке у сел. Азы, Нахичеванской АССР, XIII в.
К тому же периоду относится другой мост через р. Араке у сел. Азы между Джульфой и Ордубадом (рис. 221), — один из характерных примеров народного творчества. Мост с его пятью круговыми постепенно нарастающими пролетами расположен на 8—10% уклоне.

Своды моста обрамлены архивольтом, имеющим вид двух концентрических арок, сильно выступающих одна над другой. Архивольт сложен из камней разнообразной окраски. Такие же вкрапления тонов имеют и опоры. Надсводное строение моста контрастно облицовано кирпичом, расшитым толстыми швами, что придает сооружению удивительную красочность и конструктивную убедительность. Парапет вынесен на консоль в виде тяги, объединяющей всю композицию. С архитектурой моста тесно связана расположенная несколько выше на выступе скалы группа зданий, которая, живописно выделяясь плоскостями своих стен, опускается к берегу и завершает ансамбль.

222. Аштаракский мост на р. Касах
222. Аштаракский мост на р. Касах
К 1281 г. относится постройка Аштаракского моста через р. Касах. Вместе с расположенным неподалеку комплексом древних зданий мост представляет одно из многих сооружений того времени, стоящих в одном ряду с выдающимися произведениями мирового зодчества. Полотно моста имеет крутой уклон в сторону Аштарака, что подчеркивается ступенчатым глухим парапетом. Соответственно этому три пролета моста нарастают от Аштарака в отношении 1:1,2:2. Наименьший из них имеет полуциркульное очертание, два других — стрельчатое. Нарастанию пролетов моста отвечает разнообразное оформление оголовков опор, завершаемых изящным конусообразным верхом. В XVIII веке мост заменен новым (рис. 222). Материал — чисто отесанный туф, местами затертый раствором. Одежда полотна — булыжник и небольшие туфовые плиты.

Наступивший после монгольских завоеваний период османо-иранских войн (XVI—XVII вв.) был тяжел для развития Армении. После перехода торговли с Востоком на морские пути, города и дороги Армении теряют свое былое значение. Этот период характеризуется преобладанием простых форм мостов, выполняемых, главным образом, из грубой кладки вприкол с частичным использованием чистой тески. Архитектуре их не удалось подняться до уровня более древних образцов.

223. Мост на р. Гедар-чай в Ереване, 1664 г.
223. Мост на р. Гедар-чай в Ереване, 1664 г.
Оригинальной разновидностью местной техники мостосгроительства является мост Ванн через реку Мегри с его узкой (2 м) аркой. Он сложен из грубо околотых камней и явно рассчитан на живописный эффект. Грубая на вид кладка моста успешно прослужила в течение нескольких столетий (с XVI в.). Перевязка кладки свода и тимпанов достигнута выпуском тычков. Слабый раствор выщелочился в швах, что придает мосту вид сооружения, сложенного насухо.

В восточной части Еревана через бурную горную реку Гедар-чайбыл переброшен другой небольшой мост. Надпись на его стрельчатой арке, обрамленной изящно высеченным из туфа архивольтом (рис. 223), указывала на постройку моста в 1664 году армянскими мастерами. К сожалению, этот мост не сохранился — недавно он разрушен наводнением.

224. Мост Дадала в Кешникенде, XVII в.
224. Мост Дадала в Кешникенде, XVII в.
Мост Дадала в Кешникенде (рис. 224), построенный в XVII веке, состоит из одной высокоподнимающейся над водою стрельчатой двухцентровой арки. Полотно дороги круто спускается по обе стороны моста к низким берегам. Подходы к мосту очень извилисты и длинны. Арка и надсводное строение выложены из чисто тесанного остальные части — из околотого камня. Пяты арки опираются с одной стороны на скалистый выступ, а с другой стороны на массивный устой, выдвинутый немного вперед, к воде.

Оба моста повторяют мотивы более древнего строительства Армении. Здесь вновь встречаем и стрельчатый архивольт, и уступы проезжей части. Хотя по легкости и изяществу эти мосты и уступают более ранним сооружениям, но продуманность композиции и высокое качество работы ставят их в ряд выдающихся образцов народного искусства Армении. Столь же замечательными архитектурными качествами отличается и мост XVI века близ селения Казанчи Нахичеванской АССР, живописно сочетающий строгие линии арки, сложенной из тесаного камня, с грубой поверхностью бутовой кладки тимпанов и подходов. Пролет моста 10,2 м, ширина 3,12 м, длина со съездом 20 м. На мосту парапет чистой тески.

225. Мост на р. Азат у дер. Гарни
225. Мост на р. Азат у дер. Гарни
Интересен также более поздний мост через р. Азат у деревни Гарни (рис. 225).

