В схемах жестких арок с гибкими затяжками работа арки и ее конструкция мало отличаются от работы арки и ее конструкции в обычных арочных мостах. Гибкая затяжка в арках с затяжкой работает только на осевое продольное усилие — распор арки.
Если затяжку развить в мощную, жесткую балку, то арку, наоборот, можно будет сделать гибкой, способной воспринимать только продольную сжимающую силу. Можно при этом считать, что изгибающий момент и поперечную силу полностью воспримет жесткая затяжка или, как ее еще называют, балка жесткости. Получается новая комбинированная система, которую можно назвать гибкой аркой с жесткой затяжкой.
В отношении изготовления и сборки система с балкой жесткости имеет преимущества.
Балка жесткости создает удобства для продольной надвижки пролетного строения, перевозки его на плаву и сборки в пролете моста на редко расставленных промежуточных опорах, сооружаемых по высоте только до уровня низа пролетного строения.
При не очень больших пролетах балка жесткости может иметь простую конструкцию одностенчатой сплошной двутавровой балки, удобной для изготовления на заводе, особенно при сварных соединениях.
Арка, работающая только на сжатие, принимается всегда со сплошной стенкой. Продольное усилие в арке изменяется по длине пролета сравнительно мало, что облегчает подбор сечений арки. Значительная мощность балок жесткости позволяет без особого труда осуществить, внеузловое прикрепление поперечных балок проезжей части, что может быть использовано для унификации стержней арки и балочной клетки проезжей части.
С целью уменьшения расчетных моментов целесообразно принять меры к уравниванию величины моментов разных знаков созданием отрицательного момента путем эксцентричного приложения к балке распора арки (рис. 307,2).
Рассматриваемая система получила сравнительно широкое распространение, особенно в железнодорожных мостах. Она применена также в опытном цельносварном пролетном строении железнодорожного моста с пролетом 66 м.
Пролетное строение сооружено по проекту, составленному институтом электросварки имени академика Е. О. Патона совместно с Днепропетровским заводом металлических конструкций.
Арки (верхние пояса) очерчены по ломаной линии. Панель главных ферм 11 м; панель проезжей части 5,5 м, т. е. поперечные балки размещены не только в узлах главных ферм, но и между ними.
Особенностью пролетного строения является передача распора арок не только на балки жесткости, находящиеся в плоскости главных ферм, но и на продольные балки, поддерживающие мостовое полотно и имеющие с балками жесткости одинаковую высоту. Для вовлечения продольных балок в работу в качестве элементов затяжки они связаны с балками жесткости и между собой горизонтальными распределительными диафрагмами, расположенными' на концах пролетного строения в уровне верхних поясов балок. Той же цели способствуют продольные связи между балками жесткости и продольными балками, поставленные в уровне верхних и нижних поясов балок.
В связи с передачей на продольные балки значительных продольных усилий распора их конструкция непрерывна, а поперечные балки составлены из трех частей, примыкающих к продольным балкам с обеих сторон (рис. 310). Средняя часть приваривается при монтаже пролетного строения, а крайние образуют с парой балок (одной крайней и одной средней) пространственный монтажный блок, свариваемый на заводе.
В этих шести блоках сосредоточено до 65% веса металла всего пролетного строения, остальные 35% веса металла приходятся на 83 монтажных элемента не считая стыковых вставок, наиболее тяжелыми из которых являются арочные стержни.
Сечение арок двутавровое, высотой от 678 мм у опор и до 800 мм в замке при постоянстве вертикальной проекции высот, что обусловлено конструкцией сопряжения арочных стержней в узлах (рис. 311).
Конструкция продольных связей между арками показана на рис. 312.
Стоимость осуществленного пролетного строения оказалась на 15—20% меньше стоимости пролетного строения с двумя главными фермами (арками). В пролетном строении с двумя главными фермами или арками элементы последних, при взгляде на мост под косым углом к его оси накладываются друг на друга, образуя пестрый неспокойный силуэт. В осуществленном варианте этот недостаток отсутствует.
Особое внимание при проектировании пролетных строений с одной главной фермой должно быть уделено обеспечению достаточной крутильной жесткости конструкции проезжей части.
Непосредственная передача распора от пят арки на балку жесткости в этих случаях невозможна, и распор передается через специальные подпружные элементы, имеющие с аркой однотипное конструктивное оформление. Схема конструкции становится трехпролетной с четырьмя опорными точками, из которых три должны быть продольно подвижными.
При одинаковых пролетах, высоте моста и нагрузке распор, передаваемой на балку жесткости при езде посередине, меньше, чем при езде поверху, но конструкция пролетного строения сложнее.
