Проблема создания и эксплуатации мобильных типов жилища не менее актуальна и за рубежом. Многочисленными фирмами и организациями проведены научно-исследовательские и практические разработки в области проектирования, создания и эксплуатации мобильных типов жилища различного назначения и для различных условий эксплуатации. При рассмотрении зарубежного опыта, по-видимому, целесообразнее обратить внимание на положительные и прогрессивные качества и достижения в этой области с целью их использования в советской практике.

Все большее значение с каждым годом в экономике капиталистических стран приобретает освоение новых районов, в основном районов Севера, содержащих значительную часть потенциальных ресурсов. В связи с этим за рубежом, как и в нашей стране, возникает проблема обеспечения рабочих и служащих, работающих в неосвоенных районах, жильем и учреждениями обслуживания. Специфические условия, влияющие на организацию жилища, аналогичны: изолированность большинства районов, трудности доставки материалов и механизмов из-за больших расстояний и отсутствия транспортных коммуникаций, высокая стоимость содержания людей, как правило, суровый климат, короткий строительный сезон и др. Все вместе взятое обусловливает широкое использование типов жилища, изготовленных на заводе и доставляемых на место эксплуатации из обжитых районов. Для решения этих задач привлекается широкий круг специалистов, ведутся научно-исследовательские работы.


Ряд зарубежных фирм специализируется на выпуске мобильных типов жилища для нужд освоения новых районов.

Многие канадские фирмы («АТСО», «IНI», «Diplomat», «Ambassador» и др.), специализирующиеся на производстве домов для строительства в северных районах, создали ряд серий типовых мобильных инвентарных жилых и общественных зданий и поселков из элементов.

В связи с этим интересен опыт работы канадской фирмы «АТСО», которая выполняет изыскание и проектирование временных поселков, изготовляет, доставляет на место и монтирует дома по контракту с заказчиками. Фирма предлагает для продажи и сдачи в аренду как серию передвижных домов-укрытий для различных целей, оборудованных и готовых к эксплуатации, перемещаемых с помощью воздушных видов транспорта, так и целые наборы инвентарных передвижных поселков. Кроме того, фирма «АТСО» производит серию домов-вагончиков на базе железнодорожной платформы, которые изготовляются промышленным способом и предназначены для эксплуатации в суровых климатических условиях. Вагончики .этой фирмы пригодны для строителей любых профессий в качестве жилых помещений, а также как прачечные и кухни-столовые.


Мобильные дома за рубежом используются не только для целей освоения новых районов. Они нашли широкое применение и в других областях человеческой деятельности, для обычного проживания людей. В связи с этим одним из направлений в домостроении США в последнее время стала индустрия мобильных передвижных домов. В 1967 г. передвижные дома составляли 32% от всех односемейных частных домов, производимых в США [32].

Большая популярность мобильного жилища в капиталистических странах обусловлена не столько техническим уровнем развития стран, сколько социально-экономическими причинами. Так, в отличие от США, где для приобретения передвижных домов предусмотрена выдача субсидий, существующее в Канаде законодательство пока не стимулирует покупателей жилых домов, так как здесь жилищный кризис менее выражен, но несмотря на это число сторонников передвижных домов в этой стране из года в год увеличивается.

Условия жизни в таких поселках координируются с разрабатываемыми в настоящее время Национальными исследовательскими стандартами и нормами на передвижные дома и поселки, включающими конструктивные и функциональные требования к ним, сопоставимые с требованиями к домам традиционного типа. Среди передвижных домов в Канаде преобладают два типа: с одинарной (3,6 м) и двойной (7,2 м) шириной, что позволяет создавать удобную планировку помещения (включая шкафы и кладовые).

Контейнерные канадские дома «Diplomat» и «Ambassador» имеют многообразие планировок, что позволяет использовать их для различных целей.

