Из путевых записок:
"Скрытая густой парковой зеленью вилла возникает неожиданно. И стоит войти через ворота внутрь, как начинаются "чары' Виньолы. Вдруг оказываешься в его власти, шаг за шагом постепенно раскрываются его удивительные, фантастические замыслы. Это действительно похоже на своеобразный рассказ, переданный языком архитектуры во времени и пространстве. Одно пространство сменяется другим, разные их уровни сообщаются галереями, открытыми лоджиями и лестницами. Впечатления сменяются, архитектурное пространство развивается, зрительно трансформируется, увлекая все дальше и дальше, открывая неожиданные ракурсы, вызывая постоянную взволнованность первооткрывателя,. И, наконец, внизу, куда приводят живописно изгибающиеся лестницы, и еще ниже уровня самого последнего дворика взору предстает грот, украшенный кариатидами, где словно замыкается круг творческих мыслей Виньолы, словно ставится последняя точка пространственной композиции в виде живой белой лилии, плавающей здесь в миниатюрном водоеме на дне колодца-грота. Дальше идти некуда, движение окончено, от шумного Рима сюда, через хитросплетение внутренних крытых и открытых пространств к этому уединению, где некогда в тишине, удалившись от мирских дел папа Юлий III мог погрузится в свои размышления..."
Излагая некоторые принципы, заложенные в трактате "Правило пяти ордеров архитектуры", в обращении к читателям Виньола сообщает, что "даже скромно одаренный человек, но не совсем лишенный художественного вкуса, сможет, не особенно затрудняя себя чтением, с первого же взгляда все это усвоить и должным образом применить..."2
Однако одаренность, талант самого Виньолы мощно отражается в его архитектурных произведениях, среди которых особое место занимает вилла папы Юлия III в Риме, где Виньола не только блестяще продемонстрировал свободу в применении ордерной системы, но и полный отход от каких-либо жестких канонов. Правила не мешают ему свободно решать и общую композицию, и детали. Его архитектура лишена какой-либо скованности и сухости, он проявляет любовь к живописным и декоративным приемам.
И все же, видя все это в натуре, убеждаемся, что сама основа этого крупного архитектурного произведения настолько ясна, и главная пространственно-планировочная тема настолько господствует, что детали почти ускользают от внимания, отодвигаются на второй план, уступая место восприятию общего крупного волевого объемно-пространственного решения.
В результате остается цельное и ясное впечатление.
Замысел виллы папы Юлия III раскрывает основную сущность архитектуры, заключающуюся в ее пространственном решении, в самой системе зрительного восприятия человека при его перемещении из пространства в пространство, в композиционно-информативном богатстве каждого из них.
Однако нельзя не упомянуть и другое архитектурное произведение Виньолы, основанное на иных композиционных принципах, — знаменитую виллу-замок в Капрароле, построенную для кардинала А.Фарнезе недалеко от Витербо.
Их путевых записок:
"Замок возник близко и неожиданно. Отвесные скалы и подпорные стены скрывали его. Покрутившись по извилистому шоссе, автобус остановился прямо у подножья лестниц Капраролы. Это была новая "встреча с Джакомо Бароцци да Виньола.
Воинственно и грозно возвышался замок-крепость над живописной местностью, над небольшим бедным селением с узкими улицами с обветшалыми домами, покрытыми черепичными кровлями.
Серый цвет рустичной кладки и резных деталей фасадов сочетался с красно-кирпичной окраской гладкой поверхности стен, Мрачные высокие стены бастионов и легкий нежный ордер, опоясывающий верхние ярусы, олицетворяли образное сочетание крепости и загородной виллы.
Широкая торжественная лестница словно бы радушно приглашает подняться и войти в замок, на первый взгляд придавая зданию открытый, общественный характер.
Однако это обманчивое впечатление кажущейся доступности исчезает, когда убеждаешься, что великолепная лестница приводит к глубокому рву, окружающему пятиугольник замка. Лишь узкие перекидные мостики позволяют войти внутрь, Мосты опираются на внушительные опоры, имеющие классический профиль каблучка.
Круглый двор обладает магическим свойством — о« очаровывает, становясь предметом созерцания. Таково влияние геометрически четкой цилиндрической формы, образованной повторяющейся темой арок двухъярусной галереи. Двор похож на зал под открытым небом. Поверхность двора вымощена красным кирпичом, уложенным как паркет в елку" с белокаменными лучами-дорожками, радиально расходящимися от центра, где вставлено каменное изображение солнца в виде огромной маски, служащей устройством для стока дождевой воды, — деталь, которая остроумно подчеркивает центричность общей объемно-пространственной композиции.
Фасад замка со стороны скалистых отрогов обращен в цветущий сад, в который, выйдя из замка, можно попасть, вновь перейдя через ров. Окруженный скалами и скрытый за суровой каменной оградой, он выглядит сказочным. Зелеными шатрами раскинулись пинии. Как во времена кардинала Александра Фарнезе, для которого был построен этот замок-крепость в изоляции от мира, здесь царят тишина и покой, внизу за крутой пропастью распласталась обширная низменность.
Сквозные арки служат прекрасным обрамлением открывающегося ландшафта с синеющим тонким силуэтом далеких гор. Точь в точь — излюбленный мотив фонов живописных портретов мастеров итальянского Возрождения. Еще кудрявятся от яркой зелени склоны гор и только убранные поля и возделанные пашни цвета жженой охры говорят о конце лета.
Внизу на ступенях лестницы не спеша, с олимпийским спокойствием раскуривают свои трубки мудрые старики в широкополых шляпах. Их внуки, полные любопытства, тянут тонкие детские ручки, принимая значки и мелкие монетки..."
Капрарола служит примером в линии развития архитектуры при организации замкнутого центричного пространства. Изоляцию внутреннего пространства от окружающей городской среды можно видеть и в вилле папы Юлия, но она является примером традиционного развития осевой многоплановой архитектурно-пространственной системы.В своем многообразном творчестве Виньола блестяще продемонстрировал совершенно противоположные композиционные приемы.
Примечания
1. Виньола Дж.Б. Правило пяти ордеров архитектуры. — М., 1939. — С. 17—18.
2. Там же.
3. Виньола Дж.Б. Указ. соч., с. 63.