Задачи, стоящие перед средовым дизайнером, различны по содержанию, по степени сложности и могут решаться по-разному. Некоторые из них уже известны специалисту по прежним, в том числе учебным работам, не требуют серьезных размышлений, глубоких предварительных анализов, решаются "за один присест", "легко и непринужденно". Но в основном сложность задач ведет к необходимости разворачивать проектирование в процесс, включающий в себя "предпроектный анализ", "поиск художественного образа" или "проектную концепцию", "эскизный проект" и "разработку элементов" объекта. Эти уровни проектирования в равной мере присущи как практическому, так и учебному проектированию. Но так как в учебном проектировании они проявляются значительно рельефнее, определеннее, мы будем апеллировать, главным образом, к нему.

Университет в Толедо. Ф. Гери, Испания. Рисунок, 1990
Университет в Толедо. Ф. Гери, Испания. Рисунок, 1990
В учебном проекте в системе архитектурно-дизайнерского образования появляется акцентированная фаза, стадия проектного размышления и анализа. Обычно студент, прослушав лекцию по теме проекта, тотчас делает клаузуру, то есть самые первые предложения, пытаясь сформулировать свое отношение к функциональным, техническим, художественным аспектам решаемой задачи. Делается это на фоне еще недостаточного знакомства с проблемой, наспех, приблизительно. В результате на следующее занятие студент приносит новые предложения, а по мере углубления в тему вынужден постоянно радикально менять предлагаемое целое. Либо, искусственно сохраняя некоторое время предложенное вначале, студент приходит к внутренней необходимости радикально перестраиваться, но времени на переориентацию у него уже нет. Типична ситуация, когда студент неделями пребывает в состоянии поиска идеи, не формируя активно замысел, а ожидая, когда его посетит вдохновение.

Можно не спешить с рождением проектной идеи, но приближать ее появление, идя ей навстречу. Один из приемов такого движения заключается в расчленении проектной задачи на отдельные ее аспекты, осмысливая каждый из них раздельно, но углубленно. Работа, предшествующая появлению концептуального эскиза-идеи, строится как развернутая клаузура, постепенно приводящая к осмысленному появлению проектного замысла.

Музей Гугенхейм в Бильбао. Ф. Гери Испания. Макет, 1991
Музей Гугенхейм в Бильбао. Ф. Гери Испания. Макет, 1991
Такая работа попутно решает две очень важные задачи. Расчленяя сложную проблему на ряд промежуточных, мы создаем возможность решения каждой из них на занятии, формируя навык систематической работы и давая студенту психологически ценный опыт завершенного решения локальных задач, снимая естественную робость перед решением нерасчлененных комплексных проблем. Это во-первых. А во-вторых, вся система подводящих к рождению идеи упражнений построена на апелляции к художественной стороне натуры студента, направлена на пробуждение в нем художественных пластов личности.

Практически это выглядит следующим образом. На четвертом курсе, например, делается проект общественного здания — городской гостиницы. После знакомства с программой проектирования студент работает над определением структуры внутреннего пространства, апеллируя к функционально-эргономическим задачам и собственным эмоционально-художественным ощущениям. Эта задача расчленяется на ряд более локальных. Первая — ритмическая структура внутреннего пространства, построенная на сгущениях и разрежениях, сужениях и расширениях, ритмах простых и сложных, острых и смягченных, закономерных и неожиданных. Вторая задача — цветовая структура, построеная на материале ритмической структуры, обнаруживающая предпочтения колористики простой или сложной, спектральной или смешанной, сплошной или фрагментарной, функциональной или свободной. Результатом в первом и втором случаях является законченная плоскостная композиция в произвольной технике и материалах. Третья задача — создание макета-скульптуры, условной модели внутреннего пространства, реализация цвето-ритмической структуры.

Музей Гугенхейм в Бильбао. Ф. Гери, Испания. Графическая модель, 1991
Музей Гугенхейм в Бильбао. Ф. Гери, Испания. Графическая модель, 1991
Следующий блок упражнений связан с определением структуры объема гостиницы, связанной с качествами окружающей среды. Это, во-первых, анализ окружающей среды, определение ее ритмических, колористических, пространственных качеств; во-вторых, композиция на тему собственного видения объемного образа гостиницы в городе вне определенной ситуации с целью активного вовлечения в работу авторской субъективности, сегодняшних архитектурных предпочтений. В-третьих, — условный макет, показывающий структуру объема в определенном окружении с учетом анализа окружающей среды и представления о внутренней структуре гостиницы.

