Предметное наполнение внутренней среды архитектурного объекта, как важная составляющая интерьера, наиболее тесно связанная с осуществляющими в нем процессы жизнедеятельности людьми, определяется, в первую очередь, функциональным назначением помещения. Именно назначение диктует качественный состав оборудования, его количество. В соответствии с назначением предметное наполнение интерьера подразделяется на группы.

Павильон Германии на выставке в Барселоне. Мис ван дер Роэ
Павильон Германии на выставке в Барселоне. Мис ван дер Роэ
Технологическое оборудование производства — станки, машины, производственные линии и т.п. — размещается исключительно в интерьерах производственного назначения и формообразование его в наименьшей степени связано с антропометрией и физиологическими параметрами человека. Форма такого оборудования определяется, в первую очередь, характером технологического процесса, габаритами обрабатываемых деталей, опасностью производства для человека. Габариты и визуальные характеристики такого оборудования разнообразны настолько, насколько многогранно сегодняшнее промышленное производство, поэтому рассмотреть все его виды в компактном обзоре практически невозможно, да в этом и нет нужды. Как правило, такое оборудование становится доминирующей частью интерьера, поэтому — при том, что, как правило, форма его разрабатывается узкими профессионалами-дизайнерами — его колористическому решению, сочетанию его с цветовой средой помещения, решению вспомогательных элементов интерьера, функционально обслуживающих это оборудование (ограждений, визуальных коммуникаций и т.д.) следует уделять особое внимание.

Кресло. Ле Корбюзье, 1929
Кресло. Ле Корбюзье, 1929
Под общим названием "мебель" подразумевается оборудование, предназначенное для непосредственного размещения на нем или в нем людей и более мелких элементов предметного наполнения интерьера. Существуют несколько типов классификации мебели — по назначению (бытовая и специальная), по характеру размещения в интерьере (мобильная, стационарная и встроенная), по использованным материалам и т.д. В жилых интерьерах, значительной части общественных, а также в некоторых категориях промышленных (например, в интерьерах предприятий точного приборостроения) мебель является наиболее активной составляющей композиции интерьера. Неслучайно, поэтому, что крупнейшие мастера архитектуры проектировали и мебель — иногда как часть конкретных интерьеров (Ч.Р. Макинтош, Ф.-Л. Райт, Л. Мис ван дер Роэ), иногда как образцы для массового производства (Ле Корбюзье, А. Аалто, М. Грейвз). Впрочем, мебель, спроектированная для каких-либо конкретных интерьеров, довольно часто начинает жить "собственной жизнью", будучи с успехом использована и в других пространствах.

Кресло 'Барселона. Мис ван дер Роэ
Кресло 'Барселона. Мис ван дер Роэ
Наиболее распространенные элементы мебели — те, которые непосредственно контактируют с человеком и форма которых задается его антропометрическими характеристиками: стулья, кресла, кровати. Основная функция этих элементов — придание человеку наиболее комфортабельной позы во время работы, отдыха, приема пищи и сна. В зависимости от этих процессов меняется форма предметов: сон требует горизонтальной поверхности, слегка прогибающейся под человеческим телом; сравнительно непродолжительный по времени процесс приема пищи позволяет обойтись без поддержки спины — соответственно сиденья для столовой зоны могут выполняться как мягкими, так и жесткими, со спинкой или без нее, но обязательно должны обладать достаточной высотой для обеспечения оптимального положения человека относительно поверхности стола; кресла для отдыха выполняются, как правило, мягкими и низкими для придания человеческому телу полулежачего положения и т.д. При выполнении этих функций предметы мебели должны обладать достаточной устойчивостью и пространственной жесткостью для того, чтобы пользование ими было безопасно для человека.

Кресло Паймио, разработанное Алваром Аалто для одноименной виллы. 1932
Кресло Паймио, разработанное Алваром Аалто для одноименной виллы. 1932
Совокупность этих требований вместе с особенностями традиционно использовавшихся для их изготовления материалов привела к относительно устоявшейся за тысячелетия пользования этими предметами форме. Однако использование новых материалов, получивших распространение только в XX веке — пластмасс, синтетических тканей, эластичных пористых масс, металла — привело к появлению новых форм; в особенности это касается мебели для рекреации при использовании в общественных интерьерах. Новые функции мебели, например, специфические требования к оборудованию для административной, научной и проектной работы, также приводят к появлению новых по форме и материалам рабочих кресел с регулируемыми по высоте и углу наклона сиденьем и спинкой, легко перемещаемых по площади административного помещения благодаря опоре на роликах — это особенно важно, учитывая особенности современного рабочего места с широким фронтом для попеременной работы с бумагами, справочными материалами, средствами связи и компьютером.

