Исходя из градостроительных требований формирования искусственной световой среды можно выделить три группы взаимосвязанных и наиболее значимых, отличающихся по жанру и стадиям разработки задач, — светопланировочные, светопространственные и образно-художественные.

Одним из основных нормативных требований к генеральному плану города является функциональное зонирование его территории. Вечером — это светопланировочная задача, которая может решаться с помощью светоцветового зонирования как трехчастная на разных стадиях проектирования:

  • светоцветовое макрозонирование всей территории на генплане города на основные функциональные зоны и структуроформирующие системы;
  • мезозонирование внутри функциональной зоны или крупной структурно-планировочной единицы (центр города, жилой район) с выделением структуроформирующих систем и основных типов светопространств разного иерархического уровня (в составе проекта планировки);
  • микрозонирование в пределах небольших планировочных образований (микрорайон, квартал, жилая группа) по типам светопространств с акцентом на освещение поверхности земли и на масштабные характеристики светопространств (на стадии проекта застройки).

Задачи светоцветового зонирования решаются, в основном, установками функционального освещения, обеспечивающими регламентированное количество и качество света на земле.

В результате планировочная структура города получает четкое визуальное выражение — в проекте как световой генплан, в натуре как "пятый световой фасад"— за счет создания воспринимаемых глазом различий в характере освещения — в величине, рисунке, интенсивности и цветности залитых светом территорий, разных по функции и значимости, вечером и ночью, в будни и праздники, в разные сезоны года.

Решение второй, светопространственной, задачи тесно связано с первой, при этом освещение приобретает трехмерность. Формируется структура световой среды города как система модулированных светом пространств разного масштаба, назначения, иерархического уровня, а также создается система световых ансамблей и доминант. Светомодулировка осуществляется на базе проведенного светоцветового зонирования выбором соответствующих средств и режимов освещения поверхности земли и объектов, формирующих архитектурные пространства ансамблей, расчетным обеспечением необходимой светонасыщенности пешеходных пространств. Световые архитектурные ансамбли и доминанты рассчитываются на восприятие их с ближних, средних и дальних дистанций при разной скорости движения пешехода и человека в транспорте. В соответствии с этой задачей на разных стадиях проектирования разрабатываются как крупномасштабные эстетические категории градостроительной формы, так и соразмерные человеку параметры ближайшего окружения.


В решении задачи светопространственной организации городской среды используются все три группы установок — функционального и архитектурного освещения и световой информации.

Содержанием образно-художественной задачи освещения является зрительное выявление и творческая интерпретация выразительных черт и характерных признаков архитектурной формы зданий, сооружений, монументов, ландшафтных объектов и создание их оригинальных световых образов. При "конструировании" светового образа объекта возможны два принципиальных способа: ассоциативное подобие дневному образу как архетипу или создание нового, специфически ночного "альтернативного" образа ("контробраза"), для которого архетип не существует.

Первый способ более приемлем для существующих памятников архитектуры и монументального искусства, художественный (дневной) образ которых сложился в общественном сознании и его нецелесообразно радикально изменять. Второй всецело основывается на выразительных возможностях современных средств освещения и на вышеуказанных особенностях восприятия в условиях ночного города. Он естественен для пространственных композиций с темным небом и предпочтителен для большинства современных объемно-пластических форм, на характер которых при их создании должен влиять выбор системы освещения.

Задачи создания светового образа решаются на концептуальных, эскизных и рабочих стадиях проектирования, в основном установками архитектурного освещения объектов с участием, в определенных ситуациях, светоинформационных систем.

Решение архитектурных задач освещения должно учитывать условия зрительного восприятия, зависящие от удаленности наблюдающего субъекта от освещаемого объекта, от положения субъекта в пространстве по отношению к земле (с высоты роста пешехода, с мансардного этажа, с "птичьего полета" и т.п.), от скорости перемещения его в пространстве, целевой установки его зрительного поиска, условий адаптации глаз. Этот комплекс условий можно охарактеризовать тремя категориями масштаба восприятия: ландшафтного, ансамблевого, камерного.

