С. Б. Вознесенский (СССР)
Развитие пневматических конструкций в СССР можно разделить на три периода:
- начальный период (1959—1970 гг.);
- период подготовки выпуска серийных ВПС — воздухоопорных пневматических сооружений (1970—1975 гг.);
- период серийного выпуска ВПС (после 1975 г.).



Для начального периода развития ВПС характерны обширная область применения этих сооружений и проверка их в различных климатических зонах страны. Опыт начального периода освоения пневматических строительных конструкций, накопленный рядом организаций, позволил сделать выводы об эффективности ВИС, возможности применения их в различных областях народного хозяйства страны, строительстве специализированных предприятий по производству ВПС, необходимости выявления потребности в ВПС различных отраслей промышленности, сельского хозяйства, промышленного и гражданского строительства.
Лаборатория пневматических конструкций ЦНИИСК, являясь головной организацией этого направления в системе Госстроя СССР, координировала выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ для нужд строительства. В частности, ею была выявлена потребность страны в пневматических сооружениях, определены область применения и номенклатура ВПС, что было необходимо для планирующих органов при подготовке решения о серийном производстве ВПС.
Решающую роль в начальном и последующих периодах развития пневматических конструкций сыграл Загорский филиал НИИ резиновой промышленности, взявший на себя разработку материалов, конструкций и технологии изготовления многих оригинальных сооружений.
Проектированием, разработкой и испытаниями ряда уникальных пневматических сооружений успешно занимался ВНИИмонтажспецстрой.
Период 1970—1975 гг. характеризовался углубленным изучением комплекса вопросов, возникавших в связи с подготовкой к серийному производству пневматических конструкций. ЦНИИСК провел ряд натурных испытаний воздухоопорных сооружений отечественного и зарубежного изготовления.
Одним из таких объектов явился склад сахарной свеклы в г. Яготине Киевской области [8]. В оболочке размером 24x48 м (рис. 5) в зимний период хранилось 1500 т сахарной свеклы. Минимальная температура окружающей среды достигала —30°С при скорости ветра до 25 м/с. В пневматическом сооружении за весь период хранения свеклы поддерживалась заданная температура от 0 до 2°С (рис. 6, 7).
![]() | ![]() | ![]() |
До организации серийного производства воздухоопорных зданий они в небольшом количестве приобретались за рубежом, например в ГДР (предприятие; в Нойгерсдорфе), в Финляндии (фирма «Рукка»), в Швеции (фирма «Барракуда»), в Норвегии (фирма «Сканховер»), в США (фирма «Сидэйр») и др. Некоторые из них были испытаны в тяжелых климатических условиях Крайнего Севера.
В период 1972—1973 гг, на севере Красноярского края и в Магаданской области было смонтировано несколько ВПС норвежской фирмы «Сканховер» [9]. Пролет оболочек 20 м, длина 75 м, высота 8 м. В одном из торцов оболочки имелся въездной шлюз размером 8x4x3 м и входной размером 2x2x2 м. В другом торце находился блок воздуходувных и отопительных установок и аварийного генератора, состоящий из четырех стальных контейнеров размером 2,1x3,3x1,6 м. Оболочки изготовлены из белой и оранжевой ткани типа «тревира» с двусторонним покрытием из поливинилхлорида.
Районы установки оболочек отличаются суровыми климатическими условиями: морозы достигают —56°С, а скорость ветра доходит до 40 м/с при сильных снегопадах. Районы были выбраны специально с целью проверки работы оболочек в тяжелых климатических условиях и разработки ВПС особой конструкции, пригодных для районов Крайнего Севера.
В результате наблюдений было установлено следующее:
- на кровле блока башенного отделения образуются снеговые мешки (рис. 8), которые деформируют экраны машинного отделения;
- при подаче воздуха происходит засасывание снега под оболочку;
- снег концентрируется внутри оболочки в районе машинного-отделения, и для его вывоза приходится применять автотранспорт;
- система питания отопительных установок и система автоматики сложны и требуют квалифицированного обслуживания, что в условиях сильных морозов, снегопадов и ветра чрезвычайно затруднительно;
- в узлах крепления тканевой оболочки к блоку машинного отделения и входному шлюзу возникают разрывы ткани;
- разворот транспортных средств под оболочкой затруднителен и требует дополнительной площади, поэтому необходим второй выездной шлюз.
К этому же периоду (1974 г.) относится создание купольного-укрытия для выполнения сварочных работ, запроектированного ВНИИмонтажспецстроем в г. Новомосковске (рис. 9). Для специальных сталей свариваемых резервуаров требовались особые технологические условия сварки — положительная температура и влажность не более 80% при надежной защите от снега, дождя и ведра.
По плану девятой пятилетки в г. Ангрене (УзССР) был построен завод «Резинотехника», который с 1975 г. начал серийный выпуск воздухоопорных пневматических сооружений для народного хозяйства страны [10, 11].
![]() | ![]() | ![]() |
Комплект сооружения состоит из оболочки, изготовляемой из тканепленочного материала А-01 (капроновая ткань ТК-80-РО, покрытие на основе синтетического каучука «наирит»), транспортного и входного шлюзов, трех воздухоподающих установок со стандартными центробежными вентиляторами Ц4-70 № 5, двух теплогенераторов ТГ-2,5 мощностью 290 кВт и системы автоматики. В качестве резервного источника тока используется дизель-генератор мощностью 12 кВт.
