Ворота всегда являлись лицом любой усадьбы, и поэтому каждый хозяин стремился придать им особую оригинальность и выразительность. Парадные двери богатых домов также отделывались с особой тщательностью, ведь по ним судили о богатстве и вкусе хозяина.

В те времена, когда цены на железо были высокие, двери и ворота украшались в основном деревянной резьбой. Позднее металл начинает постепенно внедряться в строительстве. Двери и ворота укрепляются металлическими накладками и специальными запорами с замками. Петли делаются в виде мощных жиковин, лицевые накладки которых проходят по всей ширине двери и дополнительно скрепляют все доски. Для стучания и открывания дверей и ворот навешивались специальные ручки-кольца, которые назывались «стукалами» или «дверными молотками». Мощные жиковины и ручки-стукала, выполненные на высоком художественном уровне, в дальнейшем широко использовались и на цельнометаллических дверях и воротах.

Рис. 281. Кованые ворота
Рис. 281. Кованые ворота
В период раннего Средневековья в Центральной Европе во время строительства соборов, монастырей, замков и дворцово-парковых ансамблей крупнейшие архитекторы и художники создавали уникальные ограды с великолепными воротами и калитками. По этим изумительным по красоте и пропорциям памятникам архитектуры, сохранившимся до настоящего времени, можно проследить, как развивалось и совершенствовалось кузнечное искусство. Суровый и выразительный романский стиль VIII-XIII вв. меняется на стрельчато-угловатый готический стиль, который в свою очередь передает в XVI в. эстафету легкому и нарядному стилю ренессанс. С XVII в. в Чехии, а затем и во Франции - стиль барокко. В этом богатом и праздничном стиле оформляются многочисленные дворцы, замки, площади, триумфальные арки, ограды и ворота. Затем следуют стили рококо, классицизм, эклектизм и модерн (рис. 281).

В крупных городах России ограды, ворота и калитки украшались в так называемом «русском стиле»: использовались такие элементы, как «окружности», «завитки», «волюты» и т. п. Однако в орнаментацию включались и другие стили, например псевдоготика, модерн и классика.

Теперь хочется остановиться на кованых дверях и дверях с коваными вставками. Цельнокованые кружевные двери обычно устанавливаются внутри здания для разделения залов, но иногда их ставят и снаружи, если основная дверь отнесена внутрь ниши. Такие кружевные внутренние двери создают не только оригинальный и богатый вид интерьера, но и обеспечивают сохранность помещения. Декоративная отделка двери и кованый рисунок решетки дополняют друг друга и создают единый художественный ансамбль.

Рис. 282. Высокохудожественные фрагменты из кованного металла
Рис. 282. Высокохудожественные фрагменты из кованного металла
В настоящее время многие кузнечные фирмы Москвы изготавливают ограды, ворота, калитки и двери на довольно высоком уровне. По желанию заказчиков ворота могут быть как сплошными, так и «прозрачными». Сплошные ворота закрываются листовым металлом, на котором с двух сторон накладывается кованый рисунок. Сверху ворот обычно делается прозрачный орнамент (рис. 282).

При изготовлении кованых ворот, калиток или дверей по желанию заказчика можно включить любой фрагмент, например вензель с инициалами, стилизованный герб, вазу с цветами или фруктами, выкованную из железа или меди, ветку дуба и даже собственный портрет или портрет любимого зверька.

В заключение необходимо сказать несколько слов об установке ворот. Это очень ответственная и трудоемкая операция, так как каждая створка ворот имеет довольно значительный вес, который при открывании и закрывании ворот раскачивает столбы. В связи с этим металлические столбы необходимо устанавливать в широкие ямы глубиной около 1 м и заливать бетоном. По возможности столбы сверху необходимо связывать между собой металлической аркой, а по бокам укреплять контрфорсами. С противоположной от въезда стороны столбы фиксируются самой оградой и последующими столбами. В том случае, если для установки ворот делаются кирпичные или каменные столбы, то их необходимо армировать внутри металлической трубой и связывать с оградой. Подставы для петель ворот должны также жестко связываться с внутренней металлической трубой и заделываться в кирпичной или каменной кладке. Каждый застройщик должен помнить, что красивые кованые ворота больше «говорят» о хозяине, чем его автомобиль.

Изготовление дверных приборов

Рис. 283. Жиковины
Рис. 283. Жиковины
Особое внимание наши предки уделяли оформлению входных ворот или наружных дверей. Их старались украсить как можно лучше, так как считалось, что ворота или дверь - «лицо» дома. Особой декоративностью отличались кованые петли - жиковины, ручки-стукалы, замки, «личинки» и подставы.

В большинстве случаев жиковины заканчивались «червонками». Очень часто поверхность жиковин украшалась орнаментом. Элементы декоративности -навершие осей выковывалось в виде шишечки или пламени свечи, а опорный нижний конец стержня расковывался в фигурную лапку, в которой пробивалось отверстие для гвоздя (рис. 283).

Рис. 284. Ручки-стукало
Рис. 284. Ручки-стукало
На массивных металлических или дубовых дверях рукоятки-стукалы несли основной элемент декоративности: сами рукоятки имели вид кольца из гладкого или витого металла с «бусиной» внизу. Под бусину ставилась круглая пластина - подстукальник, а под верхнюю петлю часто подкладывали пластинку из просечного железа. Эти массивные красивые рукоятки использовали для стучания в дверь и поэтому их в старину называли стукалами {рис. 284). Замочная скважина под рукояткой обычно закрывалась «личинкой» из просечного или орнаментированного листового металла. Основу, на которую подвешивали массивные кольца, изготавливали примерно по той же технологии, что и жиковины, а кольца с бусиной отковывали отдельно и соединяли с основой.