Рис. 100. Конструкции пирсов мостового типа
Рис. 100. Конструкции пирсов мостового типа
При постройке пирсов распространены конструкции, в которых горизонтальные усилия от удара и навала судов, а также швартовные нагрузки воспринимаются отдельными элементами сооружения, а верхнее строение при этом несет только вертикальные нагрузки. Подобные пирсы мостового типа состоят из отдельно стоящих опор усиленной жесткости, сравнительно большие рас стояния между которыми перекрываются относительно легкими элементами пролетного строения (рис. 100). Опоры могут быть сооружены из спаренных оболочек (а), оболочек большого диаметра (б), из массивовой кладки (в), массивов-гигантов прямо угольной (г), полигональной (д, е) и круглой (ж) формы. Пролетные строения (рис. 101) изготовляют из железобетона (а) и металла (б).

Постели под опоры отсыпают из рваного несортированного по крупности камня твердых пород. На бермах постели отсыпают более крупный камень, чем под подошву опор; возможно устройство защитных покрытий из бетонных сплошных или щелевых берменных массивов. Под постелью устраивают обратный фильтр толщиной не менее 0.5 м. При глинистых грунтах толщина постели должна быть не менее 2 м, при песчаных — 1,5, при скальных — 0,5 м или из бетона в мешках толщиной 0,25 м.

Рис. 101. Пролетные строения пирсов мостового типа
Рис. 101. Пролетные строения пирсов мостового типа
При толщине каменной постели более 2 м необходимо ее виброуплотнение, при этом постель отсыпают со строительным подъемом 5—20% проектной высоты в зависимости от характера основа пня, прочности камня и его первоначальной пористости. Величину строительного подъема устанавливают опытным виброуплотнением.

При кладке опор из обыкновенных массивов производят разбивку боевой линии на подводной постели по всему периметру первого курса. Первый массив укладывают в угол опоры или по центру. После огрузки кладки средняя ширина швов между массивами не должна превышать 30 мм, предельная — 50 мм (не более 10% общего числа швов). Отклонение отдельных массивов из плоскостей курсов опоры не должно превышать 50 мм.

Оболочки большого диаметра круглого или полигонального сечения устанавливают кранами большой грузоподъемности по Одной или нескольку в опору. Опоры из оболочек устанавливают на постель или заглубляют в грунт основания.

Массивы-гиганты различной формы в поперечном сечении (прямоугольной, круглой, полигональной) применяют при возможности строительства с использованием для спуска массивов слипов, доков и др.

В тяжелых гидрологических условиях и при ледовом режиме внешние отсеки массивов-гигантов заполняют бетоном. Для общей защиты конструкций опор от истирающего действия льда, взвешенных наносов и ударов волн устраивают железобетонные защитные пояса или облицовывают наружные поверхности опор камнем твердых пород.

При заполнении опор песком в основании оболочек без днищ устанавливают непроницаемый экран (из пленок, в виде монолитной бетонной пробки, зацементированной нижней части заполнителя, двухслойного щебеночного контрфильтра).

В случае сооружения отдельных опор основная геодезическая разбивка заключается в закреплении центров и главных осей каждой опоры. Возвышение опор над расчетным уровнем после стабилизации осадок вследствие огрузок в строительный период принимают не менее 0,6 м.

Верхнее строение опор пирсов мостового типа выполняют в виде монолитного или сборно-монолитного железобетонного массива с устройствами для расположения опорных частей пролетных строений, навески отбойных устройств, установки швартовных тумб и конструкций для прокладки коммуникаций и др. При укладке на опору сборной железобетонной капители на ней устраивают выступающие консоли в сторону смежных опор для установки по ним пролетных строений.


Пролетные строения применяют разрезные, балочного типа по типовым проектам автодорожных и железнодорожных мостов. Конструкция пролетного строения может быть выполнена в два яруса: для расположения технологического оборудования и коммуникаций и для автотранспорта и обслуживающего персонала

Пролетные строения устанавливают плавкранами или с берега сухопутными кранами пионерным способом.