В большинстве городов селитебная зона занимает их основную территорию и ей уделяется главное внимание в работах по благоустройству, по повышению качества создаваемой среды в целом и искусственной световой среды, в частности. Проведенные исследования и накопленный практический опыт позволяют "сконструировать" теоретическую модель светоцветовой структуры среды и предложить методические принципы ее построения. Они могут служить методологической основой при решении конкретных проектных задач и должны обеспечить системный подход, разнообразие и свободу творческих решений в любой градостроительной ситуации при определенных светокомпозиционных предпосылках.

Построение модели предусматривает использование четырех методических принципов:

  • светоцветовую дифференциацию городской территории на основные структурные элементы;
  • световую иерархическую дифференциацию каждого из структурных элементов;
  • масштабную светомодулировку городских пространств с учетом их типа и категории;
  • формирование системы световых ансамблей и доминант с использованием структурных элементов разного иерархического уровня в расчете на разные масштабы восприятия.

Ландшафтно-световое решение автостоянки в Англии
Ландшафтно-световое решение автостоянки в Англии
Целью светоцветовой (структурной) дифференциации может быть зрительное выявление функционально-планировочной структуры города, его основных структуроформирующих систем и элементов за счет обеспечения заметных различий в уровнях и цветности, а также приемах и кинетике их освещения.

В масштабе города главными структурными элементами являются функциональные зоны, а структуроформирующими системами — системы транспортных магистралей, общественных центров и озеленения.

Транспортные магистрали и улицы, их пересечения и паркинги города выделяются освещением в особую систему, контрастирующую с пешеходной благодаря четкости ее пространственных границ и требований к количеству и качеству света и световой информации.

Освещение пешеходных пространств селитебной зоны осуществляется на основе их методологической классификации на три типа — движения, общения и отдыха. Социально-градостроительная значимость каждого из них различна. Пространства общения являются узловыми элементами структуры пешеходных пространств. Их целесообразно выделить на фоне других средствами света и цвета, богатством приемов освещения, активностью визуальной информации. Пространства пешеходного движения требуют более технологичного освещения, а пространства отдыха — сравнительно меньшего количества света при большей декоративности решений и минимуме установок световой информации.

Из этого выявляется принципиальная схема взаимодействия и соподчинения разнотипных пространств, позволяющая осуществить их светоцветовое зонирование.

По количеству света транспортные пространства с характеристиками, регламентируемыми во всем мире сопоставимыми величинами средней яркости дорожного покрытия, могут быть приняты за единицу сравнения. Общественно-пешеходные пространства должны выделяться повышенной светлотой окружения и светонасыщенностью, в частности, за счет иной структуры светового поля.

Здесь, как и во всех пешеходных пространствах, возрастает значение освещенности в вертикальной плоскости, определяющее условия восприятия лиц, фигур пешеходов по отношению к горизонтальной, доминирующей в транспортных пространствах.

Цветность общего, адаптирующего освещения пространств — основной отличительный признак светоцветового зонирования. Учитывая особенности сложившейся ситуации в номенклатуре источников света, применяемых в городском освещении, а также психофизиологические предпочтения по цветности излучения и цветопередаче, рекомендуется предусматривать следующее ее распределение по типам пространств: транспортные зоны оптически формируются желтым светом натриевых ламп, обеспечивающих сигнальную ориентацию и относительно лучшую видимость при пониженной прозрачности воздуха в городе; в общественнопешеходных светопространствах предпочтителен белый свет с хорошей цветопередачей, придающий им определенную парадность и "солнечность" и позволяющий без заметных искажений показать цвет лиц и одежды людей и колористическое решение ансамбля; светопространства отдыха образуются, по преимуществу, холодно-белым, "пленэрным" светом, гармонирующим с зеленым окружением; светопространства движения могут формироваться, преимущественно, источниками тепло-белого света.


Приемы функционального освещения в транспортных пространствах наиболее традиционны и регулярны, в пешеходных, особенно в пространствах отдыха — более свободны и живописны. Ими формируется масштаб светопространств и характер светораспределения: прямой свет с высоты 10—30 м в транспортных пространствах и разнообразный (прямой, рассеянный, отраженный) свет с высоты 0—5 м в пешеходных.

Кинетика освещения своим "консерватизмом" отличает транспортные пространства от пешеходных: в первых — один или два режима (вечерний, ночной) статического освещения, во вторых — от одного до нескольких режимов со статическим и возможным динамическим освещением, в том числе реагирующим на присутствие людей в пешеходном светопространстве.

