Основа садово-парковой скульптуры из металла была заложена еще в 1235 г., когда в одном из буддийских храмов Монгольского государства в городе Кара-Коруме был создан 9-метровый фонтан-дерево из чистого серебра. Потом эта традиция создания скульптуры из металла перекочевала во все развитые столицы мира, во дворцы царей и шейхов, а в настоящее время внедряется в особняки и коттеджи богатых граждан.
В России в конце XIX в. была откована скульптура, которая на международной промышленной выставке в Париже получила премию «Гран-при». Это была пальма высотой 3 м 53 см с десятью веерными листьями и венчиком на верху. Так чем же она привлекла всеобщее внимание, и за что ей выдали «Гран-при»?! Эта пальма была целиком выкована из куска железнодорожного рельса. Молот и зубило - вот единственные инструменты кузнецов Юзовского завода А. Мерцалова и Ф. Шкарина. Газеты того времени писали: «Пальма поражает зрителей высотой, стройностью, удивительным изяществом. Ее темные рассеченные листья, веером расходящиеся от ствола, были так легки, а тонкий ствол так гибок, что вначале было трудно поверить, что это не живое растение, вывезенное с Кавказского побережья, а тончайшее произведение искусства. Всем хотелось потрогать ее руками». Сейчас это чудо-пальма является экспонатом музея Горного института в Санкт-Петербурге (рис. 273).
В бывшем СССР традицию создавать садово-парковую скульптуру в виде деревьев-фонтанов и деревьев-фонарей продолжил крупный мастер-монументалист Ю. Пархоменко, который в городах Казахстана изготовил свыше 300 разнообразных фантастических кустов и деревьев из металла. Постепенно скульптура в виде натуралистических кованых деревьев перестала волновать кузнецов-художников, и они стали создавать фантастические скульптуры, с глубоким философским смыслом. Так, кузнец из Литвы В. Ярутис создал ряд оригинальных скульптур для оживления пустырей и городских площадей. В основном все его кованые скульптуры состоят из «растительных побегов* и «вырастают» из каменистой почвы. Две скульптуры названы «Весна», и мы видим, что мощные «побеги» под воздействием солнца и живительной влаги как бы вырываются из земли и устремляются к солнцу. Так же скульптура «Цветок», пробив камень, несет свой плод к солнцу. Четвертая скульптура композиции Ярутиса является эмблемой домостроительного комбината и несет на своей вершине характерное для Прибалтики «Солнышко».
Среди садово-парковой скульптуры большое место занимают скульптуры животных: олени, лошади, медведи и волки. Например скульптуры «Олень» и «Лошадь под седлом», изготовленные выдающимся мастером кузнечного искусства Ярославом Вонком - преподавателем немецкой школы художественных ремесел в городе Вроцлаве, или скульптура «Жеребенок» ведущего мастера кузнечной мастерской художественных ремесел в Праге (рис. 274).
В 1950-х гг. в технике кованой меди работал крупный русский скульптор-анималист Иван Ефимов, создавший целую галерею птиц и животных. Порхающие голуби, жирафы, олени, грациозные антилопы и бараны не только украшают парки наших южных городов, но и одновременно украшают природу и сливаются с ней в единое целое. Скульптор И.С. Ефремов говорил: «Приходится всегда долго думать, чтобы скульптура из тяжелой кованой меди говорила о себе, что она легкая». Основным достоинством всех его скульптур является то, что просветы внутри контура воспринимаются не как пустое пространство, а как объемная живая реальность скульптурного образа.
Над созданием скульптурных форм работают и кузнецы-художники из г. Ульяновска В. Петруков и А. Романов, которые оформили площадку детского, городка «Айболит» скульптурами, выполненными методом металлопластики.
Более сложная анималистическая скульптура в технике металлопластики выполнена кузнецами-художниками из Германии и Англии.
В технике металлопластики и сварки западные художники работают не только для создания анималистической скульптуры, но и скульптур философской направленности, с включением женских образов и различной атрибутики. Очень интересно смотрится кованая скульптура деревьев в арочном проеме стены: она не только закрывает задний план, но и создает пейзажную картину на территории участка.
Некоторые художники создают свои скульптуры из промышленных отходов: старых труб и батарей, коленчатых валов и шатунов, гнутых листов и полос. В тех случаях, когда художник обладает уникальным видением, то скульптуры получаются очень оригинальными, и хорошо смотрятся на определенном фоне.
В заключение остановимся на скульптурных работах самобытного художника по металлу Валентина Воробьева. Все его работы, от маленьких настольных композиций до крупных многометровых изделий, несут красоту и глубокую философскую мысль. Посмотрим на его маленькую пластику - «Нотка» и «Танец огня», - мы видим, что это не мертвая нота на линейках тетради, а живая звучащая нота, и мы даже слышим ее звучание, а огонь - это не застывшие кончики твердого металла, а действительно танец огня, его языки так и пляшут, перемещаясь в пространстве.
А его скульптуры на религиозную тему - «Праздник души», «Московский патриарх» или «Отшельник» - они настолько самобытны и пронизаны Божьим духом, что на них хочется молиться, как на святые иконы. В работе «Праздник души» оригинально решен вопрос распространения звука от колокола. Сам звук невидим, но сила звучания такова, что даже изгибается металл, - этим создается мощный эффект звучания колокола. В скульптуре «Московский патриарх» художник нашел потрясающее решение -показать левитацию святого во время чтения священной книги. И, наконец, работа «Отшельник» - от нее веет отрешенностью и тишиной. Старый монах, уже ставший ангелом, живет в пещере, которая пронизана корнями живого дерева. Чувствуется прямая связь между жизнью и смертью.
Хорошая скульптура на вашем участке является не только украшением, но и несет определенный философский смысл.