Концепция формирования искусственной световой среды города исходит из целеполагающих задач утилитарно-технологического и психоэстетического характера, которые должны решаться на разных стадиях проектирования и в процессе реализации комплекса осветительных установок:

  • создание комфортных, экологичных зрительных условий для пешеходов и водителей транспорта;
  • обеспечение архитектурно-художественной выразительности городских ансамблей и объектов для всех людей, чье внимание обращено на вечерний город;
  • формирование благоприятной "психологической атмосферы" в вечернем городе, главным образом — для пешеходов.
Эти общие задачи в конкретных градостроительных условиях трансформируются, приобретая индивидуальную окраску, отражающую особенности ситуации и творческое кредо авторов.

Создание комфортных зрительных условий подразумевает обеспечение необходимой видимости для безопасного движения пешеходов и транспорта с определенной скоростью, свободной ориентации водителей и пешеходов в городском пространстве и исключение светового дискомфорта при восприятии окружающей среды, в том числе для людей, находящихся в помещениях или в транспорте. При этом фотометрические параметры световой среды могут быть точно определены гигиеническими требованиями, они доступны расчету и объективному контролю. Однако зрительная экология (родственная понятию "видеоэкология" по В.А. Филину) требует исключения или нейтрализации характерной для ночного города гомогенности и (или) зрительной агрессивности световой среды, что связано с ее фотометрическими и светокомпозиционными характеристиками.


Задачи обеспечения архитектурной выразительности и необходимой психологической атмосферы более сложны при оценке и принятии решений. Они зависят не столько от уровня фотометрических характеристик, сколько от степени гармонизации светоцветовых и архитектурно-градостроительных параметров среды по законам искусства, во многом еще неисследованным в данной области.

При формировании световой среды города функциональный, зрительно-экологический, художественный, технико-экономический и социальный эффекты освещения зависят от качества и взаимодействия различных осветительных установок, одновременно действующих в городском пространстве, во-первых, между собой, во-вторых, с архитектурной формой. Это качество может быть обеспечено на проектной стадии на основе определенной светокомпозиционной системы, разработанной с использованием традиционных средств и принципов гармонизации архитектурно-градостроительной формы и широких возможностей ее зрительной трансформации средствами искусственного освещения с учетом специфических условий, объективно существующих в вечернем городе.