Киев по праву считается одним из красивейших городов Советского Союза. Живописная природа киевских гор, прославленные приднепровские парки, откуда открываются широкие перспективы на Заднепровье, неожиданные ракурсы взбегающих на холмы улиц, прямые магистрали с уходящими вдаль аллеями тополей, светлые ансамбли новых жилых массивов — все это вызывает восхищение многочисленных гостей и туристов со всех концов пашей Родины и из-за рубежа. Гордостью Киева являются замечательные памятники архитектуры, среди которых многие пользуются мировой славой.

Автор выдающегося памятника древнерусского летописания — «Повести временных лет» в рассказе о начале правления в Киеве в 882 г. князя Олега писал: «И седе Олег княжа в Киеве, и рече Олег: «Се буди мати градам русьским». Уже насчитывая несколько веков своей истории, Киев становится столицей древнерусского государства — Киевской Руси, объединившей многочисленные восточно-славянские племена. Русь стала мощным заслоном на пути рвавшихся на запад кочевников, что во многом способствовало развитию европейской цивилизации. Русь в ту пору была «ведома и слышима есть всеми четырьмя конци земли». По словам академика Б. А. Рыбакова, Киевская Русь была «юностью и молодостью трех братских народов — русского, украинского и белорусского, живших тогда еще одной семьей и составлявших единую древнерусскую народность».


Память об этом свято сохранилась в сознании трех братских народов, из поколения в поколение передавались былины и легенды о могучих богатырях, защищавших родную землю, о златоглавом Киеве, о дворцах князя Владимира, о Золотых воротах и др. Столица Советской Украины, город-герой Киев пронес через века чувство единства братских народов. Киев — слава и гордость советских людей и его 1500-летний юбилей является праздником для всех народов Советского Союза.

Интерес к прошлому кроется и в героической истории этого древнейшего города, и в активном освоении его богатого культурного и художественного наследия.

Архитектура древнего Киева — это первые страницы истории зодчества русского, украинского и белорусского народов. В Киеве сформировалась школа строительной техники, ставшая основой всего дальнейшего развития древнерусской монументальной архитектуры. В Киеве были творчески осмыслены и переработаны достижения византийской архитектурной системы, что послужило началом поисков самобытных черт в древнерусском зодчестве. Уже в нервом периоде развития архитектуры древнего Киева мастера выработали новаторские типы зданий, нашли новые конструктивные и художественные решения, что сразу поставило древнюю Русь в число передовых стран — активных участников мирового архитектурного процесса.


Древнерусская архитектура положила начало формированию застройки Киева. Шли века, менялись архитектурные стили, Киев приобретал новые черты, соответствовавшие эпохе, но заложенная в его основу древнерусскими мастерами градостроительная схема, трансформируясь и развиваясь, оставалась основой города.

Величественные памятники монументального зодчества эпохи Киевской Русл, перестроенные и наряженные в одежды новых стилей, всегда оставались важнейшими ориентирами города и играли большую роль в его облике. Судьба древнерусского архитектурного наследия была печальной.

Бесконечные пожары уничтожали деревянную городскую застройку, а с нею выгорали и разрушались и каменные постройки.

После нашествия Ватыя в 12-10 г. в городе от многих каменных зданий остались одни руины. Уцелевшие постепенно приходили в запустение и разрушались, и лишь немногие из них продолжали существовать. Достаточно сказать, что из 40 известных нам по упоминаниям в исторических источниках и по археологическим находкам каменных здании Киева X—XIII вв, к началу XX в. сохранилось лишь 9 и те были настолько перестроены, что угадать их первоначальные формы было трудно.

