В соответствии со своим назначением конкретная архитектурная среда обладает специфическими функциональными и информационными качествами, что определяет эмоциональное содержание и архитектурно-дизайнерское выражение отдельных процессов деятельности. Ощущая различия в эмоциональном воздействии архитектурной среды, человек обычно не осознает и не дифференцирует его источников. Архитектор-дизайнер же обязан профессионально разбираться в его механизме — с одной стороны, в обусловленности этого воздействия спецификой объекта, а с другой — в особенностях организации и восприятия его потребителем.

Деятельность любого архитектора-дизайнера по организации рациональной и эстетически значимой архитектурной среды может и должна быть рассмотрена двояким образом: как с точки зрения процесса этой деятельности (то есть процесса архитектурно-дизайнерского проектирования), так и с точки зрения тех принципов, с помощью которых этот процесс реально осуществляется (то есть принципов организации архитектурной среды). В настоящей главе учебника будут рассмотрены основные теоретические положения, связанные с образованием архитектурной формы, так как это одна из задач теоретического подхода к рассмотрению формообразующей деятельности архитектора-дизайнера.


Учет эргономических требований
Учет эргономических требований
Эта деятельность направлена на изменение исходной проектной ситуации и четко делится на две части: на аналитическую и синтетическую. Общая схема движения в ней развивается от анализа исходной ситуации к определению объекта проектной работы и далее к синтезу новой формы, которая лишена тех недостатков, которые фиксирует начальная стадия проектной работы. Первая является, по сути дела, как бы методическим обеспечением проектной деятельности, вторая же и есть собственно формообразование, включающее в себя момент учета формообразующих факторов и затем, при выходе на архитектурную форму, приведение его к единству, целостности, то есть собственно композиционная работа, завершающая процесс и потому представляющаяся иногда единственным мерилом эстетической ценности архитектурного объекта. Из сказанного вытекает различие основных употребляемых терминов: проектирование, формообразование и композиция. Смешение их или неточное употребление всегда вело и ведет к теоретической неточности в изложении вопросов формообразования.

Под проектированием следует понимать процесс создания чего-либо нового, в том числе новых формальных решений, которые в свою очередь могут быть индивидуальными или типовыми. Формообразование — смысл этого процесса, заключающийся в создании новой содержательной формы. И, наконец, композиция.

Это, как известно, и процесс (часть процесса проектирования), и результат формообразования, в котором фиксируется результат организации архитектурной формы как бы изнутри, путем специфического структурирования материала объекта проектной деятельности.

Если архитектурную среду понимать в широком смысле как определенное строение проектируемой комплексной системы, то понятие "формообразование" может распространяться на различные уровни архитектурно-дизайнерской деятельности. Естественно, что формообразование города или комплекса-ансамбля существенно отличается от формообразования отдельного здания. Точно также нельзя не видеть существенные различия в формировании объектов архитектурной среды, выступающих, преимущественно, как материальное благо, и объектов, имеющих достоинства вида искусства. Однако для теоретического анализа формообразования как явления существенно не только различие, но и сходство объектов. Существенны общие механизмы создания формы, в том числе сходные черты различных архитектурно-профессиональных концепций формообразования. Несмотря на очевидные различия целей и методов проектирования в разных областях деятельности, на различия творческих концепций, принято говорить о существовании некоторых общих принципов создания архитектурно-дизайнерской формы — общих принципов формообразования.