Рис. 83. Причальное сооружение ряжевой конструкции
Рис. 83. Причальное сооружение ряжевой конструкции
Срубленный полностью или частично ряж должен быть доставлен по воде к месту установки в причал (рис. 83). Ряж устанавливают на постель целиком или с дорубкой на плаву. В зависимости от места сборки (рубки) его спускают на воду по стапелю паводковыми водами, подъемным краном или со льда.

При спуске на воду по береговому стапелю ряжи предпочтительно рубить выше по течению от места установки в причал. Уклон берегового стапеля подбирают исходя из естественного рельефа береговой части и подводного склона, массы ряжей, применяемых механизмов и оснастки для спуска. Уклон стапеля может быть в пределах от 1:20 до 1:8.

Глубина на пороге стапеля (м) должна быть



где В — ширина ряжа, м; i — уклон стапеля.

При спуске ряжей на воду по стапелю без катков необходимое тяговое усилие определяют по формуле



где Q — масса ряжа, т; ? — коэффициент трения скольжения ряжа по спусковым дорожкам (для смазанного стапеля ?=0,2).

В качестве смазки брусьев стапеля применяют нефть, мазут или тавот.

Во избежание крена или дифферента спущенный на воду ряж неправильной формы перед спуском уравновешивают камнем или другим балластом. Ряж спускают со стапеля в следующей последовательности: смазывают брусья стапельных дорожек; переводят домкратами срубленный горизонтально на клетках ряж в наклонное положение на спусковых дорожках; обводят вокруг ряжа на уровне пола трос с замком на стороне, обращенной к воде, на углах ряжа под трос подкладывают обрезки бревен; к тросовому замку присоединяют тяговый трос; убирают подклинивающие приспособления, удерживающие ряж в неподвижном положении; приводят в готовность тяговые буксиры и тормозные лебедки; производят спуск ряжа.

Вывод ряжа для установки в причал допускается лишь после погрузки на плавсредства камня, необходимого для загрузки ряжа. Ряжи буксируют от места спуска или отстоя к месту установки в тихую погоду при волнении не свыше 2 баллов. При небольшом расстоянии (до 2 км) буксир может вести ряж под бортом со скоростью 2—5 км/ч. При буксировке на значительные расстояния ряжи закрепляют на буксирном конце троса длиной 75—100 м. Максимальная скорость буксировки может достигать 8 км/ч. Если при перевозке ряж начинает рыскать, к его корме прикрепляют на тросе длиной 20—30 м пакет скрепленных бревен.

Плановую установку ряжа на постель производят при помощи четырех лебедок с тросами на углах ряжа и якорей. Точность установки ряжей в плане и в вертикальной плоскости контролируют геодезическими инструментами по закрепленным створным вешкам. Величины смещений или перекосов осей от проектного положения не должны превышать 100 мм.

При установке ряжей па сильном течении выше по течению устанавливают временные ряжи — рамы сквозного типа. Устанавливаемый ряж крепят к временному ряжу-раме тросами на лебедках. Лебедками регулируют необходимое положение ряжа.


Для погружения ряжа в воду и установки на постель его банки постепенно и равномерно загружают камнем с плавсредств или пионерным способом — с заездом транспортных средств на ранее установленные ряжи и на загружаемый ряж с непосредственной выгрузкой камня в банки ряжа.

При установке ряжей в причал, находящийся на незащищенной акватории, во избежание их разрушения штормовым волнением необходимо максимально механизировать трудоемкий процесс засыпки ряжей камнем; весь комплекс работ должен осуществляться в максимально короткие сроки (не более 1,5 сут).

Верхнее строение причала на ряжах выполняют из монолитного или сборного бетона или железобетона, не ожидая прекращения осадок. Если предусматривается опирание верхнего строения на засыпку, в проекте указывают сроки его возведения. Засыпку пазухи ряжевого причала каменной разгрузочной призмой с устройством контрфильтра и грунтом можно производить после загрузки ряжевых банок камнем.

Ряжи, срубленные на затапливаемой высокой водой площадке или береговой полосе, после всплытия транспортируют к месту отстоя, защищенному от ледохода. На месте отстоя ряжи швартуют к причалу или раскрепляют на якорях, где при необходимости их дорубают. Глубины в месте отстоя должны быть достаточными для дальнейшего вывода ряжей на судовой ход и буксировки к месту установки в причал.


При спуске ряжей с помощью подъемных кранов способ их строповки должен быть указан в проекте работ. Спуск ряжей, срубленных полностью или не менее чем на шесть венцов, можно осуществлять береговыми или плавучими кранами. Число стропов при спуске ряжа зависит от его длины, расположение стропов должно обеспечивать одинаковую нагрузку на них, изгибающие моменты в стенах ряжа (в пролете и месте строповки) должны быть также примерно равны. Между стропами и венцами ряжа прокладывают деревянные коротыши.

Рубку ряжей на льду производят на месте их установки в сооружение при толщине льда не менее 25 см. Расчетную толщину льда при проверке его грузоподъемности можно определить по формуле П. И. Лебедева



где h1, h2 — толщина соответственно прозрачного и мутного слоев льда, см; k1 — коэффициент, равный при нормальной кристаллической структуре льда — 1, при игольчатой — 2/3; k2 — коэффициент, равный при температуре ниже нуля — 1, при температуре выше нуля — 4/5.

Ряжи на льду рубят на высоту в пять или шесть венцов, затем ряж спускают на воду и дорубают на плаву. В зависимости от гляциологических, гидрологических и производственных условий ряжи спускают на воду вместе со льдиной, на которой они срублены или без нее.

Рис. 84. Рубка на льду и опускание ряжей в воду
Рис. 84. Рубка на льду и опускание ряжей в воду
При опускании ряжа вместе со льдом, на котором он срублен (рис. 84,а), по периметру ряжа прорубают майны длиной б—10 м и шириной 0,5—0,7 м на расстоянии до стен ряжа 0,3—0,5 м. При этом через каждые 5—10 м оставляют ледяные перемычки длиной 1—2 м. Размер перемычек должен быть таким, чтобы ряж держался на них, не ломая. Когда необходимое число венцов ряжа срублено, разрушают пешнями оставленные перемычки. При этом ряж вместе со льдиной, находящейся под ним, опускается в воду. Так как вода в нижних слоях имеет положительную температуру, то льдина под ряжем растаивает через 1—2 нед. Возможность применения этого способа должна быть подтверждена либо опытом, либо гидрологическим расчетом, учитывающим тепловой режим бассейна в месте опускания ряжа. Если нет уверенности в том, что льдина быстро растает, ее вытаскивают из-под ряжа в сторону при помощи лебедок с запасованными в полиспасты тросами (рис. 84, б, I, II).

При опускании ряжа без льдины применяют готовую майну, выполненную по размерам ряжа с запасом 0,5—0,8 м на каждую сторону. Этот способ применим при наличии прочного и толстого льда, ширине ряжа менее 8 м и глубине воды в месте опускания большей, чем ширина ряжа. Через каждые 2 м поперек майны на лед укладывают бревна диаметром 18—20 см комлями в одну сторону. После возведения шести венцов, пола и сжимов перерубают прогоны через один и вытаскивают их из-под ряжа. После этого одновременно перерубают оставшиеся прогоны, быстро извлекая их с другой стороны ряжа, и ряж опускается в майну. Ряж на плаву дорубают и одновременно загружают со льда камнем с таким расчетом, чтобы над водой возвышалось не менее четырех венцов.