Канадская фирма «1Н1» в течение 90 лет занимается разработкой и строительством экспериментальных передвижных домов для сельской местности. В области передвижного домостроения это предприятие является одним из крупнейших в Западной Канаде по технической оснащенности, а его продукция отличается высоким уровнем соответствия стандарту. Фирма предлагает своим заказчикам различные варианты расположения и типы домов, которые находят широкое применение как в США, так и в Канаде. Поселки из таких домов по своей величине и планировке не уступают стационарным.

Фирма «Streif» (ФРГ) производит контейнеры из металла различного назначения. Жесткая конструктивная система контейнеров позволяет блокировать их друг с другом не только по горизонтали, но и по вертикали, создавая тем самым интересные архитектурно-планировочные решения.

Американская фирма «Porta-Camp» на протяжении многих лет занимается разработкой передвижных контейнеров для строительства различных объектов. Для создания нормальных условий проживания строителей фирма предусматривает изготовление из типовых контейнерных блоков мобильных жилых образований различной вместимости, включая жилые и обслуживающие помещения в единый комплекс. Такие комплексы оснащены техническими системами кондиционирования, водо- и электроснабжения. Контейнерные блоки имеют помещения, оснащенные техническим бытовым оборудованием, хорошо оформлены внутри. Элементы наружных конструкций дома выполнены из механически стойких материалов, кухня и столовая распланированы с расчетом максимального использования полезной площади.

Не менее интересен опыт создания и эксплуатации сборных перемещаемых домов в других странах. Так, фирма «Анколаб» (Италия) изготовляет объемные блоки «Анкочел» из слоистого пластика для сборных жилых и общественных зданий с единым модулем, в них монтируется встроенное сантехническое оборудование, мебель. Такие блоки находят применение при строительстве как жилых домов, так и домов отдыха, больниц, административных и общественных зданий. Поэтому в зависимости от назначения они выпускаются в нескольких сериях (с соответствующим оборудованием) и различных размеров.

Фирма «Coseley» (Великобритания) производит и продает сборно-разборные жилые дома и общественные здания из элементов, выполняемых из алюминиевых сплавов и дерева. Разработано и выпускается 8 типов домов длиной 7,32 м с различным набором помещений и разной планировкой.

Норвежские фирмы «Муелвен» и «Блок-ватне» выпускают инвентарные здания передвижного, контейнерного и сборно-разборного типов, имеющие различные объемно-планировочные решения и предназначенные для объектов административного, санитарно-бытового, жилого и общественного назначения. Здания передвижного и контейнерного типов в заводских условиях оборудуются водопроводом, горячей водой (от встроенного нагревателя), канализацией, электрическим отоплением и освещением, а также встроенной мебелью. Жилые здания могут быть решены в одном или в двух уровнях, а также с учетом рельефа местности. Планировочные решения зданий разработаны посекционно с вариантами блокирования их в различных сочетаниях по вертикали и горизонтали. Монтаж блоков производится краном с помощью специальной траверсы без промежуточного складирования («с колес»).

Кроме сборно-разборных и объемных передвижных домов за рубежом получили большое распространение так называемые трайлеры, представляющие собой как правило, буксируемые жилые прицепы (или, как их называют, «караваны») к легковым автомобилям, которые доставляют их к месту стоянки, и могут быть использованы для других нужд. В том случае, когда жилая ячейка используется так же часто, как и автомобиль, происходит ее слияние с автомобилем, появляется самоходный трайлер. Производство тех и других типов трайлеров налажено главным образом в США, Англии, ФРГ и Др. Так, в Англии ежегодное производство жилых прицепов составляет 40—50 тыс., а в США — 100—200 тыс.

Как правило, эти модели представляют собой небольшую комфортабельную квартиру на колесах, имеющую самую различную планировку и оборудованную разнообразной мебелью и бытовыми приборами, а также газовыми установками, отопительными устройствами, электропроводкой, горячей водой и туалетной комнатой. В зависимости от размера и состава семьи они имеют определенный набор помещений.

