Наружные ограждающие конструкции промышленных зданий, - стены и покрытия, - подвержены сложному комплексу внешних и внутренних воздействий. При этом рассматриваются воздействия, связанные с производственными условиями.

Наружные стены и покрытия должны обладать прочностью, огнестойкостью, долговечностью, тепло-, гидроизоляцией, противостоять воздействиям агрессивной среды. Вместе с тем, они должны быть индустриальны и экономически эффективны при возведении, обладать эстетическими качествами.

Стены проектируют несущими, самонесущими и навесными, - в зависимости от их статической работы и конструктивной схемы здания. Несущие стены воспринимают вертикальные (от собственной массы, от перекрытия и покрытия, от подъемно-транспортного оборудования) и горизонтальные (от ветра) нагрузки и передают их на фундамент. При строительстве производственных зданий несущие стены применяются в весьма ограниченном объеме. Их выполняют из кирпича, крупных и мелких блоков и пр.

Самонесущие стены возводят при наличии несущего каркаса. Они воспринимают вертикальные нагрузки только от собственной массы, которые передаются на фундамент и ветровые воздействия, передающиеся на колонны каркаса. Самонесущие стены выполняют, как правило, из крупных панелей или блоков, реже - из камня.


Навесные стены воспринимают вертикальные нагрузки от собственной массы только в пределах этажа в многоэтажных зданиях или в пределах одного шага ко-лонн(одной панели) в одноэтажных каркасных зданиях, а также горизонтальные ветровые воздействия. Все виды воздействий передаются на колонны каркаса через опорные столики или обвязочные балки. Навесные стены выполняют из легких строительных материалов(легких и ячеистых бетонов, листовых материалов), в виде многослойных панелей с применением эффективного утеплителя.

Характер работы стены наглядно показывает разрезка наружной стены на панели: сплошное и ленточное остекление ненесущих (навесных) стен, в самонесущих и несущих стенах имеются несущие простенки для опирания панелей (блоков) - перемычек над проемами (см. рис. 24.6).

Рис. 26.1. Панели для стен отапливаемых зданий
Рис. 26.1. Панели для стен отапливаемых зданий
Отечественными специалистами разработана межвидовая типовая серия стен для каркасных зданий, включая унифицированные габаритные размеры стеновых панелей, а также их креплений к каркасу. Основные номинальные размеры элементов: однослойные панели из легкого и ячеистого бетона навесных и самонесущих стен- длина 3; 6; 9 и 12 м; высота 0,9; 1,2; 1,8 и 2,4 м; толщина 200; 250; 300; 350 и 400 мм. Когда расстояния между несущими колоннами каркаса по осям наружных стен превышает длину стеновых панелей (как правило, в торцах здания), устанавливается дополнительный каркас (фахверк), предназначенный только для крепления ограждающих конструкций. Фахверк представляет собой систему колонн, ригелей, раскосов, выполненных из железобетона или металла. Элементы фахверковых стен, -особенно торцовых, - воспринимают нагрузку от массы стены и значительные ветровые нагрузки. Колонны фахверка, как и колонны основного каркаса, опираются на собственные фундаменты. Все нагрузки передаются на несущий каркас здания.

Рис. 26.2. Детали крепления стеновых панелей к колоннам
Рис. 26.2. Детали крепления стеновых панелей к колоннам
Для отапливаемых одноэтажных и многоэтажных промышленных зданий применяется, главным образом, горизонтальная разрезка панельных стен. Панели самонесущих стен крепят к колоннам каркаса с помощью гибких или скользящих связей, не препятствующих осадке стен. В ряде случаев, в самонесущих стенах панели заменяют блоками. Легкобетонные блоки изготавливают длиной 3 м; высотой 1,2 и 1,8 м и толщиной 400 мм и 500 мм. Навесные панели крепят к колоннам с помощью опорных столиков (стальных консолей) и крепежных элементов (рис. 26.1, 26.2).

Трехслойные железобетонные панели длиной 6 м состоят из двух внешних слоев из тяжелого бетона класса В20, соединенных стальными связями и теплоизоляционного слоя эффективного утеплителя (плитный пенополистирол или жесткие минераловатные плиты) толщиной 50-150 мм.