Структурная соподчиненность разнотипных светопространств отражает "горизонтальные" связи между основными группами функций, "вертикальные" же связи выражаются иерархической соподчиненностью.

Световая иерархическая дифференциация осуществляется с целью композиционного соподчинения однотипных по функции пространств. В зависимости от величины и композиционной структуры города в его структуроформирующих системах выделяются несколько ступеней (уровней, категорий, рангов) пространственной организации. Наиболее четко это выражается в градостроительной классификации транспортных улиц и ступенчатой системе обслуживания — объекты столичного, городского, районного и местного значения.

Оптическая дифференциация однотипных пространств, отличающихся иерархической категорией, осуществляется созданием разницы в их светлоте, размерах и приемах освещения. Чем выше категория пространства, тем более высокий уровень и разнообразнее приемы его освещения, тем, как правило, больше размеры, т.е. крупнее масштаб светопространства. Цветность общего освещения в пределах каждого типа пространства постоянна и служит отличительным и объединяющим фактором.

Светопанорама Москвы с Воробьевых гор
Светопанорама Москвы с Воробьевых гор
Структурная и иерархическая светоцветовая дифференциация городского пространства осуществляется, в основном, системами функционального освещения территорий.

Масштабная светомодулировка пространств создается на основе структурно-иерархической дифференциации системами функционального и архитектурного освещения с учетом их типа и категории.

Из композиционных аспектов формирования световой среды города наиболее значителен для ее архитектурного образа, для "психологического климата" в ней и наиболее подвержен изменению под влиянием света масштаб пространства. Он определяется геометрическими размерами пространства и объектов, его формирующих, и световыми характеристиками общего функционального освещения пространства и архитектурного освещения объектов. Известны размеры пространств, при которых при дневном освещении они кажутся замкнутыми или раскрытыми, камерными или гипертрофированными. Если учесть известные зрительные иллюзии в восприятии пространства при искусственном освещении, можно в первом приближении принять эти параметры для создания оптимальных по масштабу моно- или полифункциональных светопространств в соответствии с их иерархическим уровнем.

Некоторые общие светокомпозиционные характеристики разных типов пространств селитебной зоны вытекают из особенностей их объемно-планировочного решения и зрительного восприятия.

Транспортные пространства, в условиях города обычно физически ограничиваемые с двух сторон застройкой, рядовыми посадками деревьев и (или) опорами уличных светильников, а снизу — однообразным дорожным полотном, характеризуются очевидной линейностью формы. Вечером транспортное светопространство приобретает более или менее выраженную монотонность или "зрительную агрессивность" из-за метрического ритма многочисленных однотипных, нередко дискомфортных светильников, относительно равномерной яркости одноцветного дорожного покрытия и примитивности или хаоса иных светящих элементов за его пределами. Эта монотонность и агрессивность может быть преодолена, во-первых, крупномасштабной светомодулировкой линейного пространства — организацией более сложного светового ритма за счет введения светоцветовых акцентов и пауз (перекрестки, развязки, раскрытия световых перспектив), во-вторых, композиционным включением в видовые кадры освещенных объектов, рассчитанных на восприятие из транспорта во время движения за короткое время. Целесообразно строить световую композицию на использовании светоцветовых контрастов, на лаконичных соотношениях крупных элементов, на прорисовке свето-цве-том характерного силуэта и многоплановости застройки, доминант и ориентиров, т.к. детали и нюансы плохо воспринимаются в этих условиях. Улица — наиболее благоприятный случай для использования в художественных целях возможностей иллюзорной трансформации глубины пространства средствами освещения. При многоэтажной застройке возможно использование вертикального светоцветового зонирования с изменением цветности, яркости и (или) размеров освещаемых и светящихся элементов по высоте фасадов.

Для пешеходных пространств общения в целом характерны индивидуализированные решения световой композиции в силу их архитектурно-градостроительной значимости с использованием всех трех групп освещения — функционального, архитектурного и светоинформационного, при главенстве, в общем случае, установок архитектурного освещения. Здесь повышено внимание к качеству и масштабным характеристикам освещения, к выявлению деталей, к хорошей ориентации пешеходов. Этот тип светопространства должен играть роль фокусного центра, дающего наиболее сильные эстетические и информативные впечатления.

В пространствах отдыха главная задача — выявление положительного потенциала непосредственного окружения и создание подобных качеств освещением. Поскольку отдых связан, главным образом, с "потреблением" эстетической информации, организующим началом световой композиции служит декоративное освещение зелени, малых форм, элементов ландшафта и благоустройства.