Строительная культура в Грузии развилась довольно рано. Есть указания, что уже в I веке до н. э. только через р. Рион выше г. Шарапани насчитывалось более 120 мостов. Рано достигло значительного развития деревянное мостостроение; пролеты мостов достигали 20 м и больше. Характерные типы их сохранились в Закавказье до последнего времени. Это в большинстве случаев балочные и консольные мосты.

Имеются и так называемые «висячие» мосты, которые представляют собой сооружения, искусно переплетенные виноградными лозами. Эти лозы связывали проезжую часть и служили поручнями. Будучи привязаны к растущим рядом деревьям, они создавали впечатление висячих мостов. Таковы были — Багачский мост через р. Кодор, перекрывавший ее ущелье в узком месте пролетом около 17 м на высоте 80 м, мост через р. Рион и др. Встречаются и настоящие висячие мосты из лоз.

Мосты играли значительную роль в жизни государства. Они имели крупное стратегическое значение и снабжались предмостными укреплениями; вокруг последних образовались поселки, разраставшиеся потом в города. Так образовалась древняя столица Грузии Мцхета, а впоследствии также Тбилиси.

226. Красный мост на р. Храм, XI в.
226. Красный мост на р. Храм, XI в.
О существовании Мцхетского моста, одного из древнейших в Грузии, упоминается в течение периода около двух с половиной тысяч лет. Мост перекрывал естественное сужение главного русла р. Куры у Мцхета деревянным строением отверстием около 20 м. На пойме левого берега, затоплявшейся в половодье, была устроена фильтрующая дамба из каменной наброски, служившая подъездом к мосту. На правом берегу дорога пересекала приток р. Куры мостом, расположенным под прямым углом к оси главного отверстия. Такой изгиб дороги имел военное значение,' затрудняя действия кавалерии на мостах. Мост неоднократно перестраивался и к середине XIX века имел три каменных свода общим отверстием 13 м при ширине 4,2 м. В 1839—1841 годах он был заменен существовавшим до последнего времени мостом, который воспроизводил древний план сооружения. Основное русло Куры было перекрыто коробовым сводом отверстием 23,4 м, левобережные пролеты— сводами 10,7 в 6,4 м, а проток — сводом 12,8 м (см. рис. 392).

227. Красный мост на р. Храм. Фрагмент большого пролета
227. Красный мост на р. Храм. Фрагмент большого пролета
Древнейшие каменные мосты Грузии дошли до нас лишь от эпохи XI—XIII веков, когда Грузия достигла большого национального подъема.

Одним из лучших мостов этой эпохи надо считать построенный в середине XI века и реконструированный в 1647 году Красный мост на р. Храм вблизи слияния ее с Курой (рис. 226, 227). Живописно чередующиеся большие и малые стрельчатые своды, правильно начерченные из двух центров, отделены друг от друга опорами различной толщины и формы. Нижние части опор облицованы камнем, а остальное тело моста состоит , из кирпича.

228. Красный мост. Детали конструкции сводов
228. Красный мост. Детали конструкции сводов
Опоры моста имеют развитые выпускные пяты, сложенные из наклонных рядов кирпича без кружал, что сократило пролеты сводов. Форма сводов (рис. 228) в значительной мере определялась характером работ и стремлением к облегчению кружал. Для этого щековые части овода возводились в четыре кольца на легких кружалах, нужных лишь для кладки первого кольца, служившего затем опорой следующих. Средняя же часть поперечного сечения овода строилась без кружал. Для этого нижнее кольцо средней части клалось параллельно щеке овода из продольных рядов кирпича, постепенно прикреплявшихся к ней раствором. Поверх этого кольца клались остальные уже обычным способом. Тимпаны моста облегчены устройством внутри надсводного строения трех продольных сводчатых галерей. По концам их на опорах устроено крытое помещение с выходящими на реку балконами, куда из галерей ведут лестницы. В ансамбль моста входит также расположенный рядом караван-сарай с балконами.

229. Мост на p. Аджарис-Цхали
229. Мост на p. Аджарис-Цхали
Характерным примером каменного зодчества XI—XII веков можетслу-жить мост на р. Бёслетке, близ Сухуми, пролетом около 12 м. Свод его выложен из крупных плит известняка высотой 1 м и толщиной 0,3—0,35 м. Между каждыми двумя плитами введены прокладки из двух рядов тонкого кирпича на растворе. Изящно высеченные надписи грузинскими буквами — по одной на каждом камне — украшают это оригинальное сооружение.

Большой интерес представляет древний мост через р. Аджарис-Цхали близ Батум-Ахалцыхского шоссе (рис. 229). Мощные устои грубой кладки из валунов разных размеров выдвигаются наклонной передней гранью в реку в виде выпускных пят с большим углом наклона к вертикали, доходящим до 1/3, и постепенно переходят в кладку свода, достигающего толщины 0,8—0,9 м.

