Интерес к памятникам прошлого появился в начале XVIII в., в период приобщения России к западноевропейской культуре. Ряд указов Петра I 1718—1722 гг. о коллекционировании предметов древности, организация Кунсткамеры в Петербурге, интерес историков к памятникам средневековья предшествовали развитию архитектуры России по пути освоения классических форм. Архитектор-классик В. Баженов, положительно оценивавший старые русские постройки «нарышкинского барокко», выдвинул грандиозный проект перепланировки Московского Кремля.

Во второй половине XVIII в. в русской архитектуре распространялись формы так называемой «ложной готики». Таков Петровский путевой дворец в Москве, построенный в 1776—1786 гг. М. Казаковым, где форма «ложной готики» сочетается с формами русского зодчества XVII в.

В 1783 г. башни и стены Московского Кремля, разобранные В. Баженовым, были восстановлены в старых формах.

Восстановление Москвы после пожара 1812 г. в новом архитектурном стиле не коснулось сооружений Кремля, которые восстанавливали архитекторы О. Бове, И. Егоров, Л. Руска, И. Жилярди, И. Таманский в формах, приближенных к древним, иногда со стилистическим оттенком псевдоготики в деталях (звонница, Водовзводная башня).


В первой половине XIX в. развитие исторических знаний, влияние романтизма, подъем национального самосознания после победы России над наполеоновской Францией вызвали к жизни новое архитектурное направление, которое с 30-х годов ориентировалось на формы древнерусской и византийской архитектуры и просуществовало до начала XX в. Описание старинных сооружений в трудах видного историка Н. Карамзина, создание археологических обществ и комиссий в 50—60-е годы XIX в. способствовали развитию реставрационной деятельности.

В 1834—1843 гг. был реставрирован Дмитриевский собор во Владимире (Е. Петров) — известный памятник конца XII в., где скульптурное убранство фасадов частично заменено новой резьбой. В 1849 г. была проведена консервация Золотых ворот в Киеве.

Особую известность получила реставрация так называемых палат Романовых в Москве (1858 г., Ф. Рихтер), отвечавшая критериям стилистической реставрации, а также реставрация «теремка» Печатного двора в Москве (1872—1875, Н. Артлебен).

В конце XIX в. показательно археологическое изучение памятников, например княжеской палаты конца XV в. в Угличе (90-е годы, Н. Султанов), восстановлены крепостные стены и башни в Коломне (А. Павлинов), реставрирован Успенский собор во Владимире (И. Карабутов), храм Софии в Новгороде (1893—1900, В. Суслов), реставрация которого уже носила археологический характер.


В первом десятилетии XX в. утвердились новые методы реставрации. В церкви Спаса на Нередице в Новгороде (1902—1908, П. Покрышкин) проведена реставрация с тщательным исследованием, фиксацией памятника, выполнением строительных работ. Была воссоздана из руин церковь Василия в Овруче (1905, П. Покрышкин, 1908—1910, А. Щусев) и церковь Спаса на Берестове в Киеве (1909—1913, П. Покрышкин) —работа, отразившая новые принципы реставрации.

В начале XX в. в России сложилась реставрационная школа на современном европейском уровне (Ф. Горностаев и др.).