В целях защиты прав собственников, гарантом которых выступает Конституция, система гос. регистрации прав граждан на земельные участки должна в полной мере обеспечить создание механизмов действенного влияния государства на современный рынок недвижимости. В вопросе повышения благосостояния населения отдается приоритетная роль праву частной собственности, которая призвана обеспечить материальные интересы и потребности отдельного человека.
Общие правила регистрации предусматривают регистрацию земельных участков в гос. земельном кадастре. Регистрация прав на землю проводится по месту ее расположения и сопровождается внесением сведений в Поземельную книгу.
Какие сведения вносятся?
• сведения о субъекте, приобретающем право на землю;
• информация об участке (сюда входит: площадь, категория, цель использования, вид угодий, границы, номер и прочие необходимые параметры);
• обременения, ограничения;
• прочее
Регистрация участка требует непосредственное обращение правообладателя в органы гос. регистрации, потому как данная процедура носит сугубо заявительный характер. Федеральным законом установлен строгий последовательный порядок исполнения гос. регистрации прав на земельные участки.
Закон о гос. регистрации прав доводит до сведения, что мероприятия по гос. регистрации проводятся исполнительной властью федерального значения, наделенной надлежащими полномочиями в области данной деятельности, и ее структурными подразделениями на местах. До начала 2005 года в стране регистрацией недвижимости, в том числе и земельной, и различных видов сделок с ней занимались Учреждения юстиции. Сейчас данные полномочия выполняет Росрегистрация и ее отделения на местах.
Граждане, при проведении регистрации прав, обязаны внести определенную плату. Данная пошлина взимается на основании вышеупомянутого закона, а размер учреждается Налоговым кодексом.
Следовательно, для осуществления процедуры гос. регистрирования своих прав, субъекту первоначально потребуется заплатить госпошлину на счет федерального бюджета и подать заявление на регистрацию прав в орган регистрационной службы, расположенный по месту нахождения земельного участка.
Документы для регистрации прав собственности
• Гражданин при подаче заявления обязан предъявить документ, идентифицирующий личность, - паспорт или другой документ, отвечающий данному запросу, что доказывает правоспособность и дееспособность его обладателя.
• В том случае, если по вопросу регистрации с просьбой обращается не лично сам правообладатель, а его представитель, то в обязательном порядке должна быть оформлена нотариальная доверенность.
• Описание участка – это кадастровый план.
• Исходные документы, выступающие в качестве основы возникновения прав, действительные на дату их принятия. Сюда причисляются:
- акты, органов гос. власти и органов самоуправления;
- документы о приватизации строений, возведенных на участке;
- различные договора сделки в отношении недвижимости, находящейся на участке;
- документы о наследстве;
- акты о предоставлении/передачи прав;
- судебные акты;
- другие документы.
Для регистрации прав собственности на земельный участок государством отводится срок - один месяц, отсчитываемый от даты предоставления всех надлежащих документов. По истечении положенного времени заявитель получает свидетельство о гос. регистрации.
В ФЗ о гос. регистрации прав рассматриваются вероятные эпизоды, при которых возможно превышение установленного законом срока регистрации, а в определенных случаях допускается временная приостановка процесса на период не более 30 дней. Приостановка возможна, когда у регистратора возникают сомнения определенного рода в наличии законных оснований для исполнения регистрации, в подлинности представленных заявителем документов или предъявленной доверенности. В этом случае регистратор в рамках своих служебных обязанностей предпринимает соответствующие закону действия, которые направлены на разрешение нестандартной ситуации. Регистратор обязан уведомить заявителя, сделать запросы в соответствующие инстанции о подтверждении или опровержении подлинности представленных документов.
Со своей стороны заявитель имеет право попросить о временной приостановке регистрации. Для этого необходимо подать просьбу в письменном виде. В данном случае закон разрешает приостанавливать процедуру на период не более трех месяцев.
В каких случаях можно получить отказ в проведении гос. регистрации прав?
ФЗ дает полное разъяснение, по каким причинам заявитель может получить отказ в проведение регистрации прав на землю.
• С заявлением обратилось лицо, не имеющее на это законных оснований. Из этого следует, что закон надежно стоит на защите интересов лиц, наделенных имущественными правами.
• Исходный документ полностью утратил свою юридическую силу.
• Запрашивается регистрация права, которое не подлежит процедуре проведения регистрации (аренда земли сроком до одного года).
• Пакет документов полностью или частично не отвечает требуемой форме.
• Личность, наделенная правом, по закону ограничена в своих действиях, но составила соответствующие документы.
• Правоустанавливающий документ выдает лицо, не выступающее собственником.
• Предоставленный документ однозначно не доказывает наличие прав заявителя.
• Правообладатель не предоставил спрашиваемые по закону документы.
• Когда наличествуют противоречия - предъявляются права на зарегистрированный предмет недвижимости. Разрешение спора осуществляется в судебном порядке.
Если заявитель получает отказ в проведении регистрации прав, то он может устранить указанные регистратором недостатки, повлекшие отказ. После устранения всех причин заявителю придется повторно написать заявление и оплатить госпошлину.