Курсовой проект архитектурного освещения кинотеатра. Студент 4 курса С. Киселев
Курсовой проект архитектурного освещения кинотеатра. Студент 4 курса С. Киселев
Новизна проблемы формирования световой среды вечернего города для градостроительного и архитектурного проектирования отражается в отсутствии определенной методологии и системы проектной документации, кроме традиционного электротехнического раздела на разных стадиях разработки проектов планировки, строительства и реконструкции объектов любого масштаба, назначения и иерархического уровня. Большинство существующих методов и компьютерных программ предназначено, в основном, для совершенствования светотехнических расчетов и, отчасти, для визуализации предварительно принятых схем расстановки осветительных приборов на двухмерном или трехмерном цветном изображении объекта. Однако эти программы в творческом отношении и в плане достоверности изображения пока несовершенны для объемных объектов и не годятся для решения градостроительных задач. Поэтому актуальной является разработка методологии комплексного архитектурно-дизайнерского проектирования световой среды и графической подачи проектного материала как нового раздела, интегрированного в общий процесс профессиональной деятельности по созданию визуально-образного мира города.

Поперечный разрез Садового кольца
Поперечный разрез Садового кольца
В традиционной практике существуют два основных жанра архитектурного проектирования — градостроительное и объемное. Аналогичная структура предусматривается и нижеизложенной методологией проектирования освещения: "светоурбанистическим" проектированием можно назвать профессиональное решение проблем взаимодействия искусственного света и городского архитектурного пространства и "светообъемным" проектированием — решение проблем взаимодействия света и материальной архитектурной и ландшафтной формы, имеющей конкретные объем, пластику и цвет. Тот и другой вид проектов может быть самостоятельной работой или одним из разделов генплана города, проекта планировки и застройки или комплексного благоустройства зоны, района, квартала или проекта строительства, реконструкции, реставрации объемного объекта. Последний случай предусмотрен распорядительными документами для объектов в центральной и исторических зонах Москвы и для объектов, имеющих важное градостроительное значение на ее периферии.

Светоурбанистическое проектирование связано, главным образом, с концептуальным решением светопланировочных и светопространственных, в определенной мере умозрительных задач градостроительного (социально-ландшафтного) и ансамблевого масштаба. Светообъемное проектирование осуществляется как одно-или двухстадийное для отдельных объектов или ансамблей камерного масштаба с целью выявления и образной интерпретации особенностей архитектурной формы и создания, в конечном итоге, конкретно-чувственного образа, обладающего необходимой художественной выразительностью.

Светомоделирование на макете. Дипломный проект В. Кирпичева
Светомоделирование на макете. Дипломный проект В. Кирпичева
Примером светоурбанистического проектирования на основе концепции формирования искусственной световой среды является разработка светового генплана Москвы, где использована следующая последовательность действий:

