Предприятие рассчитано на сезонную работу, но его технологическая схема существенно отличается от сезонного предприятия производительностью 100 тыс. кирпичей. Добычу глины и складывание ее в гряды или бурты для естественной подготовки предусматривают здесь механизированными способами, обработку глины и формовку сырца — на кирпичеделательном агрегате СМ-296А или подобного ему типа, сушку сырца — более совершенными способами в обычных шатровых или иных сушильных сараях, а обжиг кирпича — в кольцевой бессводовой печи. Вместо тачек и других простейших транспортных средств на данном предприятии предусмотрен преимущественно рельсовый внутрицеховый транспорт — в вагонетках по узкоколейным путям.
Для добычи глины наиболее целесообразно использовать небольшой одноковшовый экскаватор на гусеничном ходу, который можно взять на 20 дней у одной из ближайших строительных или других организаций. Такой экскаватор сможет за указанный срок обеспечить предприятие глиной для работы в течение всего сезона.
Часовая производительность одноковшовых экскаваторов (с погрузкой глины па вагонетки или в автосамосвалы) с различной емкостью ковша составляет в зависимости от плотности глины:
Для лучшего использования производительности одноковшового экскаватора наиболее целесообразно отвозить глину в гряды двумя-тремя автосамосвалами, что позволит заготовить всю глину в минимальный срок.
При небольшом расстоянии карьера от предприятия добыча глины и ее буртование для естественной подготовки могут быть выполнены также в 20-дневный срок скрепером или бульдозером.
Учитывая сравнительно небольшую среднесуточную потребность в глине для текущего производства — всего около 25 м3, предусматривается ручная добыча глины из гряд или буртов (а при достаточно рыхлой глине, не требующей естественной подготовки, и непосредственно из карьера), а доставка ее в производство — в вагонетках с опрокидным кузовом по узкоколейным путям.
Если таких вагонеток нет и приобрести их нельзя можно обойтись только вагонеточными скатами с подшипниками, а вагонетки сделать из дерева. Для каждой вагонетки следует изготовить раму-платформу из брусьев, обшив ее сверху досками. На платформу вагонетки ставят деревянный ящик без дна, снабженный ручками, в который и насыпается глина. При выгрузке глины ящик снимают, после чего вагонетку легко можно опорожнить. Ящик должен быть сделан конусным.
Нагруженные вагонетки можно транспортировать при помощи лошадей, мотовозов или лебедки. В последнем случае необходимо иметь две ветви троса: одну для груженых вагонеток, а вторую — для порожняка. Могут применяться и другие варианты транспортирования сырья.
Для сушки сырца сараи предусмотрены двух вариантов: шатровые для сушки сырца на поду сарая и сараи на столбах для сушки по методу Картавцева.
Обжиг кирпича также запроектирован в двух вариантах: в кольцевых бессводовых печах системы А. А. Смирнова и системы Гипросельстроя. Эти печи имеют почти одинаковый объем обжигательного канала (160 и 164 м3) и работают по одинаковому принципу, отличаясь лишь некоторыми конструктивными особенностями. Обжигательный канал печи Смирнова уже и длиннее по сравнению с печью Гипросельстроя, что при одинаковой производительности печей требует большей скорости огня, но в то же время облегчает условия обжига и обеспечивает его равномерность. В печи Смирнова дымовые газы удаляют из каждой камеры обычными для кольцевых печей дымовыми конусами, а в печи Гипросельстроя — перекидными коробами.
Если колхоз имеет возможность заказать необходимое чугунное литье для печи (дымовые конусы и гнезда к ним), то предпочтение следует отдать печи Смирнова.
Примерное расположение всех сооружений на площадке предприятия показано на рис. 69.
Продолжительность сезона работы на данном предприятии условно принята исходя из климатических особенностей Московской области (предприятие работает по 7-дневной прерывной неделе с 3/V по 15/IX). При строительстве в других климатических поясах производительность предприятия должна быть соответственно пересчитана.
Продолжительность отдельных производственных операций, согласно принятым в проекте расчетам, приведена в табл. 18.