Что такое «дизельный котел отопления»

Конструкция дизельного котла
Конструкция дизельного котла
Дизельными называются котлы отопления, работающие на жидком топливе, называемом также дизельным топливом или просто «дизелем». Это может быть солярка, мазут, отработанное масло или керосин.

Основным достоинством дизельных котлов отопления является возможность их автоматизации, что позволяет отапливать дом практически без участия со стороны человека. Дизельные котлы отопления по своей эффективности, а также стоимости единицы вырабатываемой тепловой энергии, занимают промежуточное положение между газовыми котлами, работающими на магистральном газе и электрическими котлами.

К тому же дизельное топливо считается безопасным и оборудование, работающее на нем (в отличие от газового оборудования), устанавливается без получения специальных допусков и разрешений, что позволяет использовать его для отопления загородных домов и дач, расположенных вдали от магистрального газа и линий электропередач.

Необходимым условием для работы котла на жидком топливе является наличие резервуара для его хранения, от объема которого зависит длительность бесперебойной работы котла. В идеале объем резервуара для хранения жидкого топлива подбирают так, чтобы его запаса хватило на весь отопительный сезон.

В чем особенность устройства дизельного котла отопления

Конструкция дизельного котла отопления схожа с устройством газового котла, но отличается от него установкой горелок с наддувом (принудительной подачей воздуха) и закрытой камеры горения.

Характерные особенности горения жидкого топлива
Характерные особенности горения жидкого топлива
Связано это с особенностями сжигания жидкого топлива и необходимостью его предварительного распыления. Эффективность горения топлива зависит от степени его распыления, а также от размера образующихся при этом капель жидкости, что в свою очередь зависит от вида используемого жидкого топлива и степени его нагрева.

Для каждого вида топлива (солярки, мазута, отработанного масла) используются свои горелки. Перевести котел с одного вида топлива на другой вид, можно только сменив горелку на соответствующее устройство.

Следует отметить, что жидкотопливные котлы при необходимости можно также перевести на сжигание природного газа, например, при газификации района. Для этого форсунка дизельного котла просто меняется на газовую горелку.

Как работает дизельный котел отопления

Жидкое топливо может храниться в резервуаре, установленном внутри отапливаемого помещения или за его пределами. Перед подачей в камеру горения топливо предварительно нагревается, что приводит к уменьшению его вязкости и улучшению текучести. Затем топливо смешивается со струей воздуха и поступает в камеру горения, где поджигается электрической дугой, создаваемой между встроенными в горелку электродами, подключенными к сети напряжения.

Компрессор (вентилятор) для подачи воздуха может располагаться отдельно или входить в конструкцию горелки, составляя с ней одно целое. Если котел уже работает, топливо после распыления воспламеняется при контакте с пламенем.

В процессе горения вырабатывается тепловая энергия, нагревающая стенки камеры сжигания топлива, а также теплообменник, расположенный в верхней ее части. Дымовые газы удаляются через дымоход.
Теплообменник котла может быть изготовлен в виде змеевика, по которому непрерывно движется теплоноситель, или в виде резервуара, заполняемого водой, сброс которой происходит после ее нагрева до заданной температуры.

Характерные особенности горения жидкого топлива

Жидкое топливо сгорает с образованием большого количества сажи и копоти. При этом процесс горения может сопровождаться неприятным характерным запахом, а подача воздуха в горелку шумом.

Для уменьшения всех перечисленных негативных факторов дизельные котлы отопления устанавливают в отдельных помещениях (котельных), уделяя при этом особое внимание их проветриванию и защите от шума.

Следует отметить, что современные дизельные котлы отопления, специально предназначенные для жилых домов, имеют конструкцию, полностью исключающую все негативные факторы. Но и в этом случае жидкотопливные котлы требуют регулярного технического обслуживания и удаления гари и копоти с поверхности горелок и теплообменников.

Виды дизельных котлов отопления

Дизельные котлы можно классифицировать по следующим признакам:

  • Глубине всасывания топлива, величине, определяющей минимальный уровень топлива в резервуаре. Если топливо расположено ниже глубины его всасывания, котел работать не будет.
  • Типу горелки (встроенная или навесная). Встроенная горелка рассчитана на сжигание только одного вида жидкого топлива, например, мазута. В то же время навесная горелка  является сменной, что делает возможным при ее замене сжигание любого другого вида жидкого топлива.
  • Типу теплообменника: в котлах на жидком топливе используются стальные или чугунные теплообменники. Стальные имеют меньший вес и легче монтируются, но при этом в большей степени подвержены коррозии. Чугунные теплообменники устойчивы к коррозии, но их большой вес затрудняет монтаж котла.
  • Способу установки: напольные или настенные
  • Нагреву воды для горячего водоснабжения: одноконтурные или двухконтурные

Как рассчитать расход топлива

В чем особенность устройства
В чем особенность устройства
В среднем расход жидкого топлива в час для одной горелки равен ее мощности, умноженной на 0,1. Это значит, что для работы горелки мощностью 10 кВт необходим 1литр дизельного топлива в час. При этом речь идет о работе горелки на полную мощность, что необходимо лишь непродолжительное время в году, например, при сильных морозах и шквалистом ветре.

При этом считается (и подтверждается на практике), что для отопления 10м2 жилой площади достаточно 1кВт тепловой энергии, вырабатываемой котлом.

В нашем примере одного литра дизельного топлива достаточно для обогрева помещения площадью 100м2 в течение одного часа. После простых арифметических подсчетов, устанавливаем, что на месяц нужно 720 литров дизельного топлива, а на отопительный сезон 4320 литров.

Напомним, что расчет произведен для горелки, работающей с максимальной отдачей и максимальным расходом топлива.

Приведенный расчет справедлив лишь для дизельного топлива. Для масла, керосина или мазута все цифры необходимо корректировать в соответствии со справочниками.

Достоинства и недостатки дизельных котлов отопления

Среди достоинств дизельных котлов следует отметить:

  • Высокий КПД
  • Возможность автоматизации котла
  • Универсальность котла (можно перевести на газ)
  • Простоту эксплуатации
  • Безопасность
  • Можно устанавливать без согласования
  • Недостатки дизельных котлов
  • Шум при работе
  • Необходимость дымохода и отдельного помещения
  • Необходимость проведения регулярного технического обслуживания
  • Высокая стоимость тепловой энергии.