Затем на занятиях идет работа над компоновкой блока общественных помещений гостиницы с попыткой реализации в компоновке идеи цвето-ритмической структуры внутреннего пространства; работа над компоновкой жилых помещений. Проделанная работа, приводя к внутренне мотивированному проектному решению, является объективным критерием восприятия и оценки проекта.

Капелла Роншан. Ле Корбюзье. Рисунок, 1951
Капелла Роншан. Ле Корбюзье. Рисунок, 1951
Подобные анализы, лишь более развернутые и основательные, осуществляются и на стадии дипломного проектирования. Наиболее существенные предпосылки проектного замысла выносятся специальным блоком на дипломные доски. Надо пытаться то же делать и на курсовом проектировании. Опыт показывает, что экспертам в условиях дефицита времени легче воспринимать проект, в котором мотивированы принципы формообразования, а студенту становится легче защищать свой проект, опираясь на выявленные предпосылки решения.

Каждая новая проектная тема требует своих особых упражнений, постановки специфических предварительных задач. Нередко предпроектный анализ вырастает в небольшое исследование. Например, как в учебном проекте велозавода в ситуации г. Смоленска.

Анализ проводился в четырех содержательных слоях. Первый слой — функционально-технологический, связан с пониманием характеристик производимых изделий и их потребителей, характеристик не только технических, эргономических, но и художественно-стилистических. Это понимание может существенным образом отразиться на решении внутренних производственных пространств, особенно зоны торгово-экспедиционной. На характер проектного решения влияют также возрастные и половые особенности рабочих завода. Грамотное решение предлагает серьезное знакомство с технологией производства — от склада металла и комплектующих до сварки, сборки, упаковки и отгрузки продукции, вплоть до понимания особенностей взрывоопасного производства, влияющих на характер применяемых ограждающих конструкций, что, конечно же, влияет на образ, на пластику объемно-пространственного решения.

Сооружение в городе. Л. Мис ван дер Роэ. Рисунок, 1933
Сооружение в городе. Л. Мис ван дер Роэ. Рисунок, 1933
Второй слой предпроектного анализа по теме "велозавод" связан с особенностями очень интересной городской ситуации. Участок велозавода расположен на берегу Днепра, за которым возвышаются стены городского кремля. В непосредственной близости от участка расположены два древнейших памятника архитектуры: церкви Петра и Павла и архангела Михаила XII века. Кроме того, участок завода расположен между двумя очень характерными территориями: современной текстильной фабрикой и типичной промышленной, наполненной газгольдерами, "козловыми" кранами, цистернами с горючим, грудами строительных материалов и песка.

Эта реальность предполагает осмысленное к ней отношение; она может подавить разнообразием свойств и характеристик, но может, напротив, вдохновлять теми или иными формальными качествами. Для того, чтобы взаимодействовать с этой средой, необходимо изучить ее, точнее не только ее, но и те средовые типы, которые ее определяют. В нашем случае исследовались и делались специальные упражнения по следующим темам: крепостное зодчество России; русская архитектура начала второго тысячелетия; русский конструктивизм; сооружения зари промышленной архитектуры; современная промархитектура.

Третий слой анализа касался той особенности проекта, которая связана с его конкретной сутью. Проект участвовал в конкурсе на использование синтетических покрытий фирмы "Феррари". Это потребовало специального изучения международного опыта использования в строительстве тканевых и вантовых покрытий.

Дом в Альпах. Проект. Л. Мис ван дер Роэ, 1934
Дом в Альпах. Проект. Л. Мис ван дер Роэ, 1934
Четвертый слой предпроектного анализа являлся следствием особенностей традиции активного использования в учебном проектировании творческого опыта того или иного архитектора, работавшего в русле или в духе решаемых в проекте проблем. Этот слой анализа реализуется зарисовками построек, фрагментов, деталей работ мастера, которые волнуют в это время студента.