На основе дистанционного масштаба зрения разработана масштабная шкала све-топространств, учитывающая их тип, категорию и общеупотребительные планировочные модули [115]. Вместе с расстояниями по горизонтали, прочитываемыми пешеходом по освещенной поверхности земли и по освещенным объектам среды, важную роль в формировании масштаба светопространства играют вертикальные размеры элементов световой композиции, при которых создается ощущение различной степени его замкнутости. Освещая объекты на всю высоту или частично, а территорию ансамбля по всей площади или определенные ее участки с той или иной равномерностью и применяя при этом опоры фонарей высокие или низкие, светильники ограниченного или неограниченного светораспределения и свет различной интенсивности и цветности, можно зрительно в широких диапазонах трансформировать масштабные и другие визуальные характеристики световой композиции с целью достижения нужного эффекта.

Освещение высотного жилого дома на Кудринской площади. Архит. Н.И. Щепетков, 1994—1995
Освещение высотного жилого дома на Кудринской площади. Архит. Н.И. Щепетков, 1994—1995
Формирование системы световых ансамблей и доминант разного иерархического уровня в расчете на три масштаба восприятия осуществляется на разных стадиях проектирования. "Ландшафтный" масштаб прорабатывается на генплане города или в проектах планировки крупных градостроительных образований вместе с решением светопланировочных задач структурно-иерархической дифференциации. При этом освещением прорисовываются крупномасштабные формы, из которых в сознании жителей складывается светоцветовой образ вечернего города (по К. Линчу), — "границы" между зонами, перепадами рельефа и состояниями городского ландшафта в виде светопанорам застройки или освещенных опушек лесных массивов, "узлы" сопряжения путей и зон и фокусирующие пункты движения (например, в виде световых архитектурных ансамблей), "районы" с общим, распознаваемым характером (например, исторический центр с одним характером освещения и современная периферийная застройка с другой существующей "атмосферой", между которыми можно установить "визуальный диалог"), "ориентиры" в виде освещенных доминантных сооружений и ландшафтных элементов. Эти светокомпозиционные мероприятия, осуществляемые зодчим или светодизайне-ром, могут быть одновременно нацелены на создание одной или нескольких систем ориентации в городе и его районах. На эту архитектурную основу может быть наложена система световой информации, включаемая в сеть городских ориентиров.

Проектные решения отражаются на генплане в виде структурно-световых схем с принятой в практике градостроительного проектирования степенью обобщения и условности. Они сопровождаются регламентируемыми укрупненными светокомпозиционными параметрами, ориентирующимися на систему параметров структурноиерархической и масштабной дифференциации городского светопространства в селитебной зоне.

В реальных условиях города многие из этих задач носят, в значительной мере, умозрительный характер, ибо результат их решения не может быть воспринят одномоментно и целиком, а постигается в движении и во времени и складывается в сознании наблюдателя в определенный образ на основе фрагментарных впечатлений, за исключением отдельных случаев — при рассмотрении светопанорам с видовых точек, на которые они рассчитываются и изображаются на проектной стадии. Так создана светопанорама Москвы с Воробьевых гор, задуманная в 1993 году в первом концептуальном проекте по архитектурному освещению города [40].

"Ансамблевый" масштаб вечерней среды формируется в соответствующих разделах проектов планировки, застройки или реконструкции архитектурных комплексов, а также в виде самостоятельных концепций освещения существующих ансамблей, когда с помощью прогнозируемых светокомпозиционных параметров организуется система освещения участков территорий и фасадов выбираемых объектов. Решаемые задачи во многом идентичны "ландшафтному" масштабу, но с более иерархичной и детальной проработкой конкретных образных решений — светопанорам, освещения композиционно важных узлов, дизайна элементов основных систем освещения. В этом масштабе выбором соответствующих приемов и средств освещения могут программироваться такие характеристики световой среды, как:

  • эмоционально-ассоциативные ("солнечность"—"пасмурность", "мажорность"— "минорность", праздничность—будничность...);
  • художественно-композиционные (раскрытость—замкнутость, моно- и полихромия, со- и гипермасштабность, целостность—раздробленность, статичность—динамичность...);
  • социально-функциональные (уникальность—типичность, моно- и полифункциональность, историзм—современность и т.д.).
Подобные задачи решались в концептуальных проектах световых ансамблей центральных площадей Москвы и Тверской улицы, Садового и Бульварного колец, где эскизная образно-графическая проработка светопанорам, фрагментов световых ансамблей и дизайна элементов осветительных установок имела важное значение.

