Характер процесса освоения определяется спецификой производства того или иного вида промышленности. Для районов с преимущественным развитием обрабатывающей промышленности характерно сплошное освоение, основанное на развитии крупных промышленных комплексов, являющихся базой формирования относительно компактных групп городских поселений — больших поселков с населением не менее 2000 человек (например, Воркутинская группа поселений с кольцевой схемой транспортных связей и Норильская — с радиальной). В такого рода группах подчиненные поселения находятся по отношению к главному в условиях нормальной транспортной доступности (примерно 25 км). Причем территории зон сплошного расселения, как правило, располагаются в более благоприятных в климатическом отношении условиях.

Для районов с преимущественным развитием добывающей промышленности на основе таких отраслей, как добыча полезных ископаемых, газа и др., в основном характерен очаговый тип освоения. В местоположении поселений отражаются географические особенности залегания полезных ископаемых, ради добычи которых и происходит освоение района. Поэтому на основе таких отраслей в районах очагового освоения формируются рассредоточенные группы поселений, охватывающие колоссальные территории и находящиеся на различных расстояниях между главным и подчиненными поселениями. В настоящей книге рассматриваются поселения, сформированные на основе очагового типа освоения в Западной Сибири.


На Севере Западной Сибири имеются запасы нефти и природного газа, поэтому ускоренное развитие производительных сил этого большого региона — одна из важнейших народнохозяйственных задач. Процесс освоения Западной Сибири не имеет себе аналогов в масштабе страны, а капиталовложения значительно превышают такие стройки, как ВАЗ, КамАЗ и БАМ.

Необходимо обеспечить приток рабочей силы в этот регион, создав там все необходимые и комфортные условия для жизни людей, занятых на строительстве и эксплуатации объектов нефтяной и газовой промышленности и расположенных в отрыве от базовых поселений.

Специфические природно-климатические условия Западной Сибири, слабое развитие индустриальной базы строительства и отсутствие надежных транспортных средств требуют особого подхода к решению проблем проектирования и строительства жилых домов и зданий культурно-бытового назначения.

Условия очагового освоения труднодоступных районов Севера Западной Сибири значительно отличаются от условий освоения районов, расположенных вблизи развитых промышленных центров, низкой плотностью населения, малой транспортной освоенностью, обширностью осваиваемой территории, отдаленностью от развитых районов страны, выборочным характером очагового освоения природных богатств отдаленных и труднодоступных участков, ограниченным 'сроком эксплуатации целого ряда ресурсов (который не позволяет полностью амортизировать капитальные здания и сооружения), отсутствием развитой промышленности строительных материалов, специфическими условиями ведения производства и организации строительства.


К таким специфическим условиям для Севера Западной Сибири относятся:

  • экстремальные природно-климатические условия значительной части районов строительства — расчетные зимние температуры до —60 °С, увеличенная по сравнению с ос военными районами страны продолжительность зимнего периода, наличие в зоне трасс труднопроходимых болот большой протяженности и ряд других региональных факторов, затрудняющих развитие сельского хозяйства и многих других отраслей промышленности;
  • удаленность трасс газопроводов на значительном их протяжении от городов и других населенных пунктов. Это приводит к отсутствию или острой нехватке местной рабочей силы и необходимости обеспечивать рабочих и служащих строймонтажных подразделений жильем и различными видами социально-бытовых услуг путем организации передвижных поселков с числом проживающих 35—150 человек и сооружения в кратчайшие сроки и с минимальными затратами труда на стройплощадках специальных поселений численностью до 500—1500 человек, которые после завершения строительства данного объекта могут быть перебазированы на новые площадки;
  • отсутствие в большинстве случаев местных строительных материалов, которые могли бы быть использованы при сооружении зданий, и благоустроенных дорог, отсюда необходимость перевозки конструкций и элементов зданий по «зимникам», транспортировки по воздуху;
  • повышенные затраты труда на производимые работы и избыточная подвижность трудоспособной части населения.
Последний фактор обусловлен особенностями развития производственной базы нефтяной и газовой промышленности на Севере Западной Сибири: ограниченными, в основном краткими сроками эксплуатации месторождений, где все строительно-монтажные работы ведутся на открытом воздухе в любое время года и включают относительно большой объем недостаточно механизированного труда. Это определяет быстрые темпы роста численности работающих и высокий оборот кадров, который достигает 80—85% от среднесписочной численности [62].

Народнохозяйственная важность проблемы обусловливает организацию скоростного строительства магистральных трубопроводов, чем и объясняется краткость подготовительного периода и сроков сооружения магистралей. Помимо этого к специфическим условиям такого строительства относятся:

