В культурном наследии древних цивилизаций особое место занимает греко-римская культура в Средиземноморском бассейне, Причерноморье и соседних странах (с 3-го тысячелетия до н. э. до середины V в. н. э.), которую называют античной (лат. antiquus — древний).

Термин «античный» был введен итальянскими гуманистами в эпоху Возрождения для определения греко-римской культуры, древнейшей из известных в то время. Она привлекала их жизнеутверждающей силой, сознанием ценности и красоты человеческой личности, верой в безграничные творческие способности человека.

Историю античного мира принято делить на несколько периодов. Древнейший период — эгейская культура (3—2-е тысячелетия до н. э.), названная так потому, что ее создали племена, обитавшие на островах и побережье Эгейского моря, в материковой Греции, на острове Крит и в Трое (западное побережье Малой Азии).

Раньше других районов Эгейского моря вступил на путь культурного развития остров Крит с центром в Кноссе, к середине 2-го тысячелетия — города Микены и Тиринф. Там была обнаружена значительная группа памятников архитектуры, поэтому эгейский период называют еще и крито-микенским. В последнее время установлено, что эгейская культура распространилась и на острова Мелос, Санторин, Кипр.


История эгейской культуры строится исключительно на материалах археологических исследований. Районы эгейской культуры — троянской (Троя), элладской (Пелопоннес —Микены, Тиринф), кикладской (о-ва Киклады) — открыты в 70—90-х годах XIX в. немецким археологом Г. Шлиманом, минойская культура (о. Крит) —в начале XX в. английским археологом А. Эвансом.

В среднеминойский период на Крите создаются большие жилые комплексы и первые монументальные здания — дворцы — резиденции правящего рода, а позже — царя. Все постройки дворцов, частично двухэтажные, размещались по сторонам большого двора, окруженного каменной стеной. На возвышении располагался Акрополь — центральная религиозная и политическая площадь. В эгейских городах у подножия Акрополя лежал нижний город, где жили купцы, ремесленники и бедный люд.

Древнейшие крепостные стены Микен окружали только дворец и не охватывали площадь Акрополя. Позже были возведены громадные по высоте и толщине стены из глыб камня, частью неправильной формы (циклопическая кладка). Часть стены у ворот возведена из больших, правильных по форме камней (квадров), уложенных ровными рядами. Ворота сложены из двух колоссальных плит, поставленных вертикально и перекрытых третьей плитой. Ряды кладки сходятся выше, образуя треугольник, закрытый треугольной плитой с рельефным изображением двух львиц, опершихся на пьедестал с колонной эгейского типа, суживающейся книзу. «Львиные ворота» — первый в эгейском искусстве пример монументальной скульптуры.


От ворот дорога поднималась на холм, где находился царский дворец, план которого отличался простотой и строгостью архитектурного замысла. В центре дворца — парадное прямоугольное помещение (12х134 м) с очагом в середине — мегарон. Четыре колонны поддерживали крышу с отверстием для дыма. Вокруг мегарона размещались коридоры, кладовые, ванные и жилые комнаты.

Планировка мегарона была применена и в жилище. В Древней Греции мегарон стал характерным типом жилища. Это небольшое прямоугольное в плане здание с двускатной крышей и входом по узкой стороне в виде портика с двумя колоннами. Греческие дома были несимметричными в плане и состояли из переднего помещения и зала с очагом. Тесаные камни стен штукатурили, перекрытия были деревянными. На этой основе сформировались древнегреческие храмы, ставшие классическими. Эгейская архитектура широко пользовалась полихромией: штукатурку окрашивали в белый или красный цвет, на фасаде части ордера — в черный, охристый, голубой.