Интерьер барселонского павильона с комплектом мебели Барселона. Мис ван дер Роэ
Интерьер барселонского павильона с комплектом мебели Барселона. Мис ван дер Роэ
Другая наиболее распространенная категория мебели — рабочие поверхности для осуществления на них различных процессов — т.е. столы. Поскольку они служат для выполнения самых разных функций — приема пищи, работы с документами или специальным оборудованием — форма их также достаточно разнообразна, но в любом случае определяется следующими требованиями: рабочая поверхность их горизонтальна для устойчивого размещения на ней необходимых предметов (исключение составляют столы для графической работы при проектной или художественной деятельности, рабочая поверхность которых наклонна и развернута к работающему за ними человеку). Высота стола над уровнем пола ограничена, с одной стороны, удобным для работы положением рук сидящего человека, с другой — минимально необходимым пространством для ног; исключение составляют столы, рассчитанные на стоящего около них человека — стойки.

Школа искусств в Глазго
Школа искусств в Глазго
Размер рабочей поверхности стола определяется радиусом досягаемости сидящего человека и габаритами размещаемого на ней оборудования. Столы, предназначенные для осуществления специфических процессов, отличаются наличием дополнительных рабочих поверхностей и емкостей, размещенных на разных, оптимальных для работы, уровнях. Так, стол для работы с компьютером может обладать размещенной выше уровня столешницы подставкой для монитора, выдвигающейся из-под столешницы полочкой для клавиатуры, тумбой для процессора; в комплект могут входить также подставка для периферийного оборудования — принтера, сканера, емкости для расходных материалов и дискет и т.д. Стол для работы с пишущей машинкой (хотя она постепенно вытесняется компьютерной техникой) должен обладать местным понижением уровня столешницы, вызванного большими, по сравнению с компьютерной клавиатурой, габаритами машинки. Лабораторные столы оснащаются блоками для подключения специального оборудования — горелок, тиглей и т.д. — и дополнительными плоскостями — полками для размещения оборудования. Тем не менее основная рабочая плоскость у всех этих специальных разновидностей столов имеет примерно одинаковые размеры и высоту.

Интерьер жилого дома, характеризуется сочетанием свободного, перетекающего пространства
Интерьер жилого дома, характеризуется сочетанием свободного, перетекающего пространства
Третья основная и довольно разнообразная категория мебели — это т.н. корпусная мебель: различного рода емкости, полки и шкафы, предназначенные для хранения предметов и материалов. Они могут быть как закрытыми, так и открытыми; во втором случае помимо функции хранения они выполняют также демонстрационную функцию.

Рассредоточенность процессов жизнедеятельности человека во времени и в пространстве приводит к тому, что значительная часть мебели эксплуатируется не постоянно, а только в определенное время суток. Если в интерьере общественного назначения это не играет особой роли, то в жилище, с его требованиями к компактности и рациональности использования пространства, это может составлять проблему. Как следствие идея трансформации оборудования жилья активно прорабатывается уже не первое столетие. Уже в конце XIX века получили распространение складные кровати, убирающиеся в вертикальные шкафные стенки, раздвижные и складные столы, складные, легко складируемые стулья. С появлением новых материалов и технологий идея трансформации получила новое развитие. Характерными примерами могут быть разработки 1960-х годов, например, контейнеры Джо Коломбо, при которых жилой интерьер сводится к оболочке, в которой свободно размещаются контейнеры, из которых при необходимости раскладывается необходимое оборудование — кухонное, спальное и т.д. Нельзя сказать, чтобы эти разработки получили широкое распространение, однако в перспективе использование подобных систем вполне возможно.