Многообразная информация, собираемая во время предпроектного анализа, открывает проектировщику глаза, прибавляет знаний, дает ориентиры, формирует границы поисков, будит воображение, является фундаментом порождения следующего уровня проектного размышления — стадии "проектная концепция".

"Проектную концепцию" можно сравнить с традиционной для архитектурного проектирования "эскиз-идеей". Разница между ними существенная: если "эскиз-идея" возникает на основе минимальной информации, главным образом на основе прошлого проектного опыта, то "проектная концепция" рождается подготовленной разносторонними анализами, определяет основные творческие "габариты" будущего проекта, то есть его основные функциональные, художественные, про-странственно-средовые ориентиры.

Проект реконструкции шахты Западная в г. Ин-та. Учебный проект 5 курса, студия проф. А. Ермолаева
Проект реконструкции шахты Западная в г. Ин-та. Учебный проект 5 курса, студия проф. А. Ермолаева
Рассмотрим пример рождения художественной концепции проекта реконструкции среды шахты "Западная" в г. Инта Воркутинского каменно-угольного бассейна. Проект, заказанный профсоюзным руководством шахты, делался совместно студентами кафедры "Дизайн архитектурной среды" МАрхИ и молодыми дипломированными архитекторами-дизайнерами.

Сначала последовала поездка с группой студентов в Инту, знакомство с шахтой и ее людьми, возможностями руководства и пожеланиями шахтеров. Был проведен анализ, который включал оценку функционального и визуально-художественного состояния среды шахты. Он обнаружил захламленность территории, обветшалость сооружений, визуальную неорганизованность функциональных процессов, отсутствие благоустройства на всех уровнях и заботы об элементарных удобствах шахтеров.

Анализ позволил сделать вывод, что требуется работа по преобразованию среды шахты, которая бы возвратила рабочему утраченное чувство собственного достоинства, гордости, интереса к жизни, т.к. невозможно говорить об улучшении производства без осознания необходимости изменения человека, здесь работающего.

Проект реконструкции шахты Западная в г. Инта
Проект реконструкции шахты Западная в г. Инта
Там же, на шахте, была сделана предварительная концепция проекта, которая обсуждалась с руководством шахты и была принята как рабочая версия для дальнейшей разработки.

По возвращении в Москву художественная концепция реконструкции среды шахты "Западная" стала темой курсового проекта студентов пятого курса. Работа в группе протекала в пяти микроколлективах авторов, объединенных родственными профессиональными представлениями. Эти группы собрали тех, кого волновали проблемы дизайнерской детали ("Камерные проектировщики"); проблемы применения традиций супрематизма ("Супрематисты"); тех, кто был увлечен геометрией архитектуры ("Неопластицисты"); вопросами использования различных материалов и фактур ("Нутряные органики") и, наконец, тех, кто пытался найти альтернативу надоевшему эстетизированию сегодняшней архитектуры ("Крутые органики").

Проект реконструкции шахты Западная в г. Инта
Проект реконструкции шахты Западная в г. Инта
На следующем этапе эти индивидуальные концепции были объединены и намечены возможные средства решения проблем преобразования шахты. Смысл направленных проектных усилий заключался в том, чтобы разбудить трудящегося, помочь взглянуть на себя со стороны, ужаснуться, начать меняться самому и менять среду, которая окружает отчаявшегося человека. Предлагалась тактика "шоковой терапии", которая заключалась в том, чтобы с помощью дизайнерского обострения условий работы и жизни до издевательских вызвать негативные реакции рабочих и служащих с целью освобождения их от иллюзий и ложных надежд на то, что все привычно образуется само собой. Человек, переживший "шоковую терапию", вынужден броситься к инструментам для того, чтобы начать действительно лечить среду шахты, свое окружение. Предлагались два основных метода лечения: реанимация и реабилитация среды.