Ранний период истории Древней Греции (XI—IX вв. до н. э.) принято называть гомеровским, потому что главным письменным источником для изучения его служат поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». От архитектурных сооружений этого периода сохранились лишь руины, по которым можно судить о преемственности гомеровской Грецией эгейской культуры: в именах богов, которым посвящались храмы; в планах храмов, напоминавших очертания мегарона микенской эпохи с входом на узкой стороне прямоугольной постройки. Фундаменты жилых домов и храмов делали из грубого камня, стены — из кирпича-сырца, частично с деревянным каркасом. Вход в дом или храм представлял собой двухколонный портик. Здание завершалось двускатной крышей, образующей на торцовых сторонах фронтоны.

С VIII в. до н. э. начинается массовое строительство храмов. Простейший храм, посвященный какому-либо божеству, состоял из одного помещения — наоса, где стояла культовая статуя, освещавшаяся лучами восходящего солнца через проем входа на восточном фасаде. Перед входом помещался алтарь для жертвоприношений. Вход в герооны — храмы, посвященные обожествленным героям, был обращен на запад — в сторону «царства теней».

Типы храмов были разнообразны: с выдвинутыми вперед 4-, 6-, 8-колонными портиками на одном или двух противоположных торцовых фасадах. Часто здание храма окружали одним (периптер) или двумя (диптер) рядами колонн.

Храмы становятся центрами политических, культурных, экономических связей. Так, у храма Зевса в Олимпии с 766 г. до н. э. каждые четыре года устраивали олимпийские игры.

Период греческой истории, охватывающий VII и VI вв. до н. э., получил название архаического. Это время формирования греческого рабовладельческого общества и возникновения городов-государств (полисов) — укрепленных экономических и политических центров гражданской общины, обеспечивающей членам право собственности на землю и рабов. Древние греки называли себя эллинами, а свою страну — Элладой.

В архаический период появляются монументальные постройки из камня, главным образом из известняка мягких местных пород. Эллинские мастера архитектуры уже в VII в. до н. э. разработали строго продуманную систему рациональных соотношений между несущими и ненесущими (несомыми) частями здания, между колоннами и перекрытием, лежащим на них. Эта цельная, художественно осмысленная система сочетания конструктивных и декоративных частей с определенными соотношениями их размеров, установившая определенный порядок в отношениях частей здания, получила названия 'ордер (лат. ordo — порядок).

Греческий архитектурный ордер состоял из следующих основных элементов: трехступенчатого стереобата — цокольной части храма; колонн, состоящих из базы, ствола {фуст) и капители; антаблемента (перекрывающей части сооружения), делящегося, в свою очередь, на архитрав (балку), фриз и карниз. Выше антаблемента — треугольной формы фронтон, ограниченный сверху двумя скатами крыши.

В процессе формирования греческой архитектуры возникли вначале два основных ордера: дорический и ионический, несколько позже (430 г. до н. э.) появился коринфский в интерьере храма Аполлона в Бассах (Иктин). Они различались в деталях и пропорциях. Дорическая архитектура отличалась простотой и мужественностью форм, ионическая — легкостью, стройностью, изяществом, коринфская — большей декоративностью. Дорический и ионический стили возникли еще в деревянно-сырцовых постройках, где архитектурные элементы составляли необходимые конструктивные части, позднее формы были переведены (с небольшими изменениями) в камень. В каменных постройках многие конструктивные части превратились в декоративные элементы, воспроизводившиеся по традиционной схеме, но в новом материале. Переход от дерева к камню мягких пород совершился во второй половине VII в. до н. э.

Дорический ордер развивался в основном на Пелопоннесе и на западе Греции на основе микенской архитектуры, ионический — в Аттике и в восточных районах Средиземноморья на основе архитектуры стран Передней Азии.

Характерным дорическим храмом архаики был храм Аполлона в Коринфе (вторая половина VI в. до н. э.). Его окружали 6x15 колонн, пропорции их тяжелы, капители с большим выносом абаки.

Ионический храм Артемиды в Эфесе — большой диптер (75х142 м в плане), колонны его имели сильно развитые капители со свисающими вниз волютами и рельефные пояса над базами. Храм был построен из мрамора, который в ионической архитектуре начали применять раньше, чем в дорической.

Архитектурные ордеры как композиционная система сложились в Древней Греции в VI—V вв. до н. э., окончательно ознаменовав начало классического периода в архитектуре.

