Площадь, на которой предполагается бетонировать подготовку, разбивают на карты-полосы шириной 3—4 м, устанавливая по их краям маячные доски (рис. 9-4). Бетонную смесь разгружают на месте бетонирования непосредственно из автобетоновоза. Лопатами ее грубо разравнивают, а затем с помощью вибробруса (виброрейки) уплотняют. При этом вибробрус на одной позиции держат до тех пор, пока он не опустится с обоими концами на маячные доски.
Когда по бетонной подготовке предполагают укладывать бетонные, цементные или асфальтовые полы, ее поверхность оставляют после проходки вибробруса шероховатой для лучшего сцепления с верхними слоями.
Для снижения температурных напряжений устраивают деформационные швы, параллельные направлению бетонирования. Перпендикулярно им предусматривают ложные деформационные швы, Их устраивают с помощью металлической полосы шириной 80—100 мм, толщиной 4—6 мм и длиной, равной ширине карты. Такую полосу заглубляют в свежеуложенный и провибрированный бетон на 1/3 толщины слоя, оставляя ее в бетоне на 20—40 мин, после чего осторожно извлекают. Образовавшийся паз заливают цементным раствором или битумом.
Бетонировать чистые полы по бетонной подготовке нужно с минимальным перерывом. Если бетон подготовки полностью схватился, перед бетонированием пола его увлажняют, не допуская, однако, луж на поверхности.
Чистый пол бетонируют по маячным доскам с уплотнением бетона виброрейкой.
Через 30—40 мин после заглаживания лентой поверхность бетона обрабатывают металлическим полутерком до обнажения зерен гравия (щебня). Такая обработка позволяет получить качественные бетонные полы, обладающие высокой истираемостью и прочностью.
Для того чтобы придать бетонному полу повышенную плотность и хорошие гигиенические качества, его поверхность железнят. При этом в поверхность свежеуложенного влажного бетона тщательна втирают сухой цемент до появления матового блеска. Эту операцию выполняют с помощью стальных полутерков, кельм или затирочных машин.
Фундаментные плиты, днища резервуаров, туннелей и отстойников имеют большие площади и отличаются густым армированием. Толщина таких плит и днищ колеблется от 0,15 до 1,5 м. Способы их бетонирования выбирают с учетом размеров в плане, толщины, степени армирования, а также местных условий (например, наличия на стройке тех или иных механизмов и мощности бетоносмесительных установок).
При большой площади плит их разбивают на блоки бетонирования, или карты. По краям карт устанавливают деревянную или сетчатую опалубку без разрезки арматуры на границах карт. Ширину блоков принимают с учетом условий непрерывного бетонирования и темпа подачи бетонной смеси.
Фронт бетонирования в пределах карты должен быть минимальным. Карты бетонируют подряд, т. е. одну за другой; для уменьшения суммарной усадки бетон в разделительные полосы укладывают враспор с затвердевшим бетоном карт после снятия опалубки на их границах.
Плиты даже большой толщины бетонируют в один слой. При этом несколько затрудняется виброуплотнение, поскольку внутренние вибраторы требуется погружать в смесь на глубину, в 1,5—2 раза превышающую длину рабочей части.
Бетонирование следует организовать так, чтобы избежать устройства рабочих швов в пределах одной карты. Выравнивают бетон плит по маякам, поверхность заглаживают гладилками, кельмами или полутерками. В местах примыкания стен, опирания колонн и столбов бетон оставляют шероховатым с устройством в отдельных случаях рифления и насечки.