Реанимация — это возвращение шахте визуальной привлекательности и функциональной осмысленности. Для того, чтобы вернуть к жизни шахтные сооружения и еще активнее проявить красоту индустриального духа, в них заложенную, проект предлагал воспользоваться глазами и опытом современных художников-формалистов. Суть подобной методологии заключается в том, чтобы увидеть разнообразные свойства, особенности реконструируемой среды и выбрать для реконструкции те из них, которые в наибольшей степени соответствуют умонастроениям заказчика, предпочтениям проектировщиков, возможностям реализации.

Реабилитация — придание среде активного визуально-тактильного характера, комплекс мероприятий по осовремениванию среды. Реабилитация — более радикальное средство лечения, нежели реанимация, требует больших затрат, творческой активности исполнителей, большей профессиональной подготовки проектировщиков. Реабилитация среды шахты возвращает современному человеку право жить в современном предметно-пространственном окружении.

На основании художественной концепции-эскиза был затем выполнен проект-концепция реконструкции шахты, который представлял собой синтетическую программу мероприятий по реконструкции внешней и внутренней среды, в основе которой лежали метод "шоковой терапии", с активным использованием методов "реанимации" и "реабилитации".

Проект реконструкции интерьера кафедры Дизайн архитектурной среды. МАрхИ, 1988
Проект реконструкции интерьера кафедры Дизайн архитектурной среды. МАрхИ, 1988
Смысл предлагаемого проекта в том, чтобы заказчик (трудовой коллектив) вместе с проектировщиками проникся проблемами, оценил возможные приемы, средства их решения, сознательно принял стратегию постепенного, непрерывного самостоятельного возвращения среде человеческих качеств.

В сегодняшних социально-экономических условиях не приходится говорить о том, чтобы из скопища ветхих сараев сделать "большую архитектуру". Поэтому предложения были ориентированы на то, чтобы минимальными средствами из доступных материалов добиться максимальной выразительности решений.

Проект базировался на принципах "культуры выживания", сформулированных как:

  • умение видеть в реальности возможности, а не ограничения;
  • способность понимать достоинства и качества ситуации, позволяющие работать именно с ней, не привнося надуманные решения;
  • умение извлекать максимальные выразительные возможности из тех материалов и технологий, которые нам доступны;
  • использование навыков острого композиционного чувства, позволяющих работать с этими минимальными возможностями;
  • переосмысленное отношение к вещам, стремление использовать их многократно в новых ситуациях и контекстах.
Вместе с тем проект-концепция был ориентирован на использование достижений мировой практики современного дизайна и изобразительного искусства. В основе проектных решений лежал принцип функциональной осмысленности жизни шахты и придания зрительной привлекательности ее среде, что формировало фирменный стиль — дух проектного решения. Это сочетание индустриального духа шахты и привнесения сюда острой, веселой, легкой, красивой эстетики современности "FREE STYLE", объединяющие решение малых форм, визуальных коммуникаций, элементов дизайна, зрительных акцентов.


Баухауз. Интерьер. В. Гропиус, 1923
Баухауз. Интерьер. В. Гропиус, 1923
Проект-концепция был выполнен в жанре "рисунков-комиксов", подробно раскрывающих его смысл. На шахте была устроена выставка проекта с целью ознакомить с ним трудовой коллектив и получить необходимые реакции заказчика, тем самым осуществлялся диалог "заказчик—проектировщик", позволяющий уточнить и ускорить процесс самодеятельной реализации. Реальность шахты была такова, что проект остался нереализованным, но то, что он родился совместными усилиями проектировщиков и заказчика, позволяет надеяться на его успешное воплощение в будущем.

Рисунки-комиксы, формой визуализированных диалогов приближающих концепцию к изучающему ее заказчику, — это способ оформления работы, удобный для восприятия и перемещения в пространстве. Процесс же создания концепции протекал очень свободно и разнообразно — в техниках графических, коллаже, рельефе, макете, в виде пространственных инсталляций, возникающих на почве эмоционально-художественного освоения темы, апеллирующего к интуиции и прозрению студента. Показ и обсуждение эскизов часто практиковались в форме экспозиционного жеста в той или иной пространственной ситуации — в аудитории около залитого светом витража или в темном углу, в институтском коридоре, в экспозиционном холле — в зависимости от характера решений. Практика таких выступлений дает возможность работы с определенной средой, ставит выступающего в реальные пространственные условия, тем самым создавая ему сложности и заставляя острее и определеннее формулировать свою идею.