Классический период древнегреческой архитектуры (V — последняя треть IV в. до н. э.) начался с греко-персидских войн, завершившихся созданием Афинской морской державы. Созданные с первых десятилетий V в. творения зодчих, скульпторов, художников в последующие века стали образцом для подражания и назывались классическими (лат. classicus — первоклассный). Преобладающим типом храма в V в. становится дорический периптер. На фронтонах дорических храмов размещали высеченные из мрамора многофигурные композиции. Рельефы на метопах фриза выдерживали в одном масштабе и с одинаковым количеством действующих фигур.

Рис. 4. Афинский Акрополь
Рис. 4. Афинский Акрополь
Мастера V в. до н. э. успешно решили одну из величайших задач, которая во все эпохи стоит перед архитекторами, — задачу органической связи (синтеза) архитектуры, скульптуры и живописи. Мраморную скульптуру (круглую скульптуру, рельеф, украшения архитектурных сооружений) по-прежнему раскрашивали. Примером классического дорического периптера является храм Зевса в Олимпии (468—456 гг. до н. э., Либон), построенный в честь победы над персами. Высота его колонн (10,43 м) стала каноном при создании многих храмов.

Рис. 5. Греческий дорический ордер. Парфенон в Афинах
Рис. 5. Греческий дорический ордер. Парфенон в Афинах
Середина V в. до н. э. — время возвышения Афин. Центральный архитектурный ансамбль Афин — Акрополь — включал в себя следующие сооружения (рис. 4): главный храм Парфенон (447—438 гг. до н. э., Иктин и Калликрат, рис. 5); парадный вход на западном склоне Акрополя — Пропилеи (437—432 гг. до н. э., Мнесикл); грандиозную статую Афины-воительницы (Промахос), созданную скульптором Фидием. Позже были построены храм Нике Аптерос (449—421 гг. до н. э., Калликрат) и Эрехтейон (рис. 6) — храм, посвященный Афине и Посейдону (421—407 гг. до н. э., Архилох и Филокл). Асимметричный ансамбль Акрополя — пример единого композиционного замысла.

Парфенон — крупнейший дорический храм в Греции, построен из пен-телийского мрамора на вершине Акрополя. Размеры его стилобата 30,89х69,54 м. По типу Парфенон — октастильный (восьмиколонный на коротких фасадах) периптер, высота колонн 10,4 м. Сосредоточенная в верхних частях здания раскраска восковыми красками (энкаустикой) по мрамору подчеркивала тектонику.

Эрехтейон — несимметричный храм из пентелийского мрамора, расположенный на крутом рельефе. Шестиколонный портик с восточной стороны и четырехколонный с северной решены в ионическом ордере. Фриз выложен из темного элевсенского мраморовидного известняка, на фон которого наложены высеченные из белого мрамора рельефные скульптуры. С юга расположен портик кариатид, где роль опор играют изображения девушек (кор).

Рис. 6. Греческий ионический ордер. Эрехтейон в Афинах
Рис. 6. Греческий ионический ордер. Эрехтейон в Афинах
Коринфский ордер получил развитие с IV в. до н. э. в ряде памятников греческой архитектуры. Он впервые оформился в конце V в. до н. э. Пример коринфского ордера — памятник Лисикрата (335—334 гг. до н. э., рис. 7) — объем цилиндрической формы, конусообразная черепичная кровля его завершается скульптурным украшением — акротерием. Его полуколонны легче и изящнее ионических колонн, у них более высокая капитель, изогнутый в плане импост — переход от колокола капители к архитраву. Волюты капители — в форме стилизованных завитков растения аканта.

В IV в. до н. э. появилось много сооружений круглой формы, в том числе открытые греческие театры, сооружавшиеся на склоне скалы. Театры состояли из здания (скены), полукруглой нижней площадки (орхестры), расположенных вокруг нее концентрическими полукругами рядов амфитеатра (театрон). Ведущими архитекторами IV в. до н. э. были Филон, Скопас, Поликлет Младший, Пифей и Сатир.

