Во Франции с середины XII в. романский стиль сменился готическим. Появление нового стиля обусловлено потребностью увеличить вместимость соборов, поскольку они стали местом не только богослужения, но и собрания горожан. Были до предела уменьшены сечения конструкций и толщина опор, которые делали в виде пучков тонких колонн. Опирающиеся на колонны стены облегчены за счет больших окон. Появляются круглые окна — «розы». Интерьер стал воздушнее и светлее, высота готических соборов вдвое больше романских. Для готического стиля характерны стрельчатые арки. Своды строили на системе арок, переброшенных в нескольких направлениях, выделенных гуртами, или нервюрами, — утолщенными каменными жгутами. Нагрузка от сводов передавалась на контрфорсы, вынесенные наружу, а распор сводов — на аркбутаны — наклонные упорные арки, имеющие вид ребер. Глухая романская стена превратилась в ряд узких простенков и больших окон, массивные объемы романского стиля заменил каменный остов.

Рис. 16. Парижский собор Нотр-Дам
Рис. 16. Парижский собор Нотр-Дам
Техника обработки камня достигла высокого уровня. Из камня вырезали оконные переплеты, выкладывали шатры башен, шатровые башенки на контрфорсах — фиалы, резные фронтончики над окнами — вимперги. Большим достижением готики были витражи — окна с живописными картинами из кусков цветного стекла в свинцовой оправе.

Соборы строили по полтора-два столетия, и башни часто так и оставались незавершенными. Таков парижский собор Нотр-Дам (Собор Парижской Богоматери, 1163—1182) — первая значительная постройка готического стиля (рис. 16). Расцвет готического стиля относится к XII—XIII вв. В XIV—XV вв. наступил его последний этап, отличающийся обилием деталей и эффектных ажурных форм.

Готический стиль в городах-республиках Италии характерен более нарядными, богатыми и разнообразными формами. Крупнейший Миланский собор (1386) — типичный пример готического стиля, где формы чисто декоративны. Кроме церковного в больших масштабах велось светское строительство (дворцы, ратуши, жилые дома). Во дворце Дожей в Венеции (1309—1340) готические стрельчатые арки первых этажей контрастируют с плоскостью стены.