Предмет архитектурно-дизайнерского проектирования — средовые объекты и системы — представляет собой чрезвычайно сложные по природе, динамические комплексные образования, строение и развитие которых подчиняется самым разным по принципам взаимодействия и происхождению закономерностям. Поэтому главная дисциплина учебной программы, синтезирующая все знания и навыки, полученные студентом во время обучения специальности "дизайн архитектурной среды" — учебное архитектурно-дизайнерское проектирование, — строится как комплексная система интеграции многих самостоятельных курсов, дополняющих и развивающих те теоретические и практические знания, которые осваиваются при выполнении учебных проектов.

Своеобразие архитектурно-дизайнерского (средового) проектирования состоит в том, что традиционное для зодчества объемно-планировочное и декоративно-пластическое решение пространственной основы среды дополняется и корректируется художественным решением ее комплексного предметного наполнения и декоративного оформления, которое выступает как равный, а иногда и более значительный компонент формирования потребительских и образных характеристик средового объекта.


Это требует при обучении архитектурно-дизайнерскому проектированию, с одной стороны, максимального использования приемов и методов, свойственных архитектурному образованию, с другой — приобретения теоретических и практических знаний о собственно художественном конструировании вещных, предметных ансамблей и о специальных способах формирования визуальных характеристик среды.

При этом возникают присущие именно профессии архитектора-дизайнера навыки и наработки, осуществляющие художественный синтез зодчества, предметного и графического дизайна в целостном произведении средового искусства.

Архитектурно-дизайнерское проектирование включает комплекс задач, рассматривающих различные аспекты проектного творчества:

а) ознакомление с реальной типологией объектов проектирования с учетом следующих признаков:

  • функционально-пространственные особенности средовых объектов проектирования (жилые, общественные, производственные здания и комплексы, градостроительные и объемно-пространственные системы, предметные и графические ансамбли);
  • различия видов и форм среды, связанные с условиями их эксплуатации, особенностями развития, масштабом охваченной проектом ситуации, ее эстетической и образной значимостью;

б) выяснение роли объективных (конструкции, материалы, производственные возможности, природное и градостроительное окружение) и субъективных (исторический и социальный контекст, художественные ориентиры, одаренность и квалификация автора, представления и возможности потребителя) факторов становления художественного образа произведения средового искусства.

В ходе ознакомления с теоретическими и практическими принципами решения этих задач студент осваивает реальную технологию средового проектирования, получает представление о последовательности проектного процесса, критериях оценки его результатов и средствах архитектурно-дизайнерского творчества.

Параллельно с освоением все время усложняющихся проблем учебного проектирования студент проходит ряд курсов спецдисциплин и дисциплин художественного цикла, которые, с одной стороны, дают более полное, чем во время консультаций по проекту, представление об особенностях строения и формирования архитектурной среды, с другой, способствуют развитию личной художественной культуры будущего проектировщика. Причем преподавание этих циклов приура-чивается к специфическим проектным задачам, возникающим перед студентом во время выполнения конкретного проекта, предусмотренного общей программой обучения (табл. 14.2).

Так, начальный период обучения специальности (III курс) посвящен введению в азы средового проектирования — поэлементному анализу слагаемых среды, осознанию отличий средового дизайна от архитектурного, укреплению представлений о многоуровневости строения средовых объектов и систем. Иллюстрируются эти задачи на примере относительно несложных по структуре и небольших по размеру сооружений либо фрагментов среды, как правило, той же номенклатуры, что и проектируемые по программе родственной специальности — 2901. Но зато блок спецдисциплин, изучаемых студентами специальности 2902, кардинально меняет их ориентацию на специфические архитектурно-дизайнерские проблемы. Он содержит два общетеоретических курса — "Основы технической эстетики" и "Основы художественного проектирования архитектурной среды" и один специализированный — "Предпроектный (функциональный) анализ". Первые курсы знакомят студента с общей теорией дизайна как важнейшего элемента современной проектной культуры, выделяя в нем дизайн архитектурной среды как самостоятельную область проектного творчества, обладающую собственной методикой творческой работы и требующую развития специфических профессиональных навыков: умения анализировать формы слагаемых среды и использовать закономерности их формообразования и композиции для комплексного проектирования средовых объектов и систем.