Технические характеристики ВПС А-18Ц:
- Габаритные размеры оболочки, м — 18X48x9
- Полезная площадь, м2 — 864
- Объем оболочки, м3 — 6000
- Масса тканевой части, т — 1,7
- Масса каркаса шлюза, т — 2,2
- Рабочее давление, Па — 150
- Максимальное давление, Па — 400
Интересным примером применения ВПС явилось сооружение, составленное из двух оболочек А-18Ц длиной 72 м. Под оболочкой проводили сборку вышек буровых установок.
В настоящее время в номенклатуру ангренского завода «Рези-нотехннка» входит ряд ВПС, которые выпускаются серийно или готовятся к выпуску (табл. 3).
Подобный эксперимент был проведен в одном из подмосковных совхозов. Под оболочку в поздний осенний период было введено более 30 сельскохозяйственных машин и проведены профилактический ремонт и консервация техники в условиях осенней непогоды. По окончании этих работ оболочка была опущена и находилась в таком состоянии до весенних полевых работ. Сельскохозяйственные машины в период осенне-зимней стоянки оказались в полной сохранности [14].
С начала 70-х годов ведутся работы по возведению железобетонных оболочек на пневматической опалубке. Одним из первых сооружений явилась цилиндрическая оболочка пролетом 6 и длиной 6 м, выполненная по разработкам ЦНИИСК и Мосгражданпроекта [15]. Оболочка возведена методом подъема бетонной массы с поверхности земли.
Одновременно Б. И. Покровским были начаты работы по возведению оболочек различных типов на пневматической опалубке [16]. Например, оболочка купольного типа диаметром 6 м была сооружена из плоских лепестковых элементов.
Дальнейшим развитием работ по возведению цилиндрических сводов явилось сооружение ряда объектов пролетами 12 и 18 м (рис. 16).
Ребристые своды выполнялись методом подъема бетонной массы с нулевой отметки с помощью пневматической опалубки, изготовленной ангренским заводом «Резинотехника».
Одновременно с методом подъема бетонной массы с нулевой отметки в отечественной практике развивался и метод торкретирования. Например, под Москвой был сооружен железобетонный купол диаметром 32 и высотой 16 м с цокольной цилиндрической частью [1]. Толщина купола 5—6 см. В качестве арматуры использована проволока диаметром 5,5 мм, расположенная в меридиональном и широтном направлениях с ячейкой около 200 мм. На рис. 17 приведены этапы возведения купола.
Проект сооружения и его возведение выполнены под руководством В. В. Беспалова (Московский архитектурный институт).
В настоящее время ведется подготовка к возведению ряда купольных сооружений диаметром 24 и 36 м [17].
Список литературы
- 1. Пневматические конструкции воздухоопорного типа/Под ред. В. В. Ермолова. М., Стройиздат, 1973.
- 2. Пневматические строительные конструкции/Под ред. А. Б. Губенко. М., Госстройиздат, 1963.
- 3. Арсеньев Л. Б., Поляков В. П. Пневматические сооружения. М,, Знание, 1981.
- 4. Овсепян А. П. и др. Инвентарные сборно-разборные сооружения из светопрозрачной полимерной пленки.— Промышленное строительство, 1968, № 7.
- 5. Поляков В. С., Шпаков В. П. Пневматические конструкции в строительстве. М., Стройиздат, 1975.
- 6. Вознесенский С. Б. Пространственные конструкции из тканепленочных материалов.— Промышленное строительство, 1977, № 8.
- 7. Охотников А. А., Анцыгин Ю. Г. Пневматические сооружения для народного хозяйства.— В сб.: Теория мягких оболочек и их использование в народном хозяйстве. Изд. Ростовского ун-та, Ростов-на-Дону, 1976.
- 8. Хелемский М. 3., Онищенко Н. И., Вознесенский С. Б. и др. Исследования ло использованию пневматических конструкций в качестве складов для хранения свеклы.— Сахарная промышленность, 1974, № 5.
- 9. Вознесенский С. Б., Ермолов В. В. Проектирование пневматических конструкций в СССР и за рубежом. ЦИНИС Госстроя СССР, М., 1975.
- 10. Искандаров И. Н., Вознесенский С. Б. Склад из пневмоконструкций.— Промышленный транспорт, 1976, № 7.
- 11. Искандаров И. Н., Вознесенский С. Б. Организация серийного выпуска воздухоопорных сооружений на Ангренском резиновом комбинате.— В сб.: Пятый дальневосточный семинар по мягким оболочкам. Владивосток, 1976.
- 12. Глебов В. А., Лакота А. М., Каримов Ф. А. Пневмоопорные сооружения яа севере Тюменской области,— Строительство трубопроводов, 1978, № 10.
- 13. Временная инструкция по проектированию, монтажу и эксплуатации воздухоопорных пневматических сооружений. СН 497—77.
- 14. Вознесенский С. Б., Гуцков В. Е., Жуканова Н. И. Строительство с применением тентовых покрытий складов минеральных удобрений и других объектов. ЦНИИТЭП Госкомсельхозтехники СССР, М., 1979.
- 15. Козловский С. Ч., Шапиро Д. Л., Вознесенский С. Б., Лернер Е. П. Железобетонная оболочка на пневматической опалубке.— На стройках России, 1976, № 2.
- 16. Петраков Б. И. Бетонирование конструкций с использованием пневмоопалубки. Л., Стройиздат, 1974.
- 17. Вознесенский С. Б., Носов В. М., Шапиро Д. Л., Новиков В. А. Железобетонный купол на пневматической опалубке.— Архитектура и строительство Подмосковья, 1982, № 1.