"Ландшафтный" масштаб характерен при восприятии крупных градостроительных образований извне, со значительных расстояний, с высоко расположенных точек или с магистралей при движении в транспорте, когда отсутствуют непосредственные контакты человека с объектом наблюдения, а основное значение в световом решении имеют крупномасштабные панорамы, общие силуэтные очертания, глубокие перспективы. Здесь предпочтительны крупные светоритмические членения с ясно читаемыми доминантами, контрастные, лаконичные, укрупненные соотношения светоцветовых и объемно-пространственных элементов композиции. Осветительные установки, формирующие видовые светопанорамы и перспективы, обычно не видны или не становятся их значимыми элементами, за исключением, в ряде случаев, крупногабаритных установок световой рекламы.

"Ансамблевый" масштаб, являющийся промежуточным между "ландшафтным" и "камерным", свойственен для восприятия архитектурных комплексов со средних дистанций при движении в автомобиле по местным дорогам с небольшой скоростью или пешком, когда контакты человека с архитектурой ожидаются, а ее оценка связана с прочтением извне особенностей светового и объемно-пространственного построения ансамбля, с выявлением наиболее существенных элементов и признаков формы, с выбором направления движения к объекту и входа в него. Здесь целесообразны акценты на трехмерность архитектурной формы и использование раскрытий местных перспектив, построенных на эффекте неожиданности, контраста, или подготовленных закономерным развитием световой композиции. Осветительные установки в таких ситуациях воспринимаются вполне конкретно и могут быть полноценными элементами ансамбля.

"Камерный" масштаб — это масштаб восприятия пешехода, перемещающегося в соизмеримом с ним пространстве (двора, жилой группы, торгового центра, улицы, площади), непосредственно контактирующего, целенаправленно или непроизвольно, с окружением и с людьми, которые являются активными компонентами среды.

Внимание человека обращено на ближнюю зону в поле центрального зрения, воспринимаемую фрагментарно, в различных ракурсах, поэтому приемы создания человеческого масштаба освещаемой среды основаны на разнообразии впечатлений и акцентов на сравнительно коротких расстояниях, на выявлении пластических, фактурных и колористических качеств окружения, на детальной разработке преимущественно нюансных светоцветовых сочетаний, а также на дизайне элементов осветительных установок.

В вечернее время диапазон средств гармонизации архитектурно-пространственной формы расширяется, поскольку зодчий, дизайнер имеет в своем распоряжении формообразующий материал с регулируемыми параметрами — искусственный свет, который светодизайнеры называют иногда "реинтерпретатором архитектуры". Поэтому в световой композиции могут применяться, во-первых, все профессиональные средства художественной выразительности, имеющиеся в самой архитектурной форме и избирательно выявляемые искусственным освещением, — метр и ритм, нюанс и контраст, симметрия и асимметрия, статичность и неуравновешенность, единство и соподчиненность форм, моно- и полихромия, масштабность и др. — в особенности при "конструировании" светового образа по способу ассоциативного подобия дневному образу. Во-вторых, используются сугубо специфические средства — оптически создаваемые светом иллюзорные светоформы, позволяющие осуществлять:

  • масштабные регулярные или иррегулярные световые модуляции пространства по его светонасыщенности; оптическое расчленение обширного пространства на ряд мелких светопространств или визуальное объединение разрозненных пространств в единое светопространство;
  • аналогичные цветовые модуляции светопространств, усиливающие их визуальную дифференциацию с целью зонирования и придания им различной эмоциональной "окраски";
  • зрительную трансформацию глубины, ширины, высоты пространства, а также размеров, формы, цвета, пластики архитектурных объемов и ландшафтных элементов;
  • иллюзорное изменение массивности, статичности архитектурных и природных форм, вплоть до их виртуальной дематериализации;
  • визуальную театрализацию и драматизацию городской среды за счет повышенной контрастности и художественной декоративности светоцветовой композиции;
  • программируемую светоцветовую кинетику среды;
  • повышенный эмоционально-психологический эффект за счет синтетического действия статичного и динамичного светоцвета, изображения и стереозвука.
Все эти средства могут быть эффективно использованы при создании световых "контробразов" объектов и ансамблей.