Древнерусские памятники Киева в лихолетия хозяйничания в городе иноземцев всегда напоминали украинскому народу о славном прошлом Киевской Руси, о кровной близости к русскому народу, и борьба за сохранность этих величественных свидетелей порой перерастала в вооруженные столкновения. После победы в освободительной войне XVII в. и воссоединения Украины с Россией украинский народ бережно восстанавливал древнерусские памятники, но отстраивались они в формах тех стилей, которые господствовали в ту пору, чаще всего в стиле барокко, а позже — классицизма. Древпис памятники Киева неоднократно описывали путешественники XVI и XVII вв. — чешский дипломат Эрих Ляссота (1594 г.), польский историк Регинальд Гейдешптсйн (1598 г.), французский инженер Гнльом Левассер де Боплан (30—40-е годы XVII в.), сирийский путешественник Павел Алеппский (1653—1654 гг.). Эти описания дают интересные сведения о состоянии древнерусских построек в то время. Немаловажные данные мы находим в многочисленных украинских хрониках и книгах XVII в., авторы которых, как например Софоповнч, Иннокентий Ги-зель, Афанасий Калыюфойскнй, Павло Лисицкпй, пользовались древними документами, не дошедшими до наших дней и содержащими любопытные сведения о постройках древнего Киева. Особенную ценность для исследований древнерусской архитектуры представляют рисунки XVII в. Это, в первую очередь, перспективный план Киева 1637 г. с изображением многих киевских построек, приложенный к книге «Тератургима» А. Кальнофойского, альбом зарисовок Киева, сделанных в 1651 г. голландским художником А. Вестерфельдом, и огромный перспективный план Киева 1695 г., выполненный под руководством русского полковника Ивана Ушакова, где изображены почти все постройки Киева того времени. Большое значение для изучения древнерусских памятников Киева имеет их изображение в старопечатных книгах, в первую очередь, в изданиях Киево-Печерской лавры XVII и XVIII ст. Так, по многочисленным гравюрам Успенского собора можно с большой точностью определить все этапы его перестроек в то время.

В XVII в. многие сохранившиеся постройки были восстановлены, начиная от Кирилловской церкви, отремонтированной в 1608 г., и кончая Трехсвятительской, отстроенной в начале XVTTI в. Почти во всех древнерусских памятниках под позднейшими наслоениями сохранились древнерусские формы, но эти наслоения настолько закрыли первоначальный облик, что практически до конца XIX в. он был неизвестен исследователям. Принято считать, что изучение древнерусских построек Киева началось с расчистки остатков Десятинной церкви митрополитом Петром Могилой, предпринятой в 1635 г. Однако научного значения они не имели, и главным их результатом была находка саркофага с княжеским погребением.

В первой половине XVIII в. к древнерусским сооружениям особого интереса не проявляют. В 1750 г. было решено разобрать руины Золотых ворот, в которых еще сохранились остатки надвратной церкви. Киевляне стали протестовать против этого решения и инженер-полковник Д. Дебоскет засыпал ворота землей «для сохранения вида древности», все же разобрав при этом Есрхшою часть архитектурного памятника.

Во второй половине XVIII в. интерес к старине возрос. В 1760 г. М. В. Ломоносов издал «Краткий Российский летописец», а в 1766 г., через год после смерти великого ученого, выходит «Древняя российская история». Выходят из печати книги В. Н. Татищева и А. Л. Шлецера, о киевских древностях пишут И. Фальковский, С. Ммславский. Но по-настоящему первым исследователем киевской старины был учитель истории и географии народного училища М. Ф. Берлинский. Он пишет историю Киева (рукопись которой была издана лишь в наше время), а в 1820 г. выходит в свет его «Краткое описание Киева» — первое серьезное историко-топографическое исследование города.

В 1810 г. впервые памятники древнего Киева были обмеряны и зарисованы архитектором II. Ф. Максютиным и художником Д. И. Ивановым, работавшими в экспедиции историка.К. М. Бороздина. В начале XIX в. большое количество киевских зданий, в том числе и древних церквей, обмерял киевский городской архитектор А. И. Meленский. Позже серию рисунков построек древнего Киева создали Т. Г. Шевченко и М. М. Сажин. Эти профессионально выполненные работы содержат много ценных данных о древних постройках Киева.