Функциональные зоны промышленного станка и антропометрический анализ. ВНИИТЭ, 1980-е
Функциональные зоны промышленного станка и антропометрический анализ. ВНИИТЭ, 1980-е
Особая категория мебели — специализированная мебель для определенных категорий людей или специфических функций. Так, мебель для детей во многом повторяет обычную, "взрослую" мебель, но пропорционально уменьшенную в соответствии с антропометрией ребенка. Быстрое развитие ребенка, его рост делают малоцелесообразной жесткую фиксацию размеров этой мебели — гораздо логичнее закладывать при проектировании возможность трансформации, изменения ее размеров по мере роста ребенка. Другое специфическое требование к детской мебели — повышенное внимание к травмобезопасности ребенка, что выражается в ограждениях и бортиках, отсутствии острых углов, широком использовании мягких материалов и т.д. Гораздо большее значение по сравнению со "взрослым" оборудованием имеет колористическое решение детской мебели, отличающееся большим разнообразием цветов, создающих праздничную игровую атмосферу детских зон.

Софа Марио Беллини
Софа Марио Беллини
Другая категория людей, требующая для себя особой мебели — люди с ограничением двигательных функций. В зависимости от характера инвалидности отличия мебели от стандартной могут быть минимальными или достаточно радикальными — вплоть до специальной мебели, рассчитанной на использование людьми в инвалидных колясках.

Особая категория мебели — специальная, например, больничная. Она отличается от стандартной специфическими требованиями к максимально щадящему размещению на ней человеческого тела в зависимости от характера заболевания или травм. Поэтому больничная кровать должна обладать возможностью трансформации с целью обеспечения как горизонтального, так и полусидячего положения больного, возможность пользования им в лежачем положении различным больничным оборудованием и т.д. Часть медицинской мебели — стоматологические кресла, например, — по сложности формообразования приближается к промышленному оборудованию, поэтому к категории мебели причисляется условно.

Детская игровая мебель подразумевает активное участие самих детей
Детская игровая мебель подразумевает активное участие самих детей
К оборудованию для бытовой работы относится, в первую очередь, кухонное оборудование. Оно включает в себя мебель, предназначенную для хранения пищевых продуктов, посуды и кухонных агрегатов, оборудование для готовки и хранения продуктов — плиты, холодильники, посудомоечные машины, вытяжки — и собственно посуду и приборы, предназначенные для облегчения процессов обработки и готовки продуктов — миксеры, тостеры, грили, мясорубки, кухонные комбайны, электрокофеварки и т.д. К этому необходимо добавить размещаемые на кухне сантехнические приборы — мойки. Все это разнообразное, отличающееся по форме и фактуре оборудование составляет единый ансамбль, главную роль в котором играют, несомненно, крупные элементы — мебель, плита, холодильник,— размещенные в интерьере в соответствии с технологическими требованиями приготовления пищи.

На решение кухонного интерьера и, соответственно, его предметного наполнения влияет, в первую очередь, подход к его использованию. В одних случаях кухня служит вспомогательным помещением, а большая часть процессов жизнедеятельности жильцов протекает в других помещениях — в общественной зоне, в кабинетах и т.д. Соответственно, и интерьер кухни решается, скорее, как производственное помещение или лаборатория, вплоть до стилистики хай-тек. Однако гораздо чаще, особенно в квартирах с жестким разграничением внутреннего пространства на комнаты, кухня становится едва ли не основным местом общения, что обуславливает ее образное решение как кухни-столовой или кухни-гостиной. К тому же планировка жилища совершенно не обязательно подразумевает изоляцию кухни от остальных помещений; предельным выражением этого могут служить кухни-ниши в пространстве общественных зон жилья или кухни-контейнеры, разворачиваемые только в момент приготовления пищи.

Интерьер современной кухни. Италия, 1980-е
Интерьер современной кухни. Италия, 1980-е
На композицию кухонного интерьера оказывает влияние также изменение технологии приготовления пищи, при которой все большее количество продуктов приобретается человеком уже обработанными, рассчитанными на длительное хранение и быстрое приготовление в микроволновых печах; правда в нашей стране это доступно пока только жителям городов. В первую очередь эти изменения сказываются на увеличении количества и объема емкостей для хранения продуктов, в том числе холодильников и морозильников.

К оборудованию для бытовой деятельности относятся также стиральные машины, пылесосы, швейные машины и т.д., однако пользование ими носит периодический характер, и значительную часть времени они остаются убранными, не оказывая существенного влияния на интерьер. Исключение составляют стиральные машины, поскольку из-за своей некомпактности и относительной стационарности они включаются в интерьер ванной, кухни или подсобных помещений.