Чтобы сохранить независимость деформаций арки от продольных деформаций балки жесткости, необходимо при езде посередине обеспечить свободу продольных перемещений балки жесткости относительно арки в узлах их пересечения. При этом схема пролетного строения на рис. 314, а так же, как схема на рис. 314, б, будет трижды статически неопределимой.
Схему на рис. 314, а можно видоизменить в схему, показанную на рис. 314, в, прикреплением подпружных элементов к главным балкам в среднем пролете в точках б ив. Вновь полученная схема четырежды статически неопределима.
При внешнем сходстве пролетных строений, построенных по каждой из этих схем, работа их существенно различна.
В пролетном строении на рис. 314, в главная балка на участке б—в не несет продольного усилия; распор в подпружных цепях аеб и вжг одинаков только при симметричных загружениях. По существу схему на рис. 327, в можно считать трехпролетной неразрезной балкой, усиленной третьим поясом на участках аб и вг. Такое усиление существенно повышает вертикальную жесткость балки и уменьшает в ней величину изгибающих моментов от вертикальной нагрузки.
В СССР построено несколько мостов с пролетными строениями по схемам описанных систем.
Распор арок среднего пролета передается через полуарки крайних пролетов на балки жесткости, являющиеся, таким образом, затяжкой. Балки жесткости в количестве пяти, сварные, из малоуглеродистой стали, поставлены на расстояниях 2,0 + 2,6 + 3,0 + 2,6 + 2,0 м между осями. С помощью упоров они объединены в работе с железобетонной плитой проезжей части. Расстояние между осями арок поперек моста 10,2 м, т. е. вертикальные плоскости арок делят пополам расстояния между крайними парами балок. Арки и полуарки клепаные, Н-образно-го сечения, изготовлены из низколегированной стали марки НЛ2. Они составлены из прямолинейных стержней длиной по 8,48 м, образующих многоугольник, вписанный в круговую кривую радиусом 115,04 м. Стрелка арок 26,9 м, отношение стрелки к пролету 1/5,6 м. Замок арок возвышается, на 14,9 м над уровнем проезда.
Полуарка прикреплена верхним концом к вертикальным фасонкам, прикрепленным снизу к горизонтальному листу, передающему распор балкам. Вертикальная составляющая усилия в полуарке передается балкам через одну поперечную и две пары продольных вертикальных диафрагм треугольной формы, находящихся в плоскостях фасонок, прикрепляющих полуарку. Продольные диафрагмы окаймлены уголками и связаны попарно соединительными планками.
Остальные узлы арок и полуарок связаны с балками жесткости посредством стоек или подвесок и поперечных связей между балками.
Между арками и полуарками даны продольные связи, прерываемые над уровнем проезда по условиям габарита, и ниже балок — для пропуска смотровой тележки.
Поперечные связи между балками имеют сквозную конструкцию кроме мест примыкания стоек и подвесок, где вместо сквозных связей поставлены сплошные вертикальные диафрагмы.
Крестовые поперечные связи даны также в плоскости стоек над средними опорами пролетного строения. Нижний распоркой этих связей служит мощная домкратная балка с консолями, предназначенными для упора домкратов при подъеме пролетного строения.
Для уменьшения сечений балок жесткости проектом был предусмотрен порядок сборки пролетных строений, обеспечивающий работу балок жесткости только на временную нагрузку.
Порядок этот предусматривал выклепку стыков балок жесткости на временных опорах до прикрепления их к подвескам и стойкам. После этого балкам придавались выгибы, равные по величине, но противоположные по направлению прогибам пролетного строения от постоянной нагрузки, и балки прикреплялись к подвескам и стойкам. При удалении временных опор пролетное строение вступает в работу от постоянной нагрузки, и упругие деформации арок приводят балки жесткости в положение, при котором напряжения в них отсутствуют.
Концы пролетного строения оперты на однокатковые опорные части; на средней опоре, со стороны правого берега, установлены четырехкат-ковые, на другой средней опоре, со стороны левого берега,— продольно неподвижные опорные части.
Вес металла в пролетном строении составляет 1738 т, в том числе вес балок жесткости 1114 т, арок и полуарок 306 т (сталь НЛ-2), стоек и подвесок 48 т, связей 261 т, металла деформационных швов мостового полотна, водоотводящих воронок и смотровых приспособлений — 29 т.
При пролетах пролетного строения по схеме 71,25 + 154,00 + 71,25 м высота главных балок между обушками поясных углов составляет 3010 м. Отношение этой высоты к среднему пролету равно 1/51.
При отсутствии подпруг эту высоту пришлось бы увеличить примерно в 2 раза.