Рис. 26.3. Стена из каркасных металлических панелей
Рис. 26.3. Стена из каркасных металлических панелей
Металлические стены существуют двух видов: из трехслойных панелей заводского изготовления и послойной сборки, монтируемые на стройплощадке из отдельных металлических листов и плит утеплителя. Цоколи металлических стен выполняются из легкобетонных панелей толщиной, принимаемой по теплотехническому расчету, но не менее 250 мм. Высота цоколя принимается 0,9; 1,2 м от отметки чистого пола.

Трехслойные панели (типа «сэндвич») состоят из внешних профилированных стальных листов толщиной 0,6 мм и среднего теплоизоляционного слоя. В качестве утеплителя используется пенополиуретан или минераловатные плиты. Панели выпускают длиной 2380-11380 мм, шириной 988, 1016 и 1040 мм, толщиной 50; 61,8; 80; 81,6 и 100 мм. Панельная стена может иметь как горизонтальную, так и вертикальную разрезку. При вертикальной разрезке, для крепления панелей на колонны устанавливают продольные дополнительные элементы — ветровые и грузовые ригели. Для заделки стыков панелей, мест их примыкания к цоколю, проемам и т.п., а также для устройства температурных швов применяются дополнительные погонажные изделия (рис. 26.3).

Рис. 26.4. Конструкция стен полистовой сборки
Рис. 26.4. Конструкция стен полистовой сборки
Стены полистовой сборки состоят из наружной и внутренней обшивки стальными гофрированными(профилированными) листами с высотой гофра 44 мм, среднего теплоизоляционного слоя и слоя пароизоляции. Для крепления листов используются продольные ригели, которые служат для передачи всех нагрузок от стены на колонны и приколонные стойки (рис. 26.4).

Достоинством панельных стен является высокий уровень индустриальности. Их основной элемент - панель - имеет полную заводскую готовность. Основным недостатком является наличие большого числа стыков. Конструкция стены полистовой сборки позволяет их избежать. Кроме того, стены полистовой сборки, при использовании в них трудносгораемых или несгораемых утеплителей более надежны в случаях пожара, их можно применять в условиях, когда панельные стены неприемлемы, - для зданий в районах более низких температур наружного воздуха, для производств, сопровождающихся высокой влажностью внутреннего воздуха и пр.

Конструкция покрытия большинства промышленных зданий выполняется по беспрогонной схеме, в виде настила из крупноразмерных плит, укладываемых по фермам или балкам. В покрытии настил является несущим элементом для всех укладываемых на него последующих слоев, включая кровлю. В промышленных зданиях применяются малоуклонные покрытия(с уклоном от 1,5 до 5 %), что позволяет устраивать экономичные кровли с использованием легкоплавких мастик с защитным слоем гравия.

Рис. 26.5. Покрытия с металлическим профилированным настилом
Рис. 26.5. Покрытия с металлическим профилированным настилом
Применяют покрытия из железобетонных плоских или ребристых и армопе-нобетонных плит длиной 6 м, а также плит типа КЖС и ТТ размером 3х18 м; металлические покрытия и покрытия с использованием асбестоцементных плит.

Металлические покрытия применяют трех видов: из трехслойных и двухслойных панелей, стальные профилированные настилы послойной сборки. Трехслойные панели имеют ограниченное применение по причине повышенной металлоемкости, сложности устройства кровли, использования нетиповых стропильных конструкций. Более предпочтительны двухслойные панели, с металлическим основанием - стальным профилированным листом (с высотой волны 60 или 80 мм), слоем утеплителя (пенополиуретан или фенольный пенопласт) и слоем гидроизоляции. Наибольшее распространение получили стальные настилы послойной сборки длиной 3-12 м (рис. 26.5). Профилированный настил из оцинкованной стали укладывают на прогоны и крепят само-нарезающими болтами. Для теплоизоляции рекомендуется использовать гидрофо-бизированные минераловатные или стекловатные плиты повышенной жесткости.

Для гидроизоляции используют рубероид. Разработаны типовые решения покрытия послойной сборки для одноэтажных зданий.

