Порожденные в своем могуществе материальным благосостоянием и свободным развитием личности и разума, процессом создания русского национального централизованного государства, крупные феодалы превратились в результате того же самого процесса в серьезнейшее препятствие на пути дальнейшего развития национальной централизации. Это препятствие было сломлено Грозным при помощи опричнины.

Иван Грозный, его время и период, непосредственно предшествовавший его царствованию, оставили замечательный след в истории русской архитектуры. Памятником рождения Грозного является церковь Вознесения в Коломенском 1532 года, начинающая собой новую эру в истории русского зодчества. Памятником венчания Грозного на царство, важнейшего этапа в развитии Московского государства, глава которого превратился из великого князя в царя, считается церковь Иоанна Предтечи в Дьякове 1547 года.

Затем последовал период сотрудничества Ивана Грозного с «избранной радой» - эпоха равновесия между царской властью и боярской верхушкой, время умеренных реформ.


Наиболее яркой точкой названного периода является завоевание Казанского и Астраханского ханств - знаменательный момент в русской истории: этим событием завершалась длившаяся несколько столетий борьба с татарами и вместе с тем этим же событием было положено начало превращению русского государства из национального в многонациональное.

Взятие Казани и Астрахани было закреплено в памяти народа в монументальной форме: в 1555-1561 годах был построен Покровский собор на Рву у Фроловских (Спасских) ворот Московского Кремля, храм-памятник, увековечивший это знаменательное событие в жизни нашей родины.

Коломенское, Дьяково, Покровский собор - какая яркость архитектурных образов трех зданий, столь различных между собой и вместе с тем так глубоко связанных друг с другом общностью мысли и архитектурной композиции!

В архитектуре Покровского собора 1555-1561 годов идея мемориального сооружения нашла себе грандиозное воплощение. Эта идея назревала на протяжении нескольких десятилетий: об этом свидетельствуют названные церкви в Коломенском и Дьякове.


Именно назначение здания как памятника является причиной того, что внутреннее пространство церквей в Коломенском и Дьякове и Покровского собора ничтожно по сравнению с грандиозностью их наружных масс. Для древнерусской храмовой архитектуры предшествующего периода характерна задача - вместить множество народа.

В противоположность к этому в перечисленных храмах-памятниках может вместиться только ничтожное количество людей. Отдельные ячейки, из которых состоят эти церкви, очень малы. Вместе с тем все ячейки отделены друг от друга толстыми стенами, с небольшими проемами в них, или галереями и переходами. Внутреннее пространство этих построек раздроблено на отдельные разобщенные маленькие интерьеры.

Наружные массы каждой из трех церквей сливаются в единый величественно монументальный организм.

Все три постройки расположены на высоких берегах Москвы-реки и видны с далекого расстояния. Они воспринимаются одновременно большим количеством людей. Они рассчитаны на то, чтобы народ окружал их наружные объемы на открытых площадках или площадях, где они поставлены. Вместе с тем они мыслились обозримыми издали. Так, сильно возвышавшийся над общим уровнем очень низких жилых строений Покровский собор отлично был виден почти из любой точки Москвы.

Расчет на то, чтобы здание было видно одновременно большому количеству людей, предопределил ориентировку наружных объемов на огромные окружающие пространства. Это отражается в композиции трех церквей, наружные массы которых состоят из больших членений, построенных крупным планом. С этим связан также характер архитектурных деталей: при точке зрения на них с ближнего расстояния они развертываются в сложную и увлекательную композицию, которая втягивает в себя зрителя и заставляет работать его творческую фантазию; при точке зрения на здание издали выделяются крупные членения архитектурных объемов.

Архитектура церквей в Коломенском и Дьякове и соборе Покрова имеет массовый характер: она предполагает коллективного зрителя, она рассчитана на то, чтобы быть воспринимаемой не только отдельным человеком, но главным образом народом, народной массой. Народ как бы незримо присутствует на Красной площади и вокруг собора Покрова, даже когда там никого нет. Архитектура Покровского собора обращается к народным массам, и, созерцая ее в настоящее время, живо представляешь себе собор окруженным множеством людей, мысленно видишь сутолоку повседневной жизни на Красной площади и московских улицах, как это было в XVI веке, религиозные процессии, направляющиеся к Покровскому собору, и народную толпу, обтекавшую Покровский собор и устремлявшуюся к Кремлю.

Велико было ликование народа, узнавшего о взятии Казани. Литературные памятники сохранили нам живую картину радостной встречи, которая была устроена русскому войску и Ивану Грозному, возвращавшимся из Казанского похода. Победное, ликующее настроение естественно отразилось на архитектурной композиции Покровского собора, основанной на сочетании нескольких башен. Каждая из них выражает в своем движении вверх порыв энтузиазма, радости и ликования. Все вместе, девять башен собора, поют торжественный гимн народу-победителю, прославляя его подвиги и утверждая его мощь.

К ликованию по поводу побед в Казани и Астрахани в период постройки Покровского собора присоединялся народный энтузиазм, вызванный победами русского оружия на Западе. В 1558 году началась Ливонская война. В этом году пали Дерпт, древний Юрьев, и Нарва: Россия получила выход к Балтийскому морю, необходимый для дальнейшей жизни и процветания страны. В 1560 году были взяты Мариенбург и Феллин. За эти годы русскими войсками была занята прибалтийская территория, имевшая важнейшее значение для Московского государства. Развалился Ливонский орден - давнишний враг наших предков. Было чему радоваться русскому народу в период постройки Покровского собора!

В архитектуре Покровского собора так живо звучит победная, торжествующая нота потому, что к воспоминаниям о победах на Востоке присоединялись известия о не прекращавшихся блестящих победах на Западе, происходивших в то самое время, когда вырастали стены башен Покровского собора, когда их увенчивали сводами и куполами.

Назначение увековечить Казанскую победу и характер архитектуры, торжественно прославляющей эту победу и выражающей народное ликование по поводу русских побед в Ливонии, далеко не исчерпывают содержания и композиции Покровского собора. Последний замечателен своей многогранностью, его архитектура отвечает самым различным сторонам русской жизни XVI века; она множеством нитей связана с мыслями и чувствами людей того времени; она больше какого-либо другого произведения древнерусского зодчества выражает самые существенные стороны мировидения русского народа.