"Камерный" масштаб формируется в процессе одно- или двухстадийного эскизного и рабочего светообъемного проектирования освещения архитектурных и ландшафтных объектов, когда на основе вариантного творческого поиска методом графического, компьютерного или иного светомоделирования создается световой образ объектов, выбираются конкретные приемы и средства их освещения, по результатам светомоделирования анализируется яркостная композиция и на ее основе выполняется светотехнический расчет осветительных установок и дизайнерская разработка их элементов. Примерами такого рода работ служат реализованные проекты световых ансамблей крупнейших монастырей Москвы, Олимпийской деревни-98, спорткомплексов в Лужниках и на проспекте Мира, Шереметевского дворца-усадьбы в Останкино и Вологодского кремля, Центральных Дома, сада и академического театра Российской армии и других объектов.

На основе системы параметров структурно-иерархической и масштабной дифференциации городского светопространства создана теоретическая модель светоцветовой структуры среды в селитебной зоне города, иллюстрирующая создаваемую систему световых ансамблей со светоцветовым зонированием внутри каждого из них. Эта система предусматривает, во-первых, установление определенных светокомпозиционных соотношений и связей между однопорядковыми структурными элементами (пешеходными пространствами движения, общения и отдыха) в пределах конкретного градостроительного фрагмента, что должно привести к образованию в нем полноценного светового ансамбля определенного иерархического уровня, во-вторых, соподчинение разнопорядковых световых ансамблей, что зримо отразит разномасштабную, разноуровневую структуру города. Так создается постепенный переход от крупного, социально-ландшафтного масштаба городских макро- и мезопространств, характерных для центра столичного и крупного города, к человеческому, камерному масштабу непосредственного окружения (световой ансамбль жилого двора).

Теоретическая модель светоцветовой структуры среды не привязана жестко к какой-либо градостроительной системе и допускает возможность широкой модификации в зависимости от конкретной ситуации — от величины города или его фрагмента, от планировочной структуры и характера застройки, от имеющихся светотехнических возможностей, что характеризует ее универсальность и гибкость и предоставляет необходимую творческую свободу в проектной деятельности. Отличительными чертами светопространственной композиции, разработанной на основе модели, являются определенные ассоциации с естественным освещением: светомасштабные модуляции в создаваемой среде в принципе аналогичны природным — большие по размерам светопространства светлее меньших в иерархии однотипных пространств, площади "солнечнее", светлее улиц той же категории, улицы светлее парковых аллей (в природе в поле днем больше света, чем на поляне, поляна светлее просеки, которая, в свою очередь, светлее тропинки в лесу), что вызывает естественные, положительные ассоциации у пешеходов.

В то же время специфика вечернего облика и зрительной адаптации сохраняется — восприятие световых ансамблей с темным небом и окружением будет сопровождаться особыми, свойственными лишь искусственному освещению эмоциональными впечатлениями. Светокомпозиционные характеристики пространств, усложняющиеся в соответствии с моделью от второстепенных к главным, от малых к большим, создают динамическую непрерывность и ориентированность городского светопространства. "Вектор движения" существует в каждом световом ансамбле и в городе в целом — от периферии к центру, от полусветлых рекреационных зон к светонасыщенным пешеходно-общественным центрам — за счет эффекта адаптации и психологической предпочтительности движения на свет. Таким образом создаваемая светопространственная структура в определенной степени организует функциональные процессы, оптимизирует условия для них, в особенности в пешеходных зонах. Тем самым так необходимый приоритет, почти исчезнувший с массовым вторжением транспорта в городскую среду, вечером отдается пешеходу. В результате среда становится более гуманной.

Создание вечерней световой среды — творческий процесс, который должен совершаться по законам нового, во многом еще неведомого искусства — искусства освещения города. Концепция создания этой среды представляет собой комплекс мероприятий по освещению городских территорий с осуществлением их светоцветового зонирования, оптического формирования системы модулированных светом транспортных и пешеходных светопространств ландшафтного, ансамблевого и камерного масштаба, образной интерпретации архитектурных и ландшафтных ансамблей и объектов по принципу ассоциативного подобия их дневному виду или создания альтернативных "контробразов" и "адресному" дизайну элементов систем функционального, архитектурного и информационно-рекламного освещения. Для этого в составе концепции разработана теоретическая модель светоцветовой среды, снабженная системой регламентируемых светокомпозиционных параметров.