"Предпроектный анализ" переводит сведения этих дисциплин в прикладное русло, т.к. знакомит студентов с некоторыми основными задачами, содержанием и процедурами художественно-конструкторского анализа исходной ситуации для выбора обобщенных требований к объекту проектирования (от отдельной вещи до средового объекта). Именно здесь учащиеся получают представление о такой важнейшей категории дизайнерского проектирования, как дизайн-концепция будущего решения, которая отныне должна стать неотъемлемой частью их профессионального мировоззрения.

Одновременно меняются и дисциплины изобразительного цикла, которые с этого момента тесно увязываются с задачами и методами архитектурно-дизайнерского проектирования. В результате традиционные для архитектурного вуза рисунок, живопись и скульптура трансформируются в дисциплины "Рисунок и проектная графика", "Скульптурно-пластическое моделирование" и т.д., что позволяет приблизить их преподавание к проблемам творческих решений в системе задач графического дизайна.

Таблица 14.2. Взаимодействие учебных проектов и дисциплин теоретического цикла и цикла изобразительных дисциплин в структуре учебного архитектурно-дизайнерского проектирования

Следующий учебный курс, IV, раскрывает проблемы проектирования средовых объектов с учетом широкого градостроительного и культурно-исторического контекста, дает представление о закономерностях соединения отдельных фрагментов среды в комплексные системы, закрепляя при этом полученные на III курсе сведения о принципах и приемах качественного преобразования функционально-технологических задач в художественное архитектурно-дизайнерское решение. Предметом проектирования здесь становятся относительно разные объемно-пространственные образования — жилой район, многоэтажный жилой дом, где переплетаются и общепланировочные задачи, и работа над фрагментом и деталями среды.

Задание по курсу Основы эргономики: Стакан проектировщика
Задание по курсу Основы эргономики: Стакан проектировщика
Параллельно усложняется, углубляется и тематика спецкурсов. Появляются дисциплины "Основы эргономики", развивающие методику анализа требований к качеству слагаемых среды с учетом усиленного внимания к "человеческому фактору" — удобству, комфорту, безопасности их использования в любых жизненных ситуациях; "Основы типологии технических решений оборудования", показывающие принципы и методы инженерно-технического проектирования комплексов оборудования, формирующие разные типы среды. Наконец, вводится принципиально новая дисциплина — "Архитектурная колористика", которая призвана сформировать у студента целостное исчерпывающее знание о цвете как органической составляющей архитектурной среды, выработать у него способность к профессиональному изложению цветовой концепции соответствующим проектным языком.

Этот курс носит междисциплинарный характер: его теоретический базис позволит студенту сцементировать отдельные сведения о цвете в архитектурной среде, получаемые из курсов физики, истории искусств, архитектуры и градостроительства, материаловедения и других дисциплин. Систематизация знания создаст благоприятные условия для созревания у студента цветового мышления и эффективного осознания использования цвета в проектировании.

Именно поэтому "Архитектурная колористика" как бы завершает "аналитическую", подготовительную часть заданий по архитектурно-дизайнерскому проектированию и готовит студента к следующему разделу проектных работ в вузе — самостоятельной работе с композицией и ее реализацией в средовых объектах разного уровня и типа, — который начинается на V курсе. При выполнении заданий этого года студент, уже постигший технологию проектного дела, должен перейти к выработке собственной творческой позиции, умело разрабатывая, графически выражая и защищая свои представления о путях и задачах средового проектирования. Здесь в качестве объектов проектирования могут использоваться и комплексные средовые ситуации (парк, промплощадки, праздник и т.д.), и интересующий студента уникальный фрагмент среды, и "типовые" архитектурно-дизайнерские проблемы — важно, чтобы их проработка включала полный цикл методических приемов — от анализа функции до декоративного убранства.