Немалую роль в изучении киевских древностей в начале XIX в. сыграл Е. Болховитинов, известный в ту пору историк и высоко образованный человек, издавший монографии о Софийском соборе и Киево-Печерской лавре. По инициативе Е. Болховитинова в 1824 г. начались раскопки Десятинной церкви. Эти раскопки Е. Болховитинов поручил отставному чиновнику К. А. Лохвицкому, который в дальнейшем проявил активную деятельность в розыске древнерусских зданий. Кроме Десятинной церкви, К. А. Лохвицкий раскопал в 1831 г. Золотые ворота и Ирининскую церковь, руины постройки возле Андреевской церкви, Иорданский монастырь. Лохвицкий не жалел ни сил, ни своих сравнительно ограниченных средств на раскопки, он организовал при Киевском университете музей, куда передавал найденные им вещи.

В середине XIX в. над изучением киевских древностей работают несколько ученых, собравших много материалов об исторической топографии города и его архитектурных памятниках: М. А. Максимович, С. П. Крыжанов-ский, Л. И. Похилевич, И. И. Срезневский и Н. В. Закревский. Капитальная двухтомная монография Н. В. Закревского «Описание Киева» и до наших дней не утратила своего научного значения.

В 1843 г. при очередном ремонте в Софийском соборе была обнаружена древняя фресковая роспись. Для ее реставрации из Петербурга пригласили проф. Ф. Г. Солнцева. Он исследовал архитектуру собора и впервые выполнил проект его реконструкции. Как показали дальнейшие исследования, проект этот был далек от истины, но дал начало поискам форм зодчества Киевской Руси. Во второй половине XIX в. Софийский собор становится центром научных изысканий в этой области. Собор исследуют и издают о нем статьи и книги видные исследователи древнерусского искусства П. Г. Ле-бединцев, А. В. Прахов, Н. П. Кондаков, Д. В. Айналов, Е. К. Редин, Н. А. Окунев.

Исследуются и другие здания Киева древнерусского периода — Кирилловская церковь (А. В. Прахов, В. Г. Антонов), Богородица Пирогоща (Антонин), Михайловский и Выдубецкий монастыри, Трехсвятительская церковь (С. Т. Голубев). Серьезные работы по исторической топографии Киева публиковал Н. И. Петров. Особо следует отметить многочисленные исследования проф. П. А. Лашкарева, отличающиеся историко-архитектурной направленностью.

Как уже было сказано, для всех исследователей древнерусская архитектура была закрыта позднейшими наслоениями, проникнуть за которые не представлялось возможным. К тому же отсутствовала методика исследований архитектурных памятников. Эта методика была разработана и блестяще применена на практике в начале XX в. архитекторами П. П. Покрышкиным и Д. В. Милеевым. П. П. Покрышкин провел исследования и реставрацию церкви Спаса на Берестове, а Д. В. Ми-леев частично раскрыл фундаменты Десятинной церкви и раскопал Большой дворец X в. и церковь XI ст. на Стрелецкой улице. Безукоризненные в научном отношении, эти работы стали образцом для дальнейших исследователей Киева.

Великая Октябрьская социалистическая революция открыла новый этап в исследовании памятников древнерусского зодчества. Уже в первые годы советской власти была создана комиссия, начавшая изучение киевского Софийского собора. Работой комиссии руководили академики-искусствоведы А. П. Новицкий и Ф. И. Шмит. Исследования архитектуры собора были поручены молодому инженеру, в будущем — известному исследователю древнерусской архитектуры И. В. Моргилев-скому, применившему в своей работе методику П. П. Покрышкина. Сравнивая рисунки А. Вестерфельда 1651 г., изображавшие собор, И. В. Моргилевский шаг за шагом раскрывал первоначальный облик здания. Важнейшим результатом его работ явилась графическая реконструкция, вызвавшая много споров в научных кругах. Свои реконструкции собора предложили А. П. Новицкий и Н. И. Брунов.

