Среди городов России и стран СНГ уникальные кованые высокохудожественные решетки находятся в Москве, Санкт-Петербурге, Киеве, Львове, Одессе, Харькове, Казани, в старинных городах Урала, Сибири и Дальнего Востока.
Если в Москве наиболее интересными считаются ограды середины XVIII в., выполненные в стиле «русского барокко», то в Санкт-Петербурге - ограды дворцов и парков, сооруженных в эпоху Растрелли: это ограды Летнего сада (арх. Ю. Фельтен и П. Егоров), бывшего Воронцовского и Таврического дворцов, решетки в Петергофе и т. д. Все эти решетки выполнены в основном в стиле барокко с позолоченными накладными элементами в виде акантовых завитков, розеток и спиралевидных побегов. В последующие годы при сооружении высоких оград преобладал классический стиль со строгими прямыми линиями и геометрическими элементами в виде колец, квадратов и прямоугольников. Навершия оград выполнялись в основном в виде пик, шаров или других геометрических фигур.
К концу XIX в. в архитектуру, строительство, декоративно-прикладное искусство врывается стиль «модерн», который своим отрицанием всех ранее установленных канонов вызывает вначале всеобщее неприятие, а через некоторое время - любовь и восхищение. Во многих городах Европы этот своеобразный стиль захватывает крупные города, пригороды и поселки.
Однако, если парадные ограды выполнялись в основном в стиле барокко, рококо и позднее в классическом стиле, то решетки в стиле модерн выглядели значительно скромнее и имели меньший размер по высоте. Использовались низкие ограды в основном для ограждения дворянских или купеческих особняков, доходных домов, скульптурных памятников и других архитектурных украшений улиц и площадей. Вообще низкие решетки в архитектуре играли не основную, а как бы вспомогательную роль: украшали крылечки, делили пространство дворика или создавали уединенные уголки в холле. Такое функциональное назначение решеток накладывало определенные решения и на рисунок решетки и на технологию ее изготовления. Рисунок должен был быть более мелким и изящным по сравнению с рисунком больших парадных оград, а качество ковки более высоким.
Коньковые и парапетные решетки, расположенные на большой высоте на коньке и по периметру крыши дома, наоборот, должны были иметь крупный рисунок, чтобы, глядя на него снизу, он не сливался в единое целое.
При изготовлении газонных решеток необходимо было соблюдать определенные требования, нельзя, во избежание травм, делать у них навершия в виде пик или острых штырей.
Теперь хочется сказать несколько слов о технологических особенностях изготовления решеток. До начала XX в. электросварка для сборки элементов ограды не применялась. Для соединения использовались кузнечная сварка, заклепки, а также резьбовые или клиновые соединения. Кроме этого довольно часто детали ограды соединялись при помощи «хомутов» , которые устанавливались в горячем состоянии, и после остывания стягивали элементы. В некоторых случаях элементы ограды соединялись за счет взаимного проникновения в специально пробитые пазы или отверстия.
Теперь необходимо сказать несколько слов о современном производстве оград. В настоящее время ограды изготавливают практически все фирмы, связанные с производством изделий из металла, так как ограды или точнее заборы требуются всем домовладельцам, начиная от простых дачников и «крутых» домовладельцев двух-, трех- или четырехэтажных особняков до крупных домовладельцев в центре города.
Рисунки художественных оград разрабатываются архитекторами или художниками, затем элементы или детали отковываются на молотах квалифицированными кузнецами и собираются в единое целое на специальном столе слесарями, и сварщики завершают первый цикл работы. Затем места сварки звена ограды зачищаются, производится очистка от окалины, грунтовка и окончательная окраска.
Существует большое количество кованых оград со всевозможными рисунками, выполненными в разных стилях. Наиболее часто кованые решетки собираются из многочисленных завитков и волют, которые группируются во всевозможные красивые комбинации. В других вариантах решеток к завиткам прибавляются геометрические элементы типа окружностей, ромбов, прямоугольников, прямых или наклонных линий. Если ограда выполняется в стиле барокко или рококо, то завитки как бы обрастают стилизованными накладками из листового металла в виде акантовых завитков, цветов или раковин. Ограды, выполненные в стиле модерн, могут нести на своих решетках произвольные элементы в виде разнообразных листьев и цветов, геометрических элементов или даже звериных морд. Были в Москве ограды, которые несли основную орнаментацию решеток на верхней части. Это были уникальные ограды, которые ограждали церковные территории в середине XVIII в., и были выполнены в стиле московского барокко. Таких оград не было даже в Центральной Европе, где кузнечное искусство было развито значительно выше, чем в России.
По своему конструктивному исполнению ограда может быть полностью металлической с коваными решетками или комбинированной - металл-дерево, металл-кирпич или камень. При комбинировании металл-кирпич или камень кованые решетки могут располагаться между кирпичными столбами или на цоколе. Низкие решетки могут располагаться на верхней части стены, а круглые или эллипсообразные кованые вставки могут вставляться в глухой проем стены.
При строительстве коттеджей довольно часто кроме высоких оград устанавливают и низкие ограды, разделяющие внутреннюю территорию сада. В этих случаях красивые калиточки вносят неповторимый колорит в общую картину вашего сада.
В современных коттеджах довольно часто устанавливают внутренние решетки, которые играют роль перегородок. Эти решетки делаются более изящными со вставками в виде цветов, листьев, насекомых, рыб или животных. Для изготовления таких решеток требуется большое искусство и мастерство как художника, так и кузнеца-исполнителя, так как эти фигурки должны быть очень выразительными, лаконичными и даже иметь свой «характер». Кроме этого кузнец должен придать этим фигуркам определенный объем и характерную форму.