Байпас это резервный путь, а точнее, обводной трубопровод, для движения жидкости в системе отопления, предназначенный для использования во внештатных ситуациях. Именно установка байпаса позволяет без лишних проблем менять радиаторы отопления в работающих отопительных системах, переводить систему на естественную циркуляцию теплоносителя при отключении циркуляционного насоса (разумеется, это возможно лишь там, где подобный переход предусмотрен проектом) и поддерживать ее в рабочем состоянии при выходе из строя отдельных приборов отопления.
Где применяют байпас и как он устроен?
В частных домах байпасы широко используются в однотрубных системах отопления и при установке циркуляционных насосов. В двухтрубных системах отопления потребности в байпасе нет, но его могут использовать для перестраховки.
Байпас представляет собой обычную трубу, соединяющую подающий и обратный трубопровод и установленную перед тем прибором отопления или устройством, работу которого он должен будет дублировать в случае аварийной ситуации.
Байпас может быть дополнен запорной арматурой, а может просто представлять собой кусок трубы меньшего диаметра по сравнению с диаметром подающего и обратного трубопровода.
Расчет прост: труба меньшего диаметра имеет большое гидравлическое сопротивление по сравнению с обычными трубами и прибором отопления. При открытых вентилях на радиаторе (в положении включен) теплоноситель движется по пути меньшего сопротивления и поступает в прибор отопления или в циркуляционный насос.
При необходимости отключить прибор отопления, не нарушая работы системы отопления в целом, достаточно перекрыть запорную арматуру. Для движения теплоносителя остается один путь – байпас. В этом случае высокое гидравлическое сопротивление байпаса уже не является серьезным препятствием для движения теплоносителя, ведь иных путей для его движения просто не остается.
В том случае, если диаметр байпаса равен диаметру подающего и обратного трубопровода, его обязательно дополняют запорной арматурой. При нормальной работе отопительной системы и при отсутствии потребности в байпасе его просто перекрывают, исключая возможность движения жидкости по обводной трубе.
Дело в том, что при равных диаметрах труб на байпасе и основном трубопроводе и его расположении перед прибором отопления теплоноситель пойдет не в радиатор, а в байпас, в результате чего прибор отопления не сможет работать.
Байпас для циркуляционного насоса
Байпас широко используется при установке циркуляционного насоса, но в этом случае он представляет собой отвод трубы с врезкой в две точки, расположенные на некотором расстоянии друг от друга.
Если в случае с радиаторами байпас является обводным резервным трубопроводом, выполняющим функцию запасного пути для движения теплоносителя при возникновении аварийных ситуаций, то монтаж циркуляционного насоса выполняется на байпасной линии, а резервным является прямой участок трубопровода.
При неработающем циркуляционном насосе прямой участок трубопровода обладает меньшим гидравлическим сопротивлением и именно его выбирает теплоноситель, движущийся в системе отопления.
При включенном циркуляционном насосе на входе в него создается разрежение, а на выходе, напротив, избыточное давление, благодаря чему жидкость меняет направление движения и поступает во входной патрубок циркуляционного насоса, а не в прямой участок трубопровода.
При установке циркуляционного насоса на байпасной линии перед ним и после него обязательно устанавливается запорная арматура, но делается это не для управления направлением движения жидкости, а для обеспечения работ по замене и обслуживанию циркуляционного насоса.
Как видите, байпас является необходимым элементом отопительной системы, обеспечивающим ее бесперебойную работу в случае возникновения аварийной ситуации. Увы, иногда по незнанию некоторые граждане отказываются от установки байпасных линий, что может привести к нарушению циркуляции теплоносителя и неэффективной работе отопительной системы в целом.