Проект реконструкции помещения кафедры "дизайн архитектурной среды" — еще один пример создания проекта, в котором стадия художественной концепции оказывается сближенной, почти совмещенной со стадией эскизной разработки. С этой работой нас знакомит статья в журнале "Архитектура и строительство России".

"... за вывеской на двери "Кафедра художественного проектирования (дизайна) архитектурной среды" обнаруживаем залитое светом пространство. Напротив двери огромное окно-витраж. Внешние переплеты канареечно-желтые, внутренние — белые, как и поверхность стен и потолка. Изломанность стены слева подчеркивает плоский рельеф — "стеллаж", носитель деловой профессиональной обновляемой информации. Стена справа, наоборот, почти пустая, микрорельеф ее решается фактурами ткани, металлической перфорации, следов кисти. Интерьер как бы пустой, с минимумом необходимых предметов: в центре огромный стол на все случаи жизни, дальше — стол заведующего кафедрой, стол лаборантки, белый стеллаж для проектов. Зато здесь много предметов вроде бы бесполезных: бывших вольтметров, манометров, деталей различных машин, приборов, холодильников — на стенах, стеллажах, на столах.

Институт медицинских исследований. Калифорния. США. Л. Кан. Рисунок, 1954
Институт медицинских исследований. Калифорния. США. Л. Кан. Рисунок, 1954
Все вместе производит странное впечатление удивительной раскованности и желанной привязанности, подобное впечатлению, которое производил тот раздел выставки Роберта Раушенберга в ЦДХ, где преобладали белые и черные холсты, работы из гофрокартона, когда кажется, что именно здесь дышится легко и свободно, а спустя минуту возникает непреодолимое желание начать что-то делать.

Как всякое произведение современного искусства (а интерьер кафедры, конечно же, являет собой яркий пример пространственной пластики), он воспринимается во времени, открывая все новые слои художественной оснащенности. Комфортная световая наполненность этого небольшого помещения постепенно открывает глазу ненавязчиво проявленную белую рельефность стены, продолжающую структурность оконного витража, открывает приятную "кособокость" и милую расчлененность ограничивающих пространство плоскостей. Необходимая функциональность включена здесь в жанр пространственной скульптуры, заостряя ощущение демократизма этой многослойной среды.

Нечасто удается побывать в архитектурном пространстве, доставляющем радость не только при первой встрече с ним. Дальнейшее знакомство открывает, что не только все вместе представляет собой пространственную целостность, но и каждый элемент ее — стена, фрагмент стены, планировка оборудования, цветовое решение — есть ряд осмысленных художественных жестов, заканчивающихся созданием плоскостной либо пространственной картины. Несмотря на подчеркнутую "картинность", рассудочность, вас не покидает чувство абсолютной естественности, немузейности, жизненности. Более того, возникает ощущение атмосферы творческой мастерской. Возможно потому, что сделано все это руками самих студентов кафедры, по их коллективному проекту.

Эта работа делалась в первые месяцы жизни новой кафедры, в период взаимного знакомства студентов и преподавателей, поэтому имела исключительное педагогическое значение. Она дала возможность в реальном деле познакомить студентов с принципами дизайнерского способа мышления.

Во-первых, точное формулирование проектной задачи: прежде всего создание среды своеобразной, необходимой, неожиданной, парадоксальной. Во-вторых, конкретное, чувственное, непосредственное переживание реконструируемого интерьера с его пространственной организацией, живая реакция на эту реальность. В-третьих, реальный учет минимальных производственных возможностей, ведь ограничения заключались не только в отсутствии отделочных материалов, краски, гвоздей, но и времени на производство работ: две недели на проектирование, 10 дней на реализацию. Эта реальность позволила познакомить будущих дизайнеров среды с жесткой системой организации работы двадцати человек на площади в 50 кв.м при одновременном осуществлении различных процессов — разрушения обшивки стен, конструирования стеллажей, смены электропроводки. Но главное, что эта работа позволила познакомить студентов с принципиальной установкой — учиться "открытому проектированию", то есть сочинительству, открытому изменениям условий существования, проектированию с обратной связью, реагирующему на замену отделочного материала, на отсутствие запланированного колера.


