Стальной каркас не только допускает создание большого разнообразия конструкций фасадов, но также дает неограниченные возможности комбинации строительных материалов. Практически его можно сочетать со всеми естественными и искусственными старыми и новыми строительными материалами. Даже традиционные строительные материалы — естественный камень, кирпич, дерево — в комбинации со стальными конструкциями могут проявить свои технические и эстетические свойства.

На заре современного каркасного строительства, особенно в американских высотных постройках, природный камень для несущих конструкций не использовался. Он служил лишь для оформления фасада, придавая ему вид кирпичного строения и тем самым сближая его с традиционными архитектурными формами. Только с 1925 г., когда массивная кладка из тесаного штучного камня стала быстро вытесняться облицовочными плитами из естественного камня, в США и Европе появились многоэтажные здания, в которых плиты из натурального камня создают легкие пояса или пилястры, придающие фасадам легкость и изящество. Ярким примером служит здание «Радио-Сити» в Рокфеллер-центре в Нью-Йорке.


С развитием архитектуры стекла и стали натуральный камень был оттеснен и сведен к роли отделочного материала для стен и полов торжественных приемных залов. Но архитекторы не хотели отказываться от долговечной облицовки, так же как заказчики от благородного вида естественного материала, а потому возникли различные виды конструкций каменных фасадов, некоторые разновидности которых рассмотрены во второй части на примерах построенных зданий. В дальнейшем в архитектуре были вновь открыты способы применения натурального камня, которые в сочетании с железобетоном, несомненно, принесли плодотворные результаты. Речь идет о добавлении декоративных каменных пород в облицовочный бетон, сходный по фактуре с грубообрабо-танным мрамором или гранитом.

Деталь зала Джон Дир, Молине
Деталь зала Джон Дир, Молине
Весьма убедительным представляется сочетание стального каркаса с облицовкой из естественного камня в жилом блоке в Рюэй Мальмезон (Париж) (архитекторы П. Сонрель и Ж. Дютиле). Этой застройке уже около 16 лет, но она превосходно сохранилась и выгодно отличается от жилых комплексов с домами из крупнопанельных железобетонных плит благодаря патине, которой покрывается натуральный камень, а также благодаря связи с французской традицией городского строительства, основанной на применении натурального камня. В этих жилых постройках особенно привлекает сочетание скрытой структуры каркаса с видимыми стальными колоннами, которые легко просматриваются в углублениях лоджий.

Высотное здание «Вилль-Мари» в Монреале демонстрирует смелое решение облицовки натуральным камнем в большом масштабе: приземистое строение вестибюля, расположенное под крестообразным небоскребом, обрамлено большепролетными стальными фермами, на которые навешены мощные плиты из кварцита.

Интересный опыт был предпринят с фасадом новостройки фирмы «Дженерал Моторе» в Нью-Йорке: достигающие третьего этажа элементы из легкого бетона облицованы снаружи шлифованным кристаллическим мрамором. В небоскребе «Стандарт Ойл компани» в Чикаго сделан дальнейший шаг: мраморные плиты прикреплены непосредственно к профилированным треугольным ребрам из листового железа несущей наружной стены.

Материал, который особенно хорошо сочетается со всякими строительными конструкциями, в том числе и со стальными, и который столетиями оправдывал себя в процессе исторического развития архитектуры, это — кирпич. Цвет и масштабность, которые присущи кирпичной кладке с перевязкой швов, дополняются такими ее качествами, как повышенная долговечность и высокая огнестойкость.

В раннем промышленном строительстве кирпичная кладка играла важную роль, так же как и при строительстве американских высотных домов, начиная с раннего периода чикагской школы. Здание «Бекман Тауэр» в Нью-Йорке с его строгой и спокойной стрельчатой архитектурой из малоформатного красного кирпича демонстрирует лучшие изобразительные возможности высотной архитектуры примерно 1925 г. Это здание, в котором кирпичная кладка сочетается с алюминиевыми панелями, может конкурировать со зданием «Радио-Сити» в Нью-Йорке.


В современном строительстве, основанном на применении стали, кирпич снова завоевал прочное место, пройдя через все разновидности зданий. Важная инициатива исходила, несомненно, от Ээро Сааринена, который первым ввел керамические материалы для обогащения архитектуры из металла. Знаменита деталь лекционного зала комплекса «Джон Дир» в Молине — кирпичная кладка наружных стен, связанных со стальными наружными колоннами.

Особое значение приобрел стальной каркас, заполненный кирпичом, для жилищного строительства. Каркас Мис ван дер Роэ из стали и стекла получил широкое применение сначала в жилищном строительстве в сочетании со стенами из кирпича и дерева, как это практиковал К. Эльвуд при строительстве домов в Калифорнии. Среди жилых строений раннего периода прежде всего оправдали себя жилые дома в рабочих поселках в Пьомбино и Таренто, где комбинация наружного стального каркаса с двухслойной кирпичной кладкой оказалась приемлемой для жилья, удобной и экономически обоснованной.

Голливуд. Внутреннее помещение опытного дома типовой застройки
Голливуд. Внутреннее помещение опытного дома типовой застройки
Из всех природных строительных материалов дерево по своим свойствам ближе всего к стали. Не случайно мысль о создании стальных каркасов нашла в Чикаго такую плодотворную почву — там идея современных каркасных конструкций была уже подготовлена.