Последний — эллинистический — период истории древнегреческой архитектуры начался с распада державы Александра Македонского (последняя треть IV в. до н. э.) и продолжался до завоевания подчиненного Греции Египта Римом (30-е годы до н. э.). Для архитектуры этого периода характерны развитие регулярной планировки городов (Милет, Делос, Эфес), определенный тип богатого перистильного жилого дома с росписью по штукатурке, создание новых типов сооружений — монументальных алтарей. Одним из наиболее знаменитых был алтарь Зевса в Пергаме (180 г. до н. э., рис. 8). Цоколь его в плане 30 х 28 м, высота 9 м. Алтарь опоясан мраморным скульптурным горельефным фризом, изображавшим борьбу богов и гигантов. Широкая лестница ведет к верхней площадке, ограниченной ионической колоннадой.

Рис. 7. Греческий коринфский ордер. Памятник Лисикрата в Афинах
Рис. 7. Греческий коринфский ордер. Памятник Лисикрата в Афинах
Архитектура периода эллинизма не создала своего стиля, но пропагандировала греческую архитектуру, оказав влияние на формирование римской и византийской архитектуры. Если в классической греческой архитектуре ордеры не были канонизированы, то в эллинистической архитектуре делается попытка установить известные каноны — наиболее удачные пропорции ордеров и их частей. Целый ряд архитекторов пишет трактаты об архитектуре и ордерах.

Дорический, ионический и коринфский ордеры, возникшие в Древней Греции, обладают общей конструкцией и композиционной схемой.

Композиционная схема ордеров имеет характерное для классики трехчастное деление по высоте: главная несущая часть — колонна, несомая часть — антаблемент, ступенчатое основание — стереобат. Аналогично на три горизонтальных пояса делится поле каменной стены храма. Колонна завершается капителью. Верхняя часть капители (абака) воспринимает тяжесть антаблемента. Основание колонны (база) лежит на квадратной плите (плйнте). В отличие от ионической и коринфской дорическая колонна не имеет базы. Средняя часть колонны — ствол (фуст) — выше нижней трети сужается кверху и имеет легкую кривизну {энтазис). Ствол колонны обработан вертикальными желобками (каннелюрами) и завершается астрагалом.

Антаблемент, в свою очередь, делится на три части по высоте: архитрав (нижняя главная балка), фриз (средняя часть), карниз (верхняя часть). Карниз состоит из трех элементов: поддерживающей части, плиты и венчающей части. Карнизная плита выносится вперед и завершается каменным желобом (сима), в котором собирается вода с кровли и стекает через отверстие на землю.

Рис. 8. Большой алтарь Зевса в Пергаме
Рис. 8. Большой алтарь Зевса в Пергаме
Фриз дорического ордера представляет собой изображение конструкции перекрытия и состоит из триглифов и метоп, расположение которых связано с осями колонн. Композиция фризов ионического и коринфского ордеров ленточная. Элементы деталей ордеров называют обломами-, из них образуются архитектурные профили. В деталях ордеров обломы несут различные композиционные функции: являются поддерживающими, поддерживаемыми и венчающими, а также связующими или разделяющими. По геометрическим признакам обломы разделяются на прямолинейные (полочки, полки, пояс), криволинейные простые (валик, вал-торус, четвертной вал, выкружка, обратная выкружка) и криволинейные сложные (гусек, обратный гусек, каблучок, обратный каблучок и скоция). Примером архитектурного профиля является астрагал — сочетание валика с полочкой.

В ордерах получили отражение объективные конструктивно-художественные закономерности формообразования, присущие архитектуре. В этом секрет их долгой жизни и использования в других конструктивных системах.

Источники изучения греческой архитектуры разнообразны: это развалины городов, отдельные хорошо сохранившиеся архитектурные памятники, античная литература. Римляне высоко ценили греческую архитектуру, осваивали и развивали ее на протяжении всей истории архитектуры Древнего Рима.