Городская среда. Ле Корбюзье. Рисунок, 1927
Городская среда. Ле Корбюзье. Рисунок, 1927
Результат — взаимопонимание будущих коллег; выразительный, располагающий к творчеству интерьер; готовность преподавателей существовать в среде хотя и инициированной ими, но созданной студентами, готовность существовать в ней до нового потока студентов с их новыми инициативами.

В основе коллективной студенческой работы лежат предложения В. Кузьмина по организации жизни света в интерьере, предложения В. Савинкина по активной работе с разными материалами, фактурами, рельефом, а также стремление к парадоксальному, дадаистскому использованию неожиданных предметов и материалов группы Е. Коваля".

Проектирование средовых объектов и ситуаций естественным образом приводит к такой тактике проектирования, когда стадия "проектная концепция" становится определяющей, а нередко исчерпывающей проектное решение, становится, практически, руководством для реализации при авторском надзоре. Это связано с подвижностью реальности, в которой возникает заказ и проектирование, с неустойчивостью ориентиров и неопределенностью производственной базы заказчика, когда условия реализации могут непрерывно меняться в связи с переменной конъюнктурой применяемых материалов, технологий, умелых рук. Наиболее соответствует такой реальности проект, открытый возможностям изменений, в том числе и проект-концепция.

И все-таки, чаще всего, "проектная концепция" в силу своей обобщенности и цельности, позволяющих концентрированно выразить основные функциональные, объемно-пространственные, художественные идеи, нуждается в более подробной разработке, именуемой "эскизный проект".

Эскизный проект учитывает замечания, изменения, возникающие в процессе рассмотрения заказчиком проектной концепции. Эскизный проект опирается на идеи, принятые на стадии рассмотрения проектной концепции. Эскизный проект на новом, более глубоком или, скорее, более детальном уровне учитывает требования к будущему объекту: особенности функциональных процессов; производственно-технологические возможности; особенности, качества используемых материалов и конструкций; своеобразие среды существования будущего объекта; социально-культурные, эстетические характеристики будущих потребителей. Такая работа требует более детального знакомства с существующими общенациональными нормами проектирования, с особенностями местных норм и традиций, знакомства с новой специальной литературой, связанной с социокультурной передовой проблематикой. Работа над эскизным проектом предполагает не просто уточнения и углубления концепции, но сознательное переосмысление на новом уровне основных проектных ценностей и ориентиров, сознательное формирование ситуации "входа в новый поток, избегая омертвляющего вхождения дважды в одну реку."

Таким образом эскизный проект, сохраняя и развивая художественно-концептуальные идеи предыдущей стадии проектирования, подробно, исчерпывающе раскрывает уровни, аспекты задуманного средового объекта. Это: планировочное решение ситуации в целом, объемно-планировочные решения основных объемов, внешнего и внутреннего благоустройства, оборудования интерьера и экстерьера, решение колористической ситуации, искусственного освещения, решение системы визуальных коммуникаций, знаков, указателей, возможно, решение графически выраженного "фирменного стиля". При этом архитектор-дизайнер предлагает конструктивные решения, учитывающие используемые материалы и технологии их обработки и применения.

Архитектору-дизайнеру остается лишь разработать необходимые для ведения строительных, отделочных, оформительских работ "рабочие чертежи". Делает это он сам или привлекает к работе более узких специалистов.

По мере того, как разворачивается работа по реализации проекта, проектировщик втягивается в авторский надзор за ней. Этот последний этап работы дизайнера среды отнюдь не последний по значимости. Зачастую этап требует от него проявления высокого профессионального мастерства, умения находить выход в ситуациях высокого многопланового давления производственной базы, производителей работ, исполнителей, заказчика. Авторский надзор — высшая форма профессионального существования — предполагает наличие у автора определенной творческой позиции, профессиональной мудрости, умение вести диалог с различными, участвующими в общей работе специалистами, находить в себе силы признавать и исправлять свои ошибки, если они обнаруживают себя, и, особенно, если они себя не обнаруживают, но видны автору-профессионалу.