Между архитектурой 60-х и 70-х годов как будто и нет четкого рубежа, нет перелома, подобного тому, которым отмечена середина 50-х годов. И вместе с тем постепенно накапливавшиеся перемены привели к очевидному качественному различию между архитектурой десятилетий. Очевиден новый уровень, достигнутый архитектурой Москвы, как и всей советской архитектурой, в 70-е годы. Очевидна и увеличившаяся сложность общей панорамы явлений последнего десятилетия в сравнении с тем, что происходило в архитектуре 60-х годов.

Развивающиеся процессы далеки от завершения, не наступил и момент, когда можно подводить итоги какого-то закончившегося этапа их развития; новые тенденции еще уточняются, еще обретают четкую форму. Взгляд на них сегодня — это взгляд изнутри, лишенный пока той исторической перспективы, которая позволяет делать точные сопоставления и уверенные оценки. Постараемся, однако, выбрать особенно характерное из огромного разнообразия явлений 70-х — начала 80-х годов и выявить в нем особое, присущее периоду.


«Лежащие на поверхности» черты новизны показывают нам общественные здания Москвы, созданные за последние годы. Наметились изменения в самой системе их типов, отвечающие развитию социальных потребностей, обновился арсенал технических средств их создания, расширился круг поисков выразительной формы, более настойчиво ставились проблемы связи новых сооружений с окружающей средой и их места в развитии культурной традиции. Однако думается, что более значительны изменения, развивавшиеся в сфере жилищного строительства. Первые их результаты, быть может, не столь впечатляющи, тем более что главное связано здесь с комплексной застройкой громадных массивов, неизбежно растягивающейся во времени.

Самые важные комплексные объекты-гиганты еще проходят стадию завершения. Но и то, что сделано, показывает — преодолен качественный рубеж, за которым массовое строительство Москвы начинает освобождаться от безликой монотонности, казавшейся некогда неизбежной платой за количественные возможности строительства индустриальными методами. На тех изменениях, которые происходили в массовом жилищном строительстве Москвы 70-х годов, мы и остановимся прежде всего.