С представлением о римском городе тесно связан образ надземного водопровода, который придавал характерный облик городскому ансамблю. Даже сейчас, находясь в развалинах, акведуки производят большое впечатление, а в Риме их было 14 и 4 из них действуют до сих пор. Акведуки Италии — одно- и двухэтажные — строились в раннее время из квадров, затем из облицованного бетона, затем снова из квадров. В провинции (Испания, Сирия) квадры применялись все время.

26. Порта Маджиоре
26. Порта Маджиоре
Самый большой из римских — акведук Клавдия (I в. н. э.) имел протяжение около 60 км и давал 20000 м3 воды в сутки1. Пересечение акведука с Пренестинской и Лабиканской дорогами оформлено в виде ворот (Порта Маджиоре, рис. 26) с их известным аттиком, в верхней части которого проходили два водных канала. Постройка акведуков началась с IV века до нашей эры. На римских акведуках мы видим широкое применение аркад и многоэтажности, как новых композиционных приемов, построенных на метре и ритме с выделением центра, главного этажа, разграничением верха и низа. Пролеты арок, обычно 2—8 м, доходят до 25 м при пересечении рек. Известны случаи, когда водоводы проходят один над другим в четыре яруса.

Очень много акведуков, фонтанов и других гидротехнических устройств выполнено при гидротехнике первого века Фронтине, оставившем известное сочинение о римских водопроводах. Стремясь укрепить административную базу в провинции, римляне уже при Августе уничтожают плату за снабжение городов водой из акведуков, величественные и строгие формы которых должны были внушать почтение к власти, их создавшей.

Этому способствовали и крупные размеры акведуков (в м):

27. Акведук Гард (Франция), 158—167 гг. н.э.
27. Акведук Гард (Франция), 158—167 гг. н.э.
Типы многоэтажных акведуков по архитектурному строению можно разделить на несколько групп. Очень распространена композиция, подчеркивающая этажность сооружения резким развитием горизонтальных членений.

Представителем этой группы является Гардский акведук (рис. 27 и 28) возле Нима во Франции из желто-розоватого известняка.

Этот акведук — совмещение трех аркад, из которых средняя подобна нижнему ярусу, а верхняя служит продолжением низкой аркады левого берега.

Композиция нижних ярусов базируется на повторности трех типов пролета: 24,5 м (1 раз), 19,5 м (10 раз) и 15,5 м (2 раза), что позволило стандартизировать заготовляемые в карьере клинья сводов (высотой до 1,6 л() и использовать однотипные переносные кружала. С той же целью своды нижних ярусов устроены из сложенных насухо стандартных параллельных полуколец, которых в самом нижнем ярусе четыре, а в следующем — три.

28. Акведук Гард. Пропорции по проф. И. С. Николаеву
28. Акведук Гард. Пропорции по проф. И. С. Николаеву
Метрическая разбивка аркады акцентирована в середине и по краям уширением речного и сужением береговых пролетов. Каждый ярус и столб завершаются мощным обломом, облегчающимся с высотой. В плане мост слегка изогнут выпуклостью против течения.

Убывающая кверху высота горизонтальных членений заставляет преувеличивать и без того рекордную высоту (48,7 м) сооружения. Развитие этих членений приобретает особую энергию благодаря резкому переходу от медленного ритма нижних этажей к быстрому мельканию мелких арочек в верхнем, так что глаз, не охватывая их сразу, острее ощущает длину сооружения2.

Для перемещения блоков весом до 6 т, из которых сложены своды акведука, применялась механизация — подъемные краны.

В другом типе композиции, зародившемся, по-видимому, в Испании, чувствуется стремление придать акведукам изящную ажурность и легкость при помощи вертикальных членений, выделяющих тело опор во всю высоту сооружения.

29. Акведук Сеговия в Испании, II век н.э.
29. Акведук Сеговия в Испании, II век н.э.
Таков акведук Сеговия (рис. 29), у которого отношение высот этажей составляет около 1:3, Особенную легкость придает акведуку развитие опор по высоте уступами. Кладка из окаймленных неширокой (4—5 см) лентой квадров серого гранита, сложенных насухо, перебитая кое-где карнизами, подобрана настолько гармонично, что производит впечатление скульптурной лепки. Чрезвычайно изящен аттик, включенный между этажами.

Внешний вид позднейших акведуков все более и более приближается к фасадам зданий. Так, в Таррагоне высоты этажей относятся, как 1:2, а пяты арок, как в зданиях, опираются на карнизные тяги. Акведуки Мериды, бывшей столицы Лузитании, обработаны пилястрами на высоту трех этажей. Южный колорит проявляется здесь полихромией кладки, сложенной из камня вперемежку с рядами кирпича. Все испанские акведуки удачно гармонируют с окружающим пейзажем.

Живым прообразом средневековых сооружений выглядит акведук Фрежюс на юге Франции, весь укрепленный контрфорсами.

С упадком античного рабовладения исчезли экономические основы римского строительства. Снизилась строительная техника, ибо выработанные римлянами методы возведения грандиозных бетонных сооружений, требовавшие для своего осуществления громадных масс дешевой рабочей силы, не могли найти применения при изменившихся производственных отношениях, начавших возникать в период разложения античного рабовладения.

Конечно, все это не могло не отразиться крайне отрицательно и на мостостроении.

Примечания

1. Хотя этот акведук и причислен к семи чудесам Рима, но техника его кладки сильно уступает более ранним сооружениям.

2. Анализ пропорций и структуры акведука принадлежит проф. И. С. Николаеву.