Верхняя часть сооружения представляет собой своеобразный тип пологого стрельчатого свода, свойственного некоторым грузинским мостам. Очертание свода образовано двумя наклонными прямыми с закруглениями в местах их пересечения и сопряжения с поверхностью устоев, что придает этому типу мостов легкий вид.

Из прочих мостов Грузии заслуживают внимания Арданучский мост в Имеретинском ущелье и мост на реке Чорох близ Ардануча, построенные в XIII—XIV веках. Коробовый свод первого моста и сильно приплюснутый полуциркульный второго сложены из правильно очесанных камней разной длины и высоты, а тимпаны и опоры их сделаны из грубо-околотого бута.

Относящийся также к XIII—XV векам мост Ркони в Тедзамском ущелье имеет свод ползучего очертания. Особенностью его является оригинальная форма в плане, суженная к середине пролета. Это позволяло проходить через мост только отдельным пешеходам или караванным группам, что было вызвано, повидимому, соображениями военного характера.

Разорение, которому подверглись Имерети, Картли и Кахети во время османо-иранских войн, особенно в XVII веке, уничтожило множество пенных памятников грузинского мостостроения, из коих сохранилась в виде руин лишь часть. Например, многопролетный арочный мост близ Кутаиси. Тем не менее в Грузии и сейчас еще имеется значительное количество интереснейших древних мостов, описать которые здесь невозможно. ,


Мосты Азербайджана существовали еще в глубокой древности и имеют большую историю.

Есть легенда, что в Азербайджане после походов Александра Македонского строилось много мостов (IV в. до и. э.) на двух больших дорогах: одной, ведущей на север с пересечением Куры и Аракса, и другой, шедшей из Экбатаны на запад. Можно думать, что это были деревянные мосты на каменных опорах. К сожалению, ни один из них не сохранился.

К типу деревянных мостов на каменных опорах относятся три сохранившихся в руинах моста XII века через р. Ганджа в г. Гандже, через который в то время проходили главные торговые пути. Каменные опоры их носят следы противосейсмических мероприятий. К числу последних относятся прокладные ряды из кирпича 25X25X4 см и кладка из валунов и булыжника в елку (так называемая «рыбья кость»), препятствовавшие образованию вертикальных и наклонных трещин. Необходимость этих мероприятий, сохранивших опоры до нашего времени, вызывалась катастрофическими землетрясениями, как, например, разрушившее город в 1139 г. Устройство деревянных, легко разбираемых перекрытий мостов объяснялось обилием леса и военными соображениями.


Мосты Азербайджана с каменными сводами сохранились в руинах лишь от эпохи X века. Таков многопролетный мост из булыжника на известковом растворе через р. Куру в г. Барда, разрушенном землетрясением в 913 г. К тому же времени относится мост через р. Ак-су с тремя пролетами по 2,8—3,7 м.

XII век в Азербайджане дал нам прекрасные образцы мостов. К этому времени относится мост Аг-Керт, поражающий простотой отделки опор, облицованных обыкновенной бутовой кладкой, на которой располагаются своды тесовой кладки, опертые на крупные плиты.

230. Шемахинский мост. Мастер Яакуб Осмаизн, XV в.
230. Шемахинский мост. Мастер Яакуб Осмаизн, XV в.
От XII—XIV веков сохранился кирпичный трехпролетный мост в Дзегашском ущелье близ с. Япыхлы со средним отверстием около 12 м, высотой 6 ж и шириной 4,6 м. В левобережном устье имелось помещение для охраны. Арки сводов, верх устоев и тимпаны выложены из кирпича 22X22X4 см, а устои на высоту 1,2 м облицованы тесовым камнем. Подушки правобережного устоя имеют прокладные ряды из накатника, введенные в кладку для предотвращения разрушений от землетрясения. Швы облицовки в опорных сечениях свода сделаны под острым углом к направлению равнодействующей, что не нарушило целости свода.

К XIV веку относится также постройка Худафринских мостов на р. Араке по дороге из Азербайджана в Иран. Они представляют многопролетные аркады стрельчатого и полуциркульного очертаний. Архивольты их арок, облицованные чисто тесанным камнем, резко отличаются от облицовки тимпанов.

231. Евгеньевский мост в Дагестане. Пролет 10 м
231. Евгеньевский мост в Дагестане. Пролет 10 м
Из сооружений более позднего времени наибольшей известностью пользовался четырехпролетный мост на р. Пирсагат близ г. Шемахи (рис. 230), построенный в XV веке мастером Яакубом Осмаизи. Стрельчатые арки моста, расположенного на 6—8-% уклоне, нарастают к правому берегу. Обращает внимание высокое качество облицовки, швы которой едва заметны. Мост превосходно увязан с окружающим ландшафтом.

