На кирпичных предприятиях вода нужна для предварительного замачивания глины в грядах и бучильных ямах, при мятье глины и для смачивания форм или орошения мундштука и резательного столика при формовке сырца, а также для нужд обслуживающего персонала, для поливки двора и противопожарного запаса.

Количество воды для всех этих целей принимают согласно существующим нормам, которые обычно характеризуются следующими показателями:

  • Расход воды на 1 тыс. кирпичей — 650 л
  • Норма снабжения:
  • на одного рабочего — 25 л
  • на одну лошадь — 60 л
Противопожарный запас воды для предприятия устанавливают по согласованию с местной пожарной охраной.

К качеству воды, используемой для производства кирпича, особых требований не предъявляется, поэтому для водоснабжения кирпичного предприятия могут служить Как подземные воды, так и воды поверхностных источников — рек, озер, прудов.

Водоснабжение кирпичных предприятий в зависимости от их производительности, наличия у них механической энергии, а также природных условий может быть осуществлено различными способами. Только имея конкретные данные обо всех этих условиях, можно найти наиболее выгодный способ водоснабжения.


Для организации питьевого водоснабжения следует отдать предпочтение подземным водам.

Для Противопожарных нужд рекомендуется устраивать открытые водоемы. Конструкцию водоема выбирают в зависимости от отводимого для него участка, грунта, типа пожарного насосного оборудования, горизонта грунтовых вод и других факторов.

При наличии достаточного количества грунтовых вод водоснабжение целесообразно организовать из шахтного колодца. При наличии электроэнергии на предприятии и достаточном притоке воды можно установить небольшой центробежный насос с электродвигателем. Для хранения запаса воды и создания напора целесообразно доставить бак емкостью 2—5 мА.

Если вблизи предприятия имеется естественный или искусственный водоем, целесообразно организовать производственное водоснабжение из этого водоема. Пригодность воды для питьевых нужд необходимо согласовать с местными органами Государственной санитарной инспекции.

На кирпичных предприятиях с сезонным производством возможно подавать воду временной насосной установкой с укладкой труб по земле. На предприятиях же круглогодового действия все сети наружного водопровода должны быть уложены в землю ниже глубины промерзания грунта, а водонапорный бак должен находиться в теплом помещении. Для забора воды из водоема могут быть использованы простейшие пожарные насосы с бензиновым или иным двигателем или центробежные насосы с электродвигателями.


Вопрос обеспечения кирпичного предприятия энергией следует решать, во-первых, с учетом мощности, потребляемой устанавливаемыми механизмами и режима работы этих механизмов, и, во-вторых, с учетом местных возможностей по приобретению и использованию тех или иных энергетических установок.

В качестве примера рассмотрим .потребную мощность и режим работы кирпичных предприятий: сезонного, производительностью 1—1,5 млн. шт. в год и круглогодового действия с упрощенной тоннельной сушилкой, производительностью 3 млн. шт. в год. Допустим, что заводы обоих типов используют для обработки глины и формовки сырца кирпичеделательные агрегаты СМ-296А, а для обжига кирпича — кольцевые печи, причем на сезонном заводе печь работает с естественной тягой от дымовой трубы, а на круглогодовом заводе — с искусственной тягой, создаваемой отсасывающим вентилятором (который в то же время является нагнетательным вентилятором сушилки).

Как видно из табл. 10, мощность, потребляемая во вторую и третью смены, составляет на сезонном предприятии менее 20%, а на круглогодовом предприятии около 50% по отношению к мощности, потребляемой в первую смену. Это показывает необходимость установки на таких предприятиях по два первичных двигателя: а) основной достаточной мощности — для оборудования, работающего в первую смену; б) меньшей мощности — для оборудования, работающего в остальные две смены.



Энергоснабжение кирпичного предприятия в зависимости от местных условий может быть решено либо путем получения электроэнергии со стороны (от общей сети), либо от собственных энергоустановок. Бесспорными преимуществами, особенно для предприятий круглогодового действия с оборудованием, работающим непрерывно (вентиляторы печи и сушилки), представляет первый вариант — получение электроэнергии со стороны.

Если местные условия позволяют подключить предприятие к существующей энергосети, необходимо, получив на это разрешение, оборудовать трансформаторную подстанцию (открытого типа — на столбах), приобрести и установить требуемые электродвигатели, смонтировать электроподводки и пусковые устройства.

В тех случаях, когда получить электроэнергию со стороны нельзя и приходится устанавливать первичные двигатели, рекомендуется использовать для этой цели локомобили с генераторами.

В эксплуатационном отношении локомобиль — наиболее простая, спокойная и надежная машина, хорошо работающая на различных видах местного топлива. Мощность локомобиля (как и других энергоустановок) можно принимать несколько меньшей против расчетной максимальной нагрузки, учитывая неполное использование мощности оборудования и неравномерное распределение нагрузок во времени. Мощность локомобилей для наших примеров приведена в табл. 11.



Учитывая возможность установки на предприятиях дополнительного оборудования, в данном случае целесообразно установить: на сезонном предприятии — для работы в первую смену локомобиль П-1 Людиновского завода с генератором к нему 27 ква, а для работы в остальные смены небольшой локомобиль 4ЛП-20 того же завода; на круглогодовом предприятии — два взаимозаменяемых одинаковых локомобиля П-1 или другого типа.

Для колхозных кирпичных предприятий рекомендуется применять электродвигатели с фазным ротором, снабжаемые пусковыми реостатами.

В крайнем случае при отсутствии локомобилей могут быть использованы двигатели внутреннего сгорания соответствующей мощности — дизельные, нефтяные или бензиновые. Первичные двигатели могут быть использованы и без генераторов, с ременным приводом к кирпичеделательному агрегату через трансмиссию, а к остальному оборудованию — с индивидуальными двигателями и приводами.