  • выбор коридора трасс из соображений кратчайшего пути транспортировки газа и связанное с этим размещение полевых городков, как правило, в неблагоприятных условиях;
  • высокие индустриальность и темпы строительства, которые в сочетании с удаленностью от городов практически исключают привлечение местных трудовых ресурсов и делают необходимым развитие автономных поселений с достаточным уровнем комфортности для проживания работников мобильных подразделений;
  • высокая подвижность первичных производственных коллективов в линейном строительстве, которая обусловливает размещение работников в передвижных поселках с числом проживающих 35—150 человек. Одновременно требуется создавать в кратчайшие сроки и с минимальными трудозатратами поселения на 500—1500 человек, чтобы эта система взаимосвязанных подвижных и временных поселений образовывала завершенную мобильную социальную инфраструктуру1. После окончания стройки объекты инфраструктуры перебазируются на новые площадки.
Процессу освоения Севера Западной Сибири свойственны огромные темпы и масштабы, ведущие к объединению очагов освоения в территориальный комплекс, где в основе развития производства региона лежит преимущественно добывающая монопрофильная промышленность, специализирующаяся лишь на одном виде ископаемых — углеводородах (нефти, попутного и природного газов). В то же время нефтегазовому территориальному комплексу присущи краткие сроки добычи природных ресурсов, меняющаяся потребность в трудовых ресурсах и связанная с этим неопределенность перспектив развития населенных мест, тем более, что в регионе ограничено количество районов, пригодных для проживания постоянного населения.

Перечисленные особенности процесса освоения в силу своей уникальности вызывают противоречия между ограниченностью сроков эксплуатации промышленных объектов и задачей комплексного развития и долгосрочного заселения региона; необходимостью в краткие сроки создать территориально-промышленный комплекс и в то же время, в первую очередь,— жилье и обслуживание. Очаговость освоения противоречит понятию комплексности, которая заложена в основу развития региона.

Для северных районов Западной Сибири характерно общее удорожание строительства, которое вызвано суровыми природно-климатическими и сложными инженерно-геологическими условиями строительства, отсутствием собственной базы стройиндустрии, а также отсутствием постоянно действующего (круглогодичного) транспорта как для перевозки грузов, так и людей.

Следует отметить, что строительство железных и автомобильных дорог затруднено и слишком дорого из-за большого количества болот, необходимости устройства переходов через реки и ручьи, а также отсутствия местных дорожно-строительных материалов. В зимнее время (с декабря по апрель) используют автозимники, а в летнее — автотранспорт высокой проходимости (тракторы, тягачи на гусеничном ходу, мощные автомобили). Основной объем грузоперевозок приходится на водный транспорт, но продолжительность навигации по большим рекам составляет 3 месяца, а по малым — 2—2,5 [47].

Несмотря на сложные природно-климатические условия, большое развитие получает воздушный транспорт и, в частности, вертолеты, которые применяют для перевозки грузов и связи городов с удаленными вахтенными поселками, отдельными скважинами и приисково-разведочными партиями. Однако дороговизна, плохие погодные условия, из-за которых воздушный транспорт 20% годового времени не функционирует, а также трудности со строительством аэродромов и взлетно-посадочных полос на слабонесущих, текучих грунтах и торфяных участках — все это затрудняет его рациональное использование.

Для районов Севера Западной Сибири характерна большая текучесть кадров, которая объясняется не только трудностями проживания и работы в суровых природно-климатических условиях, но и неблагоустроенностью населенных мест, низкой обеспеченностью жильем и культурно-бытовым обслуживанием. Решение жилищной проблемы здесь является одной из главных предпосылок обеспечения производства кадрами. Экономический эффект освоения нефтегазовых месторождений Севера Западной Сибири вполне позволяет это осуществить. К сожалению, в действительности наблюдается значительное отставание жилищного строительства от ввода в действие производственных объектов. Кроме того, применяемые различными министерствами и ведомствами инвентарные здания не охватывают всю необходимую в соответствии с современными требованиями номенклатуру объектов соцкультбыта. Строительство же традиционных зданий, не приспособленных для перебазирования на новые места эксплуатации, неизбежно связано с резким увеличением трудозатрат на их возведение, стоимости обустройства рабочей силы и сроков освоения необжитых районов.

Все это обусловливает необходимость использования, особенно на первых этапах освоения, мобильных поселений с малыми сроками существования на одном месте. При решении проблемы создания мобильных поселений казалось бы логично при краткости срока их эксплуатации сократить затраты на строительство. Но соблюдение этого положения обычно достигается сокращением состава застройки, т. е. уменьшением обеспеченности населения таких поселений жильем. К тому же жителям мобильных поселений вследствие специфики обслуживания ряда объектов (строительства линий электропередачи, нефте- и газопроводов, автомобильных и железных дорог и др.) приходится перемещаться (часто вместе со своими семьями) с одного места на другое. В результате им приходится проводить длительный период жизни в неблагоприятных жилищных условиях.

Таким образом, существование поселений с ограниченными сроками эксплуатации на постоянном месте в малоосвоенных районах, где отсутствуют предпосылки для комплексного развития производительных сил и нецелесообразно в связи с этим строительство сети постоянных населенных пунктов, предопределяет эффективность использования мобильных типов поселений, которые наиболее полно смогут удовлетворить специфическим требованиям организации труда, быта и отдыха людей, вынужденных по роду своей деятельности периодически перемещаться с места на место.

В связи с этим представляется необходимым рассмотреть вопросы, связанные с положением таких поселений в системе расселения очагового освоения и определением их типов.

Примечания

1. Мобильная социальная инфраструктура охватывает совокупность временных поселений, служб и учреждений, обеспечивающих условия жизнедеятельности и социальные потребности персонала, а также транспортные коммуникации по перемещению сменных коллективов и отдельных работников. Она является частью территориальной социальной инфраструктуры и одновременно обеспечивает производственные задачи отрасли, осуществляющей пионерную деятельность [66].