Соответственно усложняется и "теоретическая поддержка" проектного курса — появляются спецдисциплины "Комплексное формирование пространственной основы, оборудования и предметного наполнения средовых объектов и систем" — обобщающие теоретический и практический багаж, наработанный студентом в ходе учебного проектирования, и "Отделочные материалы и композиции" — дисциплина, которая углубляет профессиональную подготовку студентов в области комплексного проектирования среды, знакомя с основными характеристиками отделочных материалов, используемых в жилых, общественных и производственных зданиях, развивая навыки анализа роли тех или иных отделочных работ в организации полноценной архитектурной среды.

Особый блок дисциплин, сопровождающих проектный цикл, состоит из курсов "Основы проектирования оборудования архитектурной среды" и "Графический дизайн", которые наращивают практический навык реального формирования этих составляющих среды. Здесь теоретическая часть активно поддерживается серией упражнений, как правило, в увязке с соответствующими задачами основных учебных проектов.

И, наконец, весьма существенную роль в программах V курса играют дисциплины специализации, раскрывающие проблематику реального проектирования современных видов и форм архитектурной среды, подробно описанные в разделе 14.4.

Задание по курсу Основы эргономики: Универсальная скамья-табуретка
Задание по курсу Основы эргономики: Универсальная скамья-табуретка
Последний, дипломный год обучения в вузе, нацеленный на максимальное "самовыражение" будущего специалиста в его профессии, начинается с выбора объекта дипломного проектирования и заканчивается его самостоятельной защитой. Выбор объекта проектирования ведется также, как на V курсе, но теперь дипломант уже не столько "учится" проектировать, сколько реализует полученные знания в самостоятельной работе. Поэтому теоретический курс имеет здесь обобщающий характер — он называется "Дизайн и современный образ жизни" и подводит итог в понимании целей и задач средового проектирования, расширяя тем самым общий социально-культурный кругозор студента, способствуя становлению его профессионального и человеческого мировоззрения.

Таким образом, преподавание архитектурно-дизайнерского проектирования представляет собой комплексную учебно-педагогическую деятельность, в которой совместно участвуют студент и педагоги-консультанты разного профиля. Она включает теоретические обоснования организации творческого процесса, знания о предмете творчества (законы и средства формирования средовых объектов и систем, их типология и динамика развития), практические навыки поиска и реализации средовых задач в различных условиях и обстоятельствах.

Комплексность преподавания в дизайне среды чрезвычайно отчетливо видна в характере подачи и утверждения (оценки) проектного материала. Результаты работы архитектора-дизайнера должны наглядно и выразительно показывать суть предлагаемых решений, давать представление о художественных образных характеристиках проектируемой среды и ее составляющих, содержать сведения о технических, конструктивных и производственных принципах их реализации. Оцениваются они на основе анализа представленных материалов и их личной авторской защиты по следующим критериям:

  • художественное воздействие (оригинальность, сила и ясность образного решения, его соответствие социальному, градостроительному контексту, качество подачи проектного материала);
  • функциональная, тектоническая, техническая целесообразность, новизна и эффективность предложенных решений;
  • умение обосновать, доказать правильность своих предложений, показать их достоинства, заинтересованность в них заказчика.
Поэтому специфика архитектурно-дизайнерской профессии, разнообразие ее связей с заказчиком требуют разработки индивидуальных, ярких пластически и в цветовом отношении решений подачи (в соответствии с темой задания), с широким использованием средств традиционной и современной графики, макетирования, объемной проектной пластики, с применением различных технических демонстрационных средств — диапозитивов, цвето- и светоустановок, звукозаписи, видеофильмов, инсталляции и т.д. Другими словами, в дизайне архитектурной среды проектное предложение может само по себе стать своего рода произведением архитектурно-дизайнерского искусства, что позволит потребителю (заказчику) лучше оценить его и будет способствовать реализации авторских замыслов.