Канализация стальная используется очень редко, поскольку, материал крайне неустойчив к коррозии в агрессивных средах, которые в избытке присутствуют в серых бытовых стоках.

Канализация стальная
Канализация стальная

Особенности канализации из стальных труб

Канализация стальная обладает высокой прочностью, жесткостью, отлично сохраняет углы уклона магистралей, не боится сил пучения. Однако, недостатков гораздо больше:

  • резьбовое соединение не может быть изготовлено на месте ввиду больших диаметров;
  • сварочные соединения изменяют структуру материала, снижая коррозионную устойчивость многократно;
  • трубы тяжелые, что требует привлечения грузоподъемных механизмов при монтаже, ремонте;
  • сталь хорошо отдает тепло, поэтому во избежание промерзания сечения в зимний период такие трубопроводы утепляют;
  • малый диапазон дополнительных фитингов (редукции, переходы, компенсаторы и пр.);
  • высокая стоимость относительно пластиковых материалов.
Особенности канализации из стальных труб
Особенности канализации из стальных труб

Канализация стальная чаще всего соединяется муфтами, фитингами, получившими название «американка». Накидные гайки обеспечивают неподвижность труб, изделия не нужно вращать при расстыковке для доступа во внутреннее пространство трубопровода. Особенно актуальны эти фитинги в местах частых/вероятных засоров. Эти фитинги делают из латуни, пластика, ковкого чугуна, стали. Также участки трубопроводов из стали соединяют сварным методом. Применяют подобное на больших диаметрах или в местах, где резьбовые соединения невозможны.

Способы защиты стальной канализации:

  • Низкие коррозионностойкие свойства канализации стальной улучшают обработкой внутренней/наружной поверхности труб, фитингов различными покрытиями:
  • полимеры
  • битумно-песчаные
  • этилены
  • битумно-минеральные

 Способы защиты стальной канализации

Как защитить канализацию из стали?

Существует так же активная защита от ржавчины с помощью подведения электричества. Все эти методы значительно удорожают канализационную систему. Канализация из стальных труб в результате коррозии уменьшает пропускную способность, в образовавшиеся отверстия начинают проникать стоки, заражая/заиливая участок, окрестности. Покрытия наносят либо в заводских условиях (высокое качество, низкие цены), либо в процессе монтажа трубопровода.

Самыми экономичными являются цементные смеси, забеленный чугун, нефтяной битум, которые легко наносятся. ЛКМ и цинковый слой разрешены в системах канализации, недостатком последнего является электрохимическая коррозия в местах соединений сваркой.

Как защитить канализацию из стали
Как защитить канализацию из стали

Наибольшее распространение получили защитные составы:

  • ХС-068 – основой являются виниловые смолы, цвет красный с коричневым оттенком, высыхает за час, небольшой расход на слой
  • ЭП-076 – желтая суспензия отвердителя с лаком, защищающая от топлива, масел, синтетических составов, агрессивных жидкостей
  • ПФ-046 – пентафталевая основа, красный цвет, сохнет полчаса, имеет высокие антикоррозионные свойства
  • КФ-030 – цинкохроматная основа, лак, саккатив в составе, серо-зеленый, желтый цвет, хорошая проникаемость, разбавляется уайт-спиритом
  • ГФ-032 – для стали зеленая с серым оттенком или коричневая, сохнет 6 – 1,5 часа, разбавляется ксилолом

По системам наружной канализации перемещается охлажденная жидкость, поэтому, все ЛКМ разрешены к использованию. Коэффициент расширения стали, в отличие от пластмасс, низкий, поэтому, трубопроводы заглубляют ниже промерзающего слоя почвы, дополнительно теплоизолируют минеральной ватой, кожухами их экструдированного пенополистирола. Трубы отличаются увеличенной прочностью, песчаная подушка в данном случае необязательна точно так же, как и верхняя засыпка песком.

Защита канализации
Защита канализации

В процессе эксплуатации могут использоваться все существующие способы очистки засорившихся участков, в том числе, промывка высоким давлением. Стальные канализационные трубы в смотровых, перепадных, угловых колодцах не перфорируют, а, прерывают полностью, заводя внутрь 20 – 25 см. Это необходимо для визуального наблюдения за магистралью в процессе эксплуатации, ремонтных работ при засорении отдельных участков.