Хорошими примерами народного творчества являются также мост XV века через р. Сумгаит и двухпролетный мост Лалазар через р. Баргушет у с. Али-Кули-Ушаги длиной 28 и шириной 2,2 м. Выложенные тесаиым камнем полуциркульные арки последнего удачно сочетаются с грубой поверхностью остального тела моста. В Азербайджане известно не менее 40 древних мостов. Все они заслуживают подробного исследования.

232. Мост Агакен в Дагестане. Пролет 8 м
232. Мост Агакен в Дагестане. Пролет 8 м
Типичные для живописной природы Дагестана глубоко врезанные в скалистые породы извилистые русла небольших речек, создающие трудные условия перехода через них, вызвали к жизни на горных дорогах страны строительство небольших, но очень своеобразных мостиков, превосходно вписанных в окружающий ландшафт. Мы не располагаем датами постройки этих сооружений. Можно думать, что возраст их невелик. Простая и строгая, а иногда и богато развитая архитектура говорит о высоком умении народных мастеров Дагестана в строительстве мостов подобного рода.

Из таких сооружений Евгеньевский мост (рис. 231), пролетом около 10 м, представляет, по видимому, часть горного укрепления, которое перегораживало ущелье ступенчато взбегающими по его откосам стенами, связанными с двумя стоящими на обоих берегах круглыми фортами.

233. Мост на р. Кой-су в Дагестане. Пролет 15 м
233. Мост на р. Кой-су в Дагестане. Пролет 15 м
Мост Агакен (рис. 232), имеющий пролет в 8 м и зажатый между выступами скалистых берегов в окружении пенящихся водопадов, мот бы послужить живым объектом для какой-нибудь живописной декорации, а расположенный у Дагестанского аула мост через реку Кой-су (рис. 233) пролетом около 15 м своим богатым каменным убранством образует прекрасный первый план в окружающем горном ландшафте.

Не меньший интерес, чем кавказские, для исследователей представляют мосты Средней Азии.

234. Руины моста на р. Зеравшан в Самарканде
234. Руины моста на р. Зеравшан в Самарканде
В Самарканде сохранились остатки кирпичного арочного моста XIV—XVII веко® на реке Зеравшан (рис. 234, 235). Толщина его сводов в замке достигает 2 м при величине пролетов до 15 м. Мост имел первоначально 8—10 пролетов и был сильно изломан в плане, так как оба сохранившиеся отверстия моста, пропускавшие, вероятно, два смежных протока реки, расположены под довольно большим углом друг к другу. Мост сложен из кирпича 26X26X5,5 см на растворе из ганча.

235. Мост в Самарканде. Фрагмент одного из пролетов
235. Мост в Самарканде. Фрагмент одного из пролетов
О характере других древних каменных мостов, устраивавшихся на равнинных реках страны, дает представление иллюстрация (рис. 236), которая изображает переправу Даш-Кепри через реку Кушку. Эта переправа находится у границы Афганистана на месте боя, происходившего в 1885 году.

В Узбекистане близ Так-Турай Джаркурганского района Сурхандарьинского округа сохранился акведук «Таш Купрюк» (каменный мост), переброшенный через Сухой сай, выходящий из ущелья «Байдыхансай». Пролет акведука 5,7 м: Высота от дна оврага — 12,8 м. В позднейшее время стрельчатая арка его центральной части перестроена.

236. Мост на р. Кушке у Даш-Кепри на границе Афганистана
236. Мост на р. Кушке у Даш-Кепри на границе Афганистана
Около г. Карши существует весьма интересный древний мост через р. Кашка-Дарыо. Он имеет 11 стрельчатых пролетов, а на опорах устроены с обеих сторон моста закругленные оголовки, доведенные до уровня проезжей части. Оголовки ближайшей к каждому берегу опоры использованы для устройства изящных полуротонд, эффектно завершающих композицию. Мост перестраивался в XX веке с применением современного кирпича.

Приведенные образцы не только не исчерпывают всего богатстве каменных мостов Кавказа и Средней Азии, но являются слабым его отражением, и все же они убедительно свидетельствуют о том, что древняя строительная техника в трудах местных народных мастеров-строителей достигла высокого уровня. Превосходная архитектура этих сооружений требует широкого и глубокого изучения, которое, к сожалению, до сих пор не развернуто в должной мере.

Необходимо мобилизовать научные силы для такого изучения, провести его как можно скорее, чтобы можно было, основываясь на строго проверенном и научно освещенном материале, дать полную картину развития мостостроения на Кавказе и в Средней Азии.

Примечания

1. Т. Тораманян, Материалы I, II, стр. 34—35. Н. Тохарский, Архитектура древней Армении, стр. 322.