В строительстве из дерева за последние десять лет наблюдается большой подъем, главным образом, в связи с применением клееных деревянных конструкций; дерево применяется в строительстве крупных залов даже с очень большими пролетами и все в большей степени конкурирует со сталью. До сих пор комбинированное использование дерева и стали осложнялось тем, что оба материала в соответствии со строительными предписаниями относили к недостаточно огнестойким. Там, где дерево соперничает со сталью, как, например, при строительстве залов, специалистами постоянно выдвигается аргумент, что древесина, пропитанная специальными составами, имеет преимущество перед невоспла-меняющейся, но деформирующейся при высокой температуре сталью. Предубеждение, которое существовало у службы противопожарного надзора против комбинации стали и дерева, заметно ослабло, когда эксперты начали приходить к выводу, что не существует абсолютно огнестойких материалов и что при выборе материалов нужно учитывать назначение здания, особенности его эксплуатации, оформление и внутренние средства сообщения.

В современном стальном строительстве дерево применяется достаточно широко: оно используется в качестве оконных переплетов, элементов внешних стен, в виде опалубки или обшивки, как устойчивая к атмосферным воздействиям, красивая по цвету и приятная по фактуре наружная и внутренняя облицовка стен. Дерево с успехом может применяться в качестве оконных переплетов благодаря своему небольшому весу, нетрудоемкой обработке, легкой пригонке и удобству прикрепления к коробкам, затрудненному образованию конденсата, даже там, где оно не выступает на первый план как основной материал, как, например, в элементах внешних стен 30-этажных жилых домов в Балорноке (Англия). В этих домах рамные элементы снаружи заполнены асбестоцементными плитами, а внутри облицованы паронепроницаемыми пластинами. Полы и оконные переплеты деревянные. Еще проще сконструированы глухие элементы стен в одноквартирном доме в Ландскроне (Швеция): деревянный каркас наружной стены, заполненный изоляционным материалом и покрытый деревянной обшивкой изнутри, а снаружи облицованный пропитанной изолирующей древесиной и волнистыми асбестоцементными листами.

Деревянные переплеты наиболее приемлемы с точки зрения единообразия материала там, где глухие поверхности наружных стен также покрыты деревом. В настоящее время уже не кажется необычным, когда деревянные оконные переплеты и деревянная облицовка появляются на строгих стальных строениях, как, например, на здании студенческого самоуправления Технического университета в Брауншвейге, где они сочетаются с выдвинутыми наружу стальными колоннами, или, например, в здании Федерального конституционного суда в Карлсруэ.

Гетеборг. Пристройка к зданию ратуши
Гетеборг. Пристройка к зданию ратуши
Архитектор Э. Айерман применил принципиально новое сочетание деревянной обвязки для остекления высотой в этаж и солнцезащитных щитков из деревянных брусьев с открытыми стальными конструкциями 9 здании посольства в Вашингтоне.

Древесина из орегонской сосны придает строгой архитектуре из стекла и стали особый оттенок элегантности и мягкости, весьма созвучный городскому строительству и особенно строительству аэропортов и аэровокзалов. Этот прием был с успехом использован архитекторами при строительстве пассажирских галерей аэровокзала в Копенгагене, а также в здании аэровокзала в Эдинбурге. Помимо конструктивного и эстетического аспекта, такого рода комбинация стального каркаса с деревом внутри и снаружи существенна еще и с точки зрения психологии. При возрастающей насыщенности техникой человек все больше стремится иметь в своем жилище и около своего рабочего места какой-нибудь элемент из естественного материала. Благодаря применению деревянных облицовочных панелей здания из стали и стекла, прежде всего жилые дома, впервые стали уютными.

Типичным примером современного здания со стальным каркасом является медицинская научно-исследовательская лаборатория в Сан-Франциско, построенная на лесистом склоне. В этом здании архитекторам удалось умело вмонтировать огромный комплекс специальных технологических разводок в каркас перекрытия, сделав его при этом доступным для обозрения. Балки перекрытия и пол деревянные, стальной каркас снаружи закрыт деревянным шинглом (чешуей). В целях противопожарной защиты здание оборудовано спринклер-ными установками, расположенными в вестибюлях и лестничных клетках.

Итак, стальные конструкции, там, где этого требуют задачи строительства, легко сочетаются с традиционными строительными материалами. Во многих случаях такое сочетание дает возможность включить новые здания, основанные на стальном каркасе, в исторически сложившийся строительный массив, в ансамбль зданий, выстроенных в духе традиционной архитектуры, тактично и в соответствии с современными требованиями сохранения памятников старины. Эта трудная, но привлекательная задача приобретает в настоящее время особенно важное значение ввиду растущего объема строительства, уменьшающегося числа исторических построек и возрастающего интереса к сохранению невосполнимых ценностей при учете все более строгих требований надзора за историческими памятниками.

Стальные конструкции могут оказаться незаменимыми, особенно когда стоит задача полностью обновить конструкцию старого ценного здания с тем, чтобы его можно было использовать для других нужд, как это делали в Италии, например при перестройке дворца в Комо под общественную библиотеку.

Париж. Надстроенный дом на улице Жоффруа
Париж. Надстроенный дом на улице Жоффруа
Прекрасный пример реконструкции памятника архитектуры с помощью современных строительных средств — расширение здания ратуш в Гетеборге архитектором Гуннаром Асплундом (1934—1937 гг.). Для того чтобы приступить к расширению здания ратуши, выстроенной в стиле классицизма, Асплунд разработал начиная с 1920 г. целый ряд проектов в традиционной строительной манере с формами, характерными для стиля классицизма. Это были проекты высокого качества, продемонстрировавшие такое мастерство, которое в настоящее время не обнаружишь ни у одного архитектора. Окончательным решением, к которому он в конце концов пришел, был стальной каркас, который на оштукатуренном фасаде выделяется в виде тонкого рельефа с асимметричными окнами различного размера в зависимости от назначения помещений. Проект Асплунда — шедевр, вершина ранней архитектуры функционализма и одновременно залог того, что и в стальном каркасном строительстве возможно высокое строительное искусство, т. е. архитектура в прежнем понимании этого слова. Долгое время после реконструкции