Кадастровый учет объектов земельной недвижимости – индивидуализация земельных участков, отраженная в Едином гос. реестре земель. Проведение данной процедуры позволяет закрепить за каждым выделенным участком характеристики, которые принадлежат только конкретному участку, что дает возможность выделить его из общей массы.

Кадастровый учет земельных участков
Кадастровый учет земельных участков

На всей российской территории процедура исполнения гос. земельного кадастра совершается по принятой единой методике, которая включает последовательный сбор определенных документов, их техническую обработку и ответственное хранение. Точная информация об экономических и технических характеристиках каждого объекта заносится в гос. кадастр недвижимости на основании полученных данных при кадастровой оценке земли и нормативных правовых актов.

Какой государственный орган наделен функцией постановки на кадастровый учет земельных участков?

Государственному учету в обязательном порядке подлежат все земельные участки независимо от того, какой вид собственности на них распространяется, какое направление использования.

Полномочия по реализации гос. кадастрового учета земельных территорий принадлежат Федеральной службе гос. регистрации, кадастра и картографии. Данная служба функционирует на всей территории страны и осуществляет свои полномочия через обособленные структурные подразделения. 

В соответствии с действующим законодательством гос. кадастр земельной недвижимости (как, впрочем, и любой другой) должен выполняться исключительно в том территориальном регистрационном органе, территория которого включает местонахождение потенциально регистрируемого объекта. 

Непосредственный процесс постановки на учет объекта, учет каких-либо произошедших изменений, связанных с объектом недвижимости, снятие с учета – все эти действия выполняются уполномоченными органами кадастра в отведенные законом двадцать дней с момента регистрации заявления, если, конечно же, закон не предусматривает иное.

В обязательном порядке службы производят учет адреса правообладателя на регистрируемый объект недвижимости. На проведение данного мероприятия законом отводится пять рабочих дней, отсчитываемые от даты получения заявления. 

Систематизированный учет земельных участков и их структурирование  позволяет выделить по каждому участку идентификационную информацию, которая включает следующее:

  • Форму участка и его месторасположение;
  • Общую площадь (площадь его частей), линейные размеры, координаты поворотных точек;
  • Параметры почвы;
  • Целевое назначение; 
  • Подтвержденные законом права собственности или пользования объектом, какие установлены ограничения или обременения;
  • Прочее. 

В отношении участков, проходящих учет, закон определяет обязательное осуществление следующих процедур:

  • Надлежащая регистрация;
  • Внесение сведений об участках, ранее зарегистрированных;
  • Фиксация в учете любого изменения, касающегося участка;
  • Снятие с учета;
  • Устранение технических ошибок. 

Доступные способы предоставления документов заявителем   

  • Предоставление документов непосредственно в территориальное подразделение лично самим заявителем.
  • Воспользоваться услугами почты России и отправить документы на почтовый адрес обособленного подразделения Росреестра.
  • Воспользоваться услугами Интернета и отослать электронную форму документов.

В том случае, если заявитель отправил документы, предназначенные для постановки на учет объекта, в отделение Росреестра за территорией которого не закреплен данный объект недвижимости, данное отделение в соответствии с законодательством не примет к рассмотрению  поступившие документы, следовательно, заявленный участок не будет поставлен на учет. 

Какие документы требуются от заявителя при постановке на учет?  

Документы
Документы

  • Межевой план. Данный документ предоставляется в органы учета земельной недвижимости не только когда имеется необходимость непосредственного учета объекта. Он требуется при осуществлении учета его части, а также при изменении уникальных параметров.
  • Документ, подтверждающий разрешение земельного спора в отношении согласования местоположения границ. Данный документ потребуется в том случае, если в межевое дело  не включена информация о согласовании границ в соответствии с составленным актом согласования.
  • Если с заявлением обращается лицо, представляющее интересы заявителя, то необходимы документы, подтверждающие полномочия.
  • Документ, свидетельствующий об имеющемся праве заявителя на регистрируемый объект.
  • Документ, свидетельствующий об имеющихся обременениях в пользу самого заявителя.
  • Подтверждение принадлежности к определенной категории.
  • Документ, свидетельствующий о разрешенном использовании.

Все вышеперечисленные документы предоставляются вместе с ксерокопиями. 

Что еще должен знать заявитель? 

При осуществлении постановки обособленного участка на гос. кадастровый учет заявитель может получить от соответствующих органов решение о временной приостановке процедуры постановки на учет или полный отказ. Когда такое возможно? 

Приостановка данной процедуры со стороны органов кадастра допускается законом: 

  • Когда пакет документов не соответствует запрашиваемому набору.
  • Заявитель представил документы с данными, которые вступают в противоречие друг с другом.
  • Когда граница, оформляемого участка, пересекает границу соседнего участка.

Отказ допускается когда: 

  • С заявлением обратилось лицо, не имеющее на это надлежащих прав.
  • Заявление и сопутствующие документы не соответствуют требованиям.
  • Если участок выделен из объекта недвижимости, сведения о котором носят временный характер.
  • Если участок образуется из объекта недвижимости, преобразование которого не допускается законом.
  • Основополагающие документы (межевой план, различные акты) заверены лицами, не имеющими на то законных прав.
  • Истек срок приостановки, предназначенный для устранения недостатков.
  • Размер участка не соответствует предельным требованиям законодательства.
  • Участок сформирован из земель различных категорий.
  • Если отсутствует всякий доступ к образуемому участку.
  • Если граница участка пересекается с границами населенного пункта.
  • И другое.

Решение об отказе оформляется в течение 12 дней, начиная от даты получения заявления.

При завершении постановки на учет земельного участка как объекта недвижимости заявитель получает кадастровый паспорт, а если производился учет изменений, то выдается кадастровая выписка.