Вопросы оценки мобильного жилища необходимо рассматривать с позиции процессов жизнедеятельности людей, осуществляемых в этом жилище (эксплуатация), и процессов его создания (проектирование, изготовление, транспортировка, монтаж).

Учет выявленных выше факторов возможен различными способами. Для проведения сравнительного анализа типов мобильного жилища установлены критерии оценки его качества, в которых находят свое отражение факторы:

  • технические — обусловленные технико-экономическими факторами и позволяющие оценивать конструктивное решение;
  • функционально-пространственные — отражающие социальные факторы и характеризующие функционально-пространственную организацию.

Критерии оценки конструктивного решения мобильных зданий

При оценке конструктивных решений зданий, как правило, учитываются только два требования: надежности (способность конструкции и ее элементов противостоять приходящимся на них воздействиям) и экономичности (так называемые приведенные затраты) [57].

Основным показателем при оценке различных вариантов конструкций для строительства временных жилых домов в труднодоступных районах является экономическая эффективность, полученная путем сравнения суммарных затрат на жилье для одного проживающего, отнесенных к одному году эксплуатации здания [21]. Суммарные затраты складываются из расходов на материалы и изготовление элементов дома, транспорт, монтаж и демонтаж конструкций и эксплуатацию здания (включая перемещение для передвижных домов). Но, к сожалению, такие подсчеты всех затрат практически никогда не производятся.

Еще реже учитываются другие требования:

  • долговечность (должна быть обеспечена безотказная работа конструкции в течение специально установленного рационального срока ее эксплуатации);
  • технологичность (при проектировании конструкции должны быть целесообразно учтены существующие возможности ее изготовления, транспортирования и монтажа, а также предусмотрены удобства эксплуатации и усиления конструкции);
  • эстетические требования (конструкция должна отвечать определенному архитектурному замыслу или условиям технической эстетики);
  • ограничения (возможные ограничения срока эксплуатации и возведения объекта, ограничения в ресурсах и выборе материалов, директивные установки, связанные с общегосударственными интересами развития индустрии и т. п.).
Таким образом, оценка конструктивных решений зданий строится главным образом исходя из экономических возможностей и соответствия жилища общим усредненным нормам. При проектировании мобильного жилища такая оценка становится недостаточной и нуждается в ином подходе. В данном случае оптимальная оценка решения мобильного жилища возможна при комплексном учете перечисленных противоречивых требований (стремление наиболее полно удовлетворить одно из них приводит к невыполнению других).


Каждое мобильное здание на протяжении своего существования имеет несколько общих обязательных взаимосвязанных и последовательных стадий: создания (изготовления), транспортировки, возведения (монтажа), эксплуатации, демонтажа (или реконструкции).

Рис. 1. Основные факторы и критерии оценки структуры мобильного жилища
Рис. 1. Основные факторы и критерии оценки структуры мобильного жилища
Оптимальная оценка конструктивного решения мобильного здания определяется комплексом показателей, которые наиболее полноценно характеризуют данное конструктивное предложение, на каждой стадии существования (рис. 1).

Стадия изготовления здания будет характеризоваться совокупностью таких показателей, как расход материала и его стоимость, а также сложность изготовления, определяемая количеством труда и времени изготовления. При одинаковом расходе материалов наиболее существенными показателями на этой стадии будут сложность и стоимость изготовления.

На стадии транспортировки будут иметь значение:

  • соотношение величин объема (габаритов) перевозимого здания в транспортном и эксплуатационном состояниях;
  • соответствие наружных размеров транспортируемого здания (или комплекта конструкций) транспортным габаритам определенного вида транспорта;
  • соответствие весовых характеристик здания (или комплекта конструкций) грузоподъемной мощности определенного вида транспорта. В этом случае могут быть два отрицательных варианта: 1) перегрузка транспортного средства; 2) недогрузка транспортного средства вследствие легкости массы здания на 1 м3 перевозимого объема (такой вариант возможен при транспортировке легких объемных блоков мощными видами транспорта — судами, поездами и т. д.).
На этой стадии транспортабельность (удовлетворение требованиям транспортировки) будет складываться из соответствия зданий транспортным габаритам и их весовых характеристик.

Несомненно, в данном случае также существенна и стоимость перевозки, но при равных стоимости и месте назначения можно выявить оптимальный тип здания для данного района с позиций удовлетворения перечисленным требованиям транспортировки.

На стадии монтажа здания большое значение имеет трудоемкость его возведения, зависящая от готовности определенного типа здания (или комплекта конструкций) к эксплуатации, определяемой в процентах, т. е. при готовности к эксплуатации 0% трудоемкость равна также 01.

Таким же будет показатель и на стадии демонтажа. Он также будет зависеть от трудоемкости демонтирования, которая, в свою очередь, зависит от готовности здания к транспортировке, измеряется в процентах и равняется 100% при трудоемкости демонтажа равной 02.

В отличие от стадии транспортировки, обусловливающей необходимость минимального размера (объема) здания, на стадии эксплуатации возникает необходимость в максимальном увеличении пространства обитания. Это достигается путем трансформации или блокировки неизменяемых объемных блоков. Кроме того, при эксплуатации мобильного жилища важным показателем его конструктивного решения является наличие или отсутствие возможности изменения эксплуатируемого пространства при уменьшении или увеличении в нем количества функциональных процессов. Возможность изменения используемого пространства достигается путем качественной или количественной трансформации в зависимости от типа применяемого конструктивного решения.