Рис. 26.6. Основные типы кровельного покрытия промзданий
Рис. 26.6. Основные типы кровельного покрытия промзданий
Для большинства промышленных зданий используют рулонную кровлю. Вместе с тем, применяют также мастичные кровли и асбестоцементные волнистые листы. Рулонные кровли устраивают по слою утеплителя в отапливаемых зданиях или непосредственно по настилу покрытия в неотапливаемых. В качестве гидроизоляционных материалов используют рубероид, толь, изол, гидроизол и др. (рис. 26.6).

Основной гидроизоляционный ковер состоит из нескольких слоев рулонного материала, склеенных между собой битумными или дегтевыми мастиками. Поверхность кровли укрепляют защитным слоем белого гравия, втопленного в битумную мастику или(при значительных уклонах) для верхнего слоя применяют рулон с крупнозернистой или чешуйчатой посыпкой. Количество слоев принимается в зависимости от уклона покрытия: при уклонах не менее 12% - два слоя, не менее 2,5% - три слоя, не менее 1,5% - четыре и более слоев. Объясняется это тем, что при малых уклонах медленнее происходит сток воды и конструкция покрытия должна быть надежно защищена от возможного увлажнения. В наиболее уязвимых для влаги местах(примыкание рулонной кровли к парапету и стене в местах перепада высот, на свесах, в температурных швах и пр.) укладывают внахлестку 3-4 дополнительных слоя гидроизоляции. Наибольший уклон для рулонной кровли допускается не более 25%.

Кровля укладывается по цементно-песчаной или асфальтобетонной стяжке. Стяжка по бетону и плитным утеплителям устраивается толщиной 15-25 мм, по сыпучим материалам и нежестким плитным утеплителям - с армированием, 25-30 мм.

Рис. 26.7. Деревянные оконные переплеты промзданий
Рис. 26.7. Деревянные оконные переплеты промзданий
Над некоторыми производственными зданиями, по требованиям технологии, для поддержания постоянного температурно-влажностного режима внутри здания, устраивается водонаполненная крыша с плоским покрытием. Для такой кровли устраивается надежный многослойный гидроизоляционный ковер с защитным слоем из гравия или шлака.

Край гидроизоляционного ковра скатных покрытий в местах примыкания к вертикальным плоскостям(стенам, парапетам) заводится на высоту не менее 250 мм, тщательно заделывется в стену и закрывается металлическим фартуком.

Мастичные кровли устраивают с применением битумных, битумно-резиновых и битумно-латексных эмульсий в 2-3 слоя. Эти кровли армируют стеклотканями (1-2 прокладки). Число слоев мастики и армирующих прокладок зависит от уклона покрытия, Мастичные кровли устраивают плоскими, с уклоном до 2,5% (3 слоя и 2 прокладки) и скатными, с уклонами более 2,5% (2 слоя и 2 прокладки), но не превышающими 25%. В местах примыкания к выступающим элементам, в коньке, в ендове мастичные кровли усиливают двумя дополнительными слоями мастики с двумя прокладками стеклоткани. Мастичные кровли выгодно отличаются от рулонных отсутствием швов и простотой выполнения.

Водоотвод с плоских и скатных покрытий отапливаемых промышленных зданий устраивают, как правило, внутренний. Водоприемные воронки внутреннего водостока на скатных кровлях размещают в специальных желобах - ендовах. На плоских покрытиях устанавливают не менее одной воронки на каждый ряд колонн. Количество воронок назначается в зависимости от площади водосбора, которая зависит от типа, уклона кровли и района строительства расчет принимается показатель интенсивности дождя продолжительностью 20 мин). Для скатных кровель эта площадь составляет 600-1200 м2, для плоских — 900-1800 м2. Расстояние между воронками на скатных кровлях должно быть не более 48 м, на плоских - путь воды не должен превышать расстояние в 150 м.

С покрытий неотапливаемых зданий устраивается, как правило, наружный водоотвод, При необходимости устройства внутреннего водостока с покрытия неотапливаемого здания предусматривается специальный обогрев воронок и труб водостока.

Для установки воронок водостока в унифицированных плитах покрытия предусматриваются специальные отверстия, размещенные из условий привязки центра воронки к продольным координационным осям, равной 450 мм и к поперечным - 500 мм.


В составе ограждающих конструкций следует рассматривать также светопрозрачные элементы — окна и фонари.