  • выявление урбанизированного "каркаса" города, состоящего из двух систем — транспортных магистралей и развитого общественного центра. Основной параметр этой первичной структурно-световой дифференциации — разная цветность света установок функционального освещения в этих системах. Для сети транспортных магистралей программируется легко опознаваемый желтый свет натриевых ламп высокого давления, для пространств общественного центра — белый свет с хорошей цветопередачей. Если обязывает масштаб и цели проекта, следом осуществляется иерархическая дифференциация светопространств внутри каждой системы на категории столичного, городского, районного и местного значения светом разной интенсивности. Главным "инструментом" этой дифференциации является количество света. Другие прогнозируемые характеристики могут быть заимствованы из системы параметров структурно-иерархической и масштабной дифференциации. В результате мы получаем для светового плана города (зоны, района) две структурных схемы светоурбанистического "каркаса";
  • по аналогичной схеме производится структурно-иерархическая дифференциация на световом плане города (зоны, района) природного "каркаса", образуемого системой водоемов и зеленых насаждений интенсивного общественного использования и массивов ограниченно используемого природного комплекса. Для пешеходных пространств на рекреационных территориях интенсивного использования предусматривается живописное функционально-декоративное освещение, по берегам рек и водоемов в системах функционального освещения господствует бело-холодный свет, а в установках архитектурного освещения мостов, застройки и озеленения набережных — цветной свет с преобладанием сине-голубой палитры с дополнительными и контрастными цветами излучения на отдельных элементах для создания акцентов и доминант;
  • узлы пересечения "каркасов" и их элементов выделяются особыми уровнями, цветностью и приемами функционального и архитектурного освещения. Они вместе со световыми доминантами служат основными "орудиями" масштабной свето-модулировки городских пространств, необходимыми для эффективной организации транспортного и пешеходного движения вечером;
  • городскую "ткань" образует застройка межмагистральных территорий в селитебных и промышленных зонах. Ее визуальный характер вечером создается функциональным и декоративным освещением. Разными цветностью, уровнями и приемами освещения "ткань" структурируется по определенным принципам, отраженным на светопланировочной структурной схеме селитебной зоны (или жилого района). В Москве по светокомпозиционным параметрам концепцией предусмотрены три типа световой среды в жилых районах — в историческом центре, в срединной "буферной" зоне и в современной периферийной застройке. Доминирующая цветность света в центральной зоне — тепло-белая, масштаб освещения жилых дворов камерный, дизайн светильников — в основном в стиле "ретро" на основе исторических прототипов. Цветность функционального освещения в периферийных жилых районах — холодно-белая с современным дизайном световых приборов и широким применением цветного света в установках архитектурно-декоративного освещения зданий и ландшафта. В "буферной" зоне — различные комбинации этих параметров. Промзоны могут иметь свою светоцветовую структуру и зрительную специфику, отражаемую на своей структурной схеме;
  • на генплане города (зоны, района) намечаются световые доминанты, создаваемые системами архитектурного освещения. Во-первых, это высотные сооружения — наилучшие ориентиры в городском пространстве и ритмические "реперы" городских светопанорам. Во-вторых, это историко-архитектурные и монументальные ансамбли (монастыри, усадьбы, мемориалы), в-третьих, — современные архитектурные комплексы в узловых точках планировочной структуры города. Для доминант программируются светоцветовые параметры по количеству и качеству света, при этом при творческом подходе выбор высотных доминант не должен быть механическим повторением всех существующих в дневных панорамах вертикалей. Один из приемов избирательного освещения, реализуемый в концептуальных работах в Москве, имеет целью визуальную "реконструкцию" существовавшего ранее характерно-"колючего" исторического силуэта в ночных светопанорамах города, когда освещаются колокольни и купола, шатры и шпили, высокие кровли с гребнями и башни и оставляются в темноте современные брускообразные объемы и дымовые трубы, "захламляющие" видовые панорамы днем. Виртуальными доминантами могут быть также столпы концентрированного прожекторного света (последний впечатляющий пример — временный световой "монумент" в марте—апреле 2002 года на месте разрушенного Международного торгового центра в Нью-Йорке);
  • на световом генплане может получить отражение и крупномасштабная система световой информации и рекламы в виде габаритных световых установок на крышах и фасадах зданий и автономных световых конструкций на улицах и площадях. В таком случае эта система, ныне весьма хаотичная и зрительно агрессивная по отношению к окружающей городской среде, может более органично вписаться в общую светоцветовую структуру города и придать ей новые визуальные качества своими специфическими средствами. В частности, грядущее в недалеком будущем использование лазерных лучей для передачи информации может преобразить вид ночного неба над городом. Сегодня световая графика лазерных лучей применяется в разных городах Запада в праздничных программах их оформления. Концептуально эта идея заложена и в световом генплане Москвы. Система световой информации представляется на генплане своей структурной схемой;
  • формирование системы световых ансамблей и доминант — синтезирующий этап светоурбанистического проекта. Он результируется совмещением структурных схем для получения светового генплана в виде комплексной схемы светопланировочной структуры города (зоны, районы). Дополнительно на этой схеме могут быть намечены осуществляемые программируемыми средствами светокомпозиционные связи и элементы, выявляющие или создающие четкую систему ориентации в ночном городе, основные планировочные оси, устанавливающие "визуальный диалог" между доминантами и фокусными центрами, между функциональными зонами, между историческими и современными районами, между зелеными массивами и кварталами застройки;
  • в светоурбанистическом проекте могут быть разработаны принципиально важные фрагменты конкретных светоансамблевых решений, осуществляемых по методике светообъемного проектирования.
Архитектурное освещение крематория. Дипломный проект Е. Окиншевича
Архитектурное освещение крематория. Дипломный проект Е. Окиншевича
Поскольку не все здания, сооружения и зеленые насаждения в городе нужно освещать (принцип избирательности освещения), при разработке светоурбанистических и светоансамблевых концептуальных проектов важной задачей является выбор объектов освещения. Он осуществляется в соответствии со структурой настоящей концепции: доминанты и элементы "каркаса" города составляют основу перечня освещаемых объектов. За этим следует субординированное ранжирование выбранных объектов по их градостроительной значимости и, соответственно, по выбору средств и приемов освещения, по регламентации светотехнических параметров.