Продолжительность стадий эксплуатации и демонтажа зависит от типа конструктивного решения здания, вида крепления деталей и характера узлов.

Критерии оценки функционально-пространственной организации

Особенности формирования функционально-пространственной организации мобильного жилища прежде всего определяется спецификой освоения, характером производства, образом жизни, т. е. социально-экономическими и социально-демографическими факторами.

Оптимизация функционально-пространственной организации мобильного жилища (как и другого типа жилища) зависит от соответствия пространственной организации и оборудования жилища его функциональной структуре, т. е. условиям осуществления бытовых процессов, так как главным назначением жилища является создание условий для полноценного удовлетворения определенных процессов жизнедеятельности людей.

Социально-экономические и социально-демографические факторы, определяя тип жилища, обусловливают общее количество функциональных процессов, осуществляемых в жилище (см. рис. 1).

Функциональные процессы, реализуемые в жилище, отличаются взаимосвязанностью. Условно их можно разделить на три группы:

  • физиологические — сон, прием пищи, личная гигиена, физическое развитие и др.;
  • хозяйственно-бытовые — приготовление пищи, уборка, гигиеническая обработка одежды, уход за личными вещами, сезонное и несезонное хранение вещей, хранение запасов продуктов и инвентаря, производство или покупка продуктов питания и предметов обихода и др.;
  • социально-культурные — отдых, общение членов семьи или определенной социальной группы, воспитание детей, занятия по интересам, самообразование (учеба) и др.
Каждая из перечисленных групп функциональных процессов предъявляет специфические требования к структуре жилища. Так, физиологические процессы, более устойчивые, изменяются относительно медленно и определяют жесткие и постоянные требования к жилищу, а социально-культурные процессы меняются относительно быстро и оказывают существенное влияние на требования к жилищу. Кроме того, функциональные процессы неоднозначны по затрачиваемым на их выполнение времени и труду. Так, на удовлетворение физиологических потребностей в жилище уходит 60% времени, на хозяйственно-бытовые — 25, на социально-культурные — 15% [18]. Потребности отличаются друг от друга частотой исполнения, а также индивидуальным и общественным характером и поэтому, соответственно, предъявляют различные требования к функционально-пространственной структуре жилища.

Осуществление перечисленных групп функциональных процессов может происходить в различных зонах жилища:

  • индивидуальной, где процессы, связанные с удовлетворением основных индивидуальных потребностей человека, осуществляются на основе самообслуживания;
  • коллективной, где процессы, соответствующие основным потребностям как отдельных людей, так и определенной социальной группы людей, связанных между собой различными взаимоотношениями (например, семьи или коллектива студентов, рабочих и т. д.), осуществляются на основе коллективного обслуживания (обслуживание на общественных началах);
  • общественной, где процессы, связанные с удовлетворением потребностей социальных групп людей, объединенных общей территорией проживания, осуществляются на основе общественного (государственного) обслуживания.
В перечисленные зоны жилища могут входить как жилые ячейки, так и учреждения обслуживания. Индивидуальная зона, как правило, включает жилое помещение или жилую ячейку, коллективная зона может вмещать в различных типах жилища как жилую ячейку, так и элементы коллективного обслуживания, а общественная зона — учреждения общественного обслуживания.

В соответствии с изложенным, показателем, характеризующим функционально-пространственную структуру мобильного жилища, является функционально-технологическая взаимосвязь процессов жизнедеятельности, осуществляемых в жилой ячейке и обслуживании.

Характер функционально-пространственной организации мобильного жилища зависит от системы расчленения обитаемого пространства, определяющей состав помещений, их функциональные типы и функциональную нагрузку. Состав помещений определяется их функциональной нагрузкой, которая зависит от совместимости нескольких функциональных процессов в одном помещении.

Никакое увеличение пространства не компенсирует дискомфорта существования в одном помещении нескольких несовместимых функциональных процессов. В связи с этим в данном случае одним из важных показателей будет количество совместимых функций, осуществляемых в одном помещении, т. е. насыщенность помещений функциями. Этот показатель должен стремиться к 1, но в практике часто происходит объединение в одном помещении нескольких совместимых или осуществляемых в разное время функциональных процессов.

Существенным критерием комфорта мобильного жилища, зависящим от психологической совместимости людей, является количество людей, проживающих в одном помещении, т. е. степень обитаемости помещения.

Функционально-пространственная структура мобильного жилища должна удовлетворять требованиям как изоляции человека, так и возможности его общения с коллективом. В связи с этим на структуру функционально-пространственной организации мобильного жилища не меньшее влияние оказывает размер первичной группы людей (бригады, звена, смены или семьи), который зависит от характера организации производства, психологической совместимости людей и экономических факторов. Такая группа служит первичной пространственно-планировочной единицей, из которой складывается мобильное жилище.

Пространственные габариты помещений и нормы жилой площади являются также характерными критериями оценки качества мобильного жилища. Удовлетворение условиям транспортировки, требованиям экономики, а также временность проживания и другие особенности освоения влияют на определение норм мобильного жилища и предопределяют максимальное уменьшение объема, размеров и массы перевозимого здания. В связи с этим особенно важно будет выявить пространственные габариты помещений мобильного жилища с учетом антропометрических и психолого-эстетических данных.

Примечания

1. В практике оценки зданий вводится также коэффициент сборности от 0 до 1 [6].

2. Специфическим показателем мобильных зданий является степень их оборачиваемости. Эта величина зависит от количества возможных случаев использования мобильных сооружений в различных местах [6].