Кроме задач создания комфортабельного внутреннего пространства в этих прицепах, решаются также вопросы обеспечения надежности, безопасности, а также снижения массы прицепов. Последнее требование связано с транспортными габаритами. Для снижения высоты прицепов применяют колеса малого диаметра, а для обеспечения безопасности фирмами предлагаются различные тормозные и предохранительные устройства, амортизаторы.

Практика создания мобильных типов жилища, изготавливаемых в США, в значительной мере отражает современное состояние и тенденции дальнейшего развития в данной области. Первые передвижные дома за рубежом, и в частности в США, были экономичны, легки, транспортабельны и достаточно комфортны. Но парки из этих домов отличались чрезмерной плотностью застройки, примитивным генеральным планом, запутанными путями сообщения и беспорядочным видом. Позже проектирование таких парков велось специалистами, в результате они были оснащены стоянками, автодорогами, наружным освещением, озелененными площадками и своеобразным центром отдыха, нередко включающим клуб, плавательный бассейн с подогревом воды, площадки для гимнастических занятий, игры в лапту и волейбол. Кроме этого, парки снабжались и учерждениями бытового обслуживания, прачечными, парикмахерскими, магазинами подарков, рестораном, мойкой для автомобилей и др. Со временем наметилась общая тенденция к сближению норм передвижных домов с нормами традиционных жилищ, произошли изменения в сети обслуживания парков передвижных домов, а также почти в 3 раза увеличились площади минимальных индивидуальных участков.

Отечественный и зарубежный опыт создания и эксплуатации мобильных зданий иллюстрирует развитие тенденций мобильной архитектуры, которые уже сейчас нашли широкое применение во многих существующих и начинающих развиваться областях человеческой деятельности. Это прежде всего можно проследить на примере развития стационарного жилища. При одной и той же стоимости мобильное жилище выгодно отличается от последнего комфортабельностью благодаря рационализации и миниатюризации оборудования, использованию принципов трансформации, связанных с экономией пространства обитания. Поэтому мобильное жилище содержит в себе много полезного для повышения качества стационарного жилища. Результаты исследования передвижных типов жилища дадут возможность уточнить понятие жилища на ближайшую перспективу, а многие другие разработки в этой области помогут решить некоторые технические проблемы, направленные на поиск сверхлегких, многофункциональных, компактных элементов не только несущих конструкций, но и внутреннего оборудования жилища.

Использование принципа конструктивной трансформации, основанного на достижениях строительной техники, открывает большие перспективы для осуществления изменяющихся функциональных процессов, например, при необходимости перепланировки жилой ячейки (при неизменных ее размерах или при изменении размеров жилища). Этот принцип найдет также применение при изоляции человека от неблагоприятных условий естественной среды (при создании поселений с искусственным климатом).

Практика создания и эксплуатации мобильных типов жилища и проектов «жилища будущего», использующих принципы мобильности, выявляет перспективные направления и тенденции в развитии и совершенствовании мобильного жилища. С одной стороны, это предполагаемая автоматизация в применении к различным кинематическим конструктивным структурам, позволяющая создавать саморазворачивающиеся типы зданий, с другой — минимизация оборудования за счет разработки более совершенных технических систем.

Несмотря на перспективность тенденций развития мобильных типов жилища и многочисленность направлений его исследования как в нашей стране, так и за рубежом, каждый из вопросов проблемы рассматривается односторонне, без взаимосвязи Друг с другом. При решении этой проблемы особое внимание уделялось конструктивному решению мобильного жилища, вопросам его изготовления и перемещения, а-вопросами разработки его функционально-пространственной организации в должной мере не занимались, в то время как главным назначением мобильного жилища (как и другого типа жилища) является создание условий для осуществления процессов жизнедеятельности людей.

Исследование в этой связи отечественного и зарубежного опыта проектирования и создания мобильного жилища позволило выявить перспективную тенденцию его развития — целесообразность формирования в специфических условиях освоения мобильных поселений, объединяющих и сочетающих в своей структуре элементы жилья и обслуживания (с научно-обоснованной номенклатурой жилых и общественных помещений), что и является одной из главных задач настоящей книги.