Окна применяют с переплетами (деревянными, стальными, алюминиевыми, металлопластмассовыми, деревоалюминиевыми) и беспереплетные (из профильного стекла, стеклоблоков).

Переплеты заполняются листовым стеклом или стеклопакетами.

Рис. 26.8. Деревянные оконные панели
Рис. 26.8. Деревянные оконные панели
Номенклатура унифицированных изделий включает переплеты с одинарным, двойным и тройным остеклением.

Окна подразделяются на открывающиеся (внутрь или наружу) и глухие. Открывающиеся створки бывают с вертикальной и с горизонтальной осью навески, верхне-, нижне- и среднеподвесными (рис, 26.8). На чертежах направление открывания и ось навески обозначают линиями: сплошными (открывание наружу) и пунктирным открывание внутрь).

Деревянные оконные переплеты применяются в производственных и вспомогательных зданиях, в помещениях с сухим, нормальным и влажным режимом (рис. 26.7). Размеры деревянных переплетов по ширине и высоте соответственно приняты 1461х960, 1560 мм; 2966 х 1090, 1690 мм; 4490х1164,1764 мм; 1445х985,1585 мм; 2963х1115, 1715 мм; 2943х1182, 1782 мм. При заполнении оконного проема несколькими блоками их соединяют между собой болтами. Коробки блоков крепят ершами (анкерами) к боковым откосам проемов, стыки конопатят и закрывают наличниками.

Более совершенны деревянные оконные панели, которые выпускаются с номинальными размерами 1,2; 1,8 м по высоте и 6 по длине (рис. 26.8).

Рис. 26.9. Конструкция окон с переплетами из стальных труб
Рис. 26.9. Конструкция окон с переплетами из стальных труб
В промышленных зданиях применяют, главным образом, типовые металлические (стальные) переплеты. Металлические переплеты изготавливают из одинарных тонкостенных или спаренных прямоугольных труб а также из гнутых сварных или тонкостенных замкнутых профилей (рис. 26.9, 26.10, 26.11). Стальные переплеты выпускаются размерами: глухие — шириной 1395, 1860 мм и высотой 1176, 2358 мм; створные —шириной 1395, 1860 мм и высотой 1176 мм. Широко используется более индустриальная конструкция - стальная оконная панель (с одинарным и двойным остеклением, с открывающимися створками и шухие). Размеры панели - длина 6 м и высота 1,2; 1,8 м — соответствуют размерам стеновых панелей. Панели устанавливают одну на другую по высоте и крепят к колоннам в четырех точках. Ими можно заполнить проем высотой до 20 м.

Рис. 26.10. Конструкция окон с алюминиевыми переплетами
Рис. 26.10. Конструкция окон с алюминиевыми переплетами
В некоторых случаях, например, в безоконных зданиях с постоянным температурно-влажностным режимом помещений, можно использовать стекложелезобетонные панели с заполнением стеклянными блоками. Такие конструкции достаточно огнестойки, имеют малую воздухопроницаемость, но при неравномерном нагреве железобетонных рам и стеклоблоков в процессе эксплуатации последние могут растрескиваться в силу различного температурного расширения материалов. Площадь отдельных участков, заполненных такими конструкциями не должна превышать 15 м2.

Участки с глухим остеклением могут быть заполнены профильным стеклом — швеллерного сечения в качестве одинарного остекления и коробчатого сечения в качестве двойного. Высота заполнения оконного проема швеллерным профильным стеклом ограничена 3 м, коробчатым - 4,2 м. Заполнение осуществляется в один или несколько ярусов по высоте, В целях обеспечения визуальной связи работающих в помещении с внешним миром, а также для проветривания, при заполнении проема сочетают профильное стекло с открывающимися створными переплетами (панелями), располагаемыми, как правило, в нижнем ярусе.

Рис. 26.11. Ленточное остекление стальными оконными панелями
Рис. 26.11. Ленточное остекление стальными оконными панелями
Для естественного освещения производственных помещений многопролетного промышленного здания в его покрытии устанавливают специальные конструкции со светопрозрачным заполнением - фонари. По назначению фонари разделяются на световые, светоаэрационные и аэрационные. Последние не имеют светопрозрачного заполнения и в освещении практически не участвуют.