Шкаф воспроизводит в миниатюре архитектурные формы постмодернизма. Италия, 1980-е
Шкаф воспроизводит в миниатюре архитектурные формы постмодернизма. Италия, 1980-е
В категорию санитарно-технического входит оборудование, связанное с обслуживанием биологических потребностей и с домашней работой. Санитарно-технические приборы — ванны, раковины, мойки, унитазы, биде — являются одним из наиболее консервативных видов оборудования. Размеры и их форма довольно жестко определяются антропометрическими характеристиками человека и используемыми материалами — металлом и фаянсом, поэтому сохраняются относительно неизменными. Варьируется, как правило, их отделка, в первую очередь цвет и, в меньшей степени, рельеф поверхности, ограниченный требованиями гигиены.

Развитие сантехнических приборов идет, в первую очередь, в сторону поисков оптимальной формы ванн как для различных видов водных процедур — сидячие для душа, лежачие, джакузи и т.д., — так и для встраивания в ванные помещения различной конфигурации. Быстро совершенствуется также форма сантехнической арматуры — кранов, смесителей, термостатов, — для которых используются самые различные материалы: фаянс, фарфор, металл, пластмассы, стекло. Поэтому, даже относительно традиционная форма сантехнического оборудования позволяет, при варьировании цвета и деталей, добиться различных интерьерных эффектов, тем более, что композиция интерьера санитарных узлов и ванных комнат создается, помимо этого оборудования, отделкой стен и полов (керамическая плитка или натуральный камень, зеркала) и специальной мебелью. Кроме того, различный стиль жизни подразумевает и различную степень изоляции этих помещений от других пространств жилья. Так, уже в двадцатые годы XX столетия в виллах Ле Корбюзье ванные помещения отделялись от спальни только легкими, не доходящими до потолка и повторяющими форму оборудования перегородками.

Рабочее кресло. Италия, 1980-е
Рабочее кресло. Италия, 1980-е
Выше уже говорилось о роли световой среды в интерьере. Формирующее эту среду светотехническое оборудование, пожалуй, изменилось за последнее столетие в наибольшей степени с появлением все новых источников света — от простых ламп накаливания к люминесцентным и галогенным, световодам и светоизлучающим диодам. Разнообразие источников света, материалов дает возможность создавать самую различную световую среду; оборудование может принимать форму декоративных светильников с характерной внешностью, скрытой подсветкой или световых структур, охватывающих все пространство интерьера или отдельных его зон.

Модульная система конторских столов со встроенными коммуникациями
Модульная система конторских столов со встроенными коммуникациями
Бытовые светильники, предназначенные для жилья, имеют две основных функции: утилитарную — обеспечение всех функциональных процессов в жилище необходимым освещением, и декоративную — как активных составляющих композиции интерьера. Поэтому наряду со светильниками, традиционно обеспечивающими направленный свет для рабочих процессов или свет рассеянный, все большую роль в интерьере начинают играть декоративные светильники, почти лишенные утилитарных функций. Разнообразие их форм практически неограничено — это могут быть "букеты" светопроводящих трубок, композиции из гнутых люминесцентных трубок и т.д.

В жилых интерьерах ванная комната может почти не вычленяться из интерьера спальни. Ле Корбюзье, 1920
В жилых интерьерах ванная комната может почти не вычленяться из интерьера спальни. Ле Корбюзье, 1920
Проект перспективного сантехнического оборудования
Проект перспективного сантехнического оборудования
Все большую роль начинает играть в жилых и общественных интерьерах аудиовизуальное оборудование. Однако специфика общественных пространств приводит к тому, что звуковоспроизводящая аппаратура и телевизионная техника, как правило, выполняются интегрированными с другим оборудованием или с архитектурными деталями; исключение составляют интерьеры в стилистике хай-тек.

В 1970-е годы существовала тенденция интегрирования аудио- и видеотехники с бытовым оборудованием, при которой телевизионные экраны или аудиоколонки не выделялись из плоскостей шкафных стенок, визуально воспринимаясь как их составная часть. Однако, отчасти в связи с быстрым моральным старением этой техники, отчасти из-за следования моде подавляющее большинство современной аппаратуры выполнено как законченные объемы, контрастные к мебели или архитектуре. Такая контрастность позволяет им существовать в самых различных интерьерах и их зонах. Впрочем, быстрое развитие аудиовизуальной техники позволяет ожидать появления новых ее разновидностей и, следовательно, новых форм связи ее с интерьером.