Разработка проектов наружного архитектурного освещения объектов — жанр "светообъемного" проектирования. В этой области методологией предусматривается последовательное решение следующих задач — от общих к частным:

Светомоделирование на макете. Дипломный проект К. Худякова
Светомоделирование на макете. Дипломный проект К. Худякова

  • выявление объемной формы объекта, ее целостности или дробности. Осуществляется, в основном, распределением света разной интенсивности и (или) цветности на смежных фасадах, при этом выбираются (с учетом возможностей осветительной установки) определенные яркостные и цветовые соотношения освещаемых фасадов;
  • прорисовка силуэта по требованиям градостроительной ситуации. Эффективными приемами служат заливающее освещение венчающих элементов, контурный световой рисунок или их сочетания;
  • выявление тектонической системы объекта, если она имеется. Обычно это ордерные элементы или современные конструктивные системы (вантовые, оболочки, пространственные структуры и т.п.), которые акцентируются повышенной яркостью или особой цветностью света и светотеневым рисунком, совпадающим с ритмическим строем конструктивных или декоративных элементов;
  • та или иная трактовка пластического решения фасада — его единства или расчлененности, пропорционально-ритмического строя по вертикали и горизонтали, его (а)симметрии, зрительного облегчения или утяжеления масс кверху и т.п. Локальное освещение создает пятнистый световой рисунок, заливающий свет объединяет его, ярусное расположение осветительных приборов подчеркивает горизонтальные членения, обратное направление теней (снизу вверх) формирует "рамповый" эффект, различная группировка световых пятен на фасаде может усилить впечатление его симметрии или разрушить его, прогрессивное увеличение или убывание освещенности на поверхности создает иллюзию ее криволи-нейности или изменения "весовых" характеристик массы вплоть до зрительной ее деформации или кажущейся дематериализации при многоцветном освещении и высоких яркостях;
  • творческая интерпретация колористического решения фасадов объекта. Выбор цветности света при освещении памятников архитектуры, имеющих ту или иную окраску, следует осуществлять, как правило, по принципу относительно достоверной цветопередачи их фасадов с учетом светоцветовых характеристик окружения, влияющих на цветовую адаптацию глаза. Для других объектов, в особенности для монохромных современных сооружений и элементов ландшафта, предпочтителен поиск оригинальных декоративных решений освещения, в том числе с применением цветного света. Здесь особенно важно иметь концептуальные ансамблевые светоколористические разработки в масштабе градостроительной ситуации. Метод буквального воспроизведения полихромии застройки в творческом плане обычно малопродуктивен или по художественным и техническим соображениям невозможен;
  • виртуальное "оживление" объекта. Достигается применением динамического и цветодинамического освещения, усиливающего его акцентирующую роль в застройке;
  • дизайн элементов осветительных систем. Возможны два варианта установки световых приборов по отношению к освещаемому объекту — открытая и скрытая. При открытой установке важное значение имеет дизайн (стиль), размер и расположение приборов. Они могут играть активную или пассивную роль в системе пластических и цветовых элементов фасада. Для исторических зданий нередко используются ретро-формы светильников, что можно считать наиболее очевидным примером "адресного" дизайна. При проектировании новых объектов важным методическим принципом является комплексность разработки светоцветовых и объемно-пластических параметров: осветительные приборы, в особенности скрытые, должны стать не чужеродным, а органичным элементом материальной структуры фасада.
При разработке проектов освещения объектов архитектор (светодизайнер) имеет возможность выбрать любые сочетания и последовательность вышеизложенных методологических действий в зависимости от градостроительной ситуации и способа построения светового образа.