По конструктивному решению выделяют фонари-надстройки и зенитные фонари. По форме поперечного профиля фонари-надстройки бывают трапециевидные, прямоугольные, треугольные, пилообразные и пр.

Наибольшей световой активностью обладают зенитные фонари, проемы которых размещаются равномерно по площади покрытия, создавая равномерную освещенность на рабочей поверхности (рис. 26.12). Светопроемы зенитных фонарей расположены горизонтально или под небольшим углом к горизонту.

Рис. 26.12. Типы зенитных фонарей из органического стекла
Рис. 26.12. Типы зенитных фонарей из органического стекла
Кроме того, зенитные фонари экономичны, сравнительно просты в устройстве. Зенитные фонари размещают на плоских, скатных и криволинейных покрытиях.

Наибольшее распространение получили также фонари типа колпак, с квадратной, прямоугольной или круглой формой в плане. Наиболее рациональны прямоугольные и квадратные колпаки с размерами 1200х1200 мм и стрелой подъема 300-400 мм. В зависнмости от климатических условий района строительства колпаки делают однослойными или двухслойными с воздушной прослойкой 25 мм. Зенитные фонари подразделяют на точечные, панельные и ленточные.

Размеры фонарей унифицированы и соотнесены с основными размерами здания и элементов покрытия. Как правило, для 12- и 18-метровых пролетов принимают прямоугольные фонари шириной 6 м; для пролетов 24, 30 и 36 м - 12 м. Длина таких фонарей по противопожарным требованиям не должна превышать 84 м. Фонари большей длины устраивают с 6- метровым разрывом. Также, на 6 м фонарь не доводят до торцовых стен здания. Водоотвод с покрытия 6-метрового фонаря делают наружным, с 12-метрового, - как правило, внутренний.

Фонари всех типов имеют принципиально одинаковую конструктивную схему: каркас из поперечных рам и продольных элементов (прогоны для крепления створок, бортовые плиты, плиты покрытия и связи. Основными элементами зенитных фонарей служат опорный стакан, светопрозрачное заполнение, фартуки, механизм открывания. Каркасы и опорные стаканы выполняются из стали. Площадь фонарей определяется светотехническим расчетом. Ориентировочно, общая площадь зенитных фонарей не должна превышать 15% площади пола помещения.

По характеру технологического процесса и по конструктивному решению к категории промышленных сооружений относятся также гаражи и крытые автостоянки, где хранение автомобилей совмещается с их заправкой и техническим обслуживанием. В последние годы в нашей стране весьма быстрыми темпами увеличивается парк легковых автомобилей, находящихся в собственности граждан, в связи с чем потребность в строительстве этих сооружений в городах с каждым годом возрастает.

Размещение стоящих автомобилей является одной из самых сложных проблем современного градостроительства. Ее решение связано с большими материальными затратами, с выделением городской территории и пр. По данным специалистов, в городах с высоким уровнем автомобилизации стоящие автомобили занимают территорию в 2-4 раза превышающую площадь всей сложившейся улично-дорожной сети. Следует учитывать высокий уровень загрязнения воздуха выхлопными газами, а также высокий уровень шума, сопровождающие концентрацию автотранспорта в районах парковки.

Рис. 26.13. Проект многоэтажного гаража-стоянки
Рис. 26.13. Проект многоэтажного гаража-стоянки
Гаражи являются утилитарными сооружениями, объемно-пространственное решение которых во многом определяется протекающим в них технологическим процессом. Многоуровневые наземные гаражи на 300 - 500 и более машиномест представляют собой значительные по размерам объемы. Они играют существенную роль в окружающей застройке, что выдвигает достаточно высокие требования к их архитектуре. На рис. 26.13 показан проект многоэтажного гаража-стоянки на ул. Б. Екатерининской в г. Москве.

Мировая практика показывает, что наиболее рационально строительство подземных гаражей. Это существенно сокращает (или вообще не требует) площадь городской земли под гараж, снижает уровень и сокращает зону распространения вредных воздействий (в радиусе до 15-25 м от выездов и вентиляционных шахт). Однако стоимость подземных сооружений значительно превышает стоимость наземного строительства аналогичных объектов. Поэтому решение о строительстве того или иного типа гаража рассматривается отдельно в каждом конкретном случае.