В 1920—1930 годах проф. И. В. Мор-гилевский производит обмеры и исследования соборов Печерского и Михайловского Златоверхого монастырей, церквей Кирилловской, Трехсвятительской и Богородицы Пирогощи, т. е. всех сохранившихся памятников древнерусского зодчества Киева. Эти обмеры и исследования легли в основу современных знаний об архитектуре Киевской Руси. В 1938 г. начинает археологические исследования Софийского собора и Десятинной церкви проф. М. К. Картер. Продолженные им после Великой Отечественной войны раскопки фундаментов церквей на Копыревом конце, сооружений в Софийском заповеднике и Выдубецком монастыре дали ценнейшие сведения о древнерусских зданиях. Результатом работы М. К. Каргера явилась его капитальная монография «Древний Киев».

Огромные разрушения, причиненные Киеву немецко-фашистскими захватчиками, вызвали необходимость проведения больших восстановительных работ, в том числе и реставрации памятников архитектуры. Были организованы Республиканские специализированные научно-исследовательские мастерские, изучением памятников занимались также научно-исследовательский институт теории и истории архитектуры Академии архитектуры УССР, институт археологии АН УССР, научные сотрудники Софийского и Печерского заповедников. При проведении реставрационных работ стало возможным проводить исследования памятников с многочисленными зондажами, археологическими раскопками как внутри зданий, так и вокруг них. Большие реставрационно-строительные работы и капитальные исследования были проведены в 1948—1955 гг. в Софийском соборе, результаты которых дали начало многочисленным публикациям об архитектуре памятника. Исследовательские работы были продолжены Софийским заповедником также в 1976—1978 гг. Много новых открытий сделано во время реставрационных работ в Кирилловской церкви, Михайловском соборе Выдубецкого монастыря, при раскопках руин взорванного немецко-фашистскими захватчиками Успенского собора Печерского монастыря, церкви Спаса на Берестове, при раскопках храмов древнего Белгорода, собора Кловского монастыря, а также при исследованиях руин Золотых ворот, фундаментов церквей Богородицы Пирогощи, Гнилецкого монастыря( и здания большой ротонды конца XII — начала XIII вв. в самом центре древнего Киева.

Архитектура древнего Киева в последние годы довольно широко освещалась в трудах, посвященных древнерусскому зодчеству, искусству и культуре.

У читателя, который знакомится с архитектурно-художественным наследием Древней Руси, иногда возникает вопрос: почему в книгах о древнерусской архитектуре идет речь, главным образом, о церквях? В значительной степени это объясняется тем, что сооружения из камня и кирпича пережили (правда, далеко не все) века и лихолетия, в то время как деревянные давно погибли в пламени пожаров. Остатки дворцовых и оборонительных сооружений и еле заметные следы деревянных строений, которые иногда удается проследить во время археологических раскопок, особенно интересуют исследователей. Кроме того, следует помнить, что во времена средневековья церковь была главным центром идеологии. Поэтому основной сферой деятельности архитекторов и художников были культовые сооружения, монументальные росписи в них, иконопись. Именно в этой сфере решались основные проблемы развития стиля — определялись типы сооружений, решались конструктивные и художественные задачи того времени.

Исследованиями, которые проводились после Великой Отечественной войны, установлено, что стилистические изменения в каменной архитектуре древнего Киева можно проследить на следующих этапах его истории: времени высшего расцвета Древнерусского государства и его столицы Киева (конец X — первая половина XI вв.), когда были построены княжеские каменные дворцы, Десятинная церковь и Софийский собор; времени начавшихся княжеских усобиц (вторая половина XI — первая четверть XII вв.), когда получают распространение постройки типа Успенского собора Печерского монастыря; времени усиления феодальной раздробленности на Руси и формирования местных архитектурных школ (30— 80-е годы XII в.), представленного в Киеве такими зданиями, как Кирилловская церковь, и наконец, времени, когда под влиянием дальнейшего развития производительных сил в древнерусских городах отмечается активизация городского населения и проявляются тенденции протеста против феодальной анархии, что нашло отражение в архитектуре конца XII — первой половины XIII вв.

Последний период представлен в Киеве лишь остатками ряда построек того времени.

В книге рассматриваются все этапы развития архитектуры древнего Киева, рассказывается об архитектурных памятниках — как о тех, которые сохранились до наших дней, так и о тех, которые стали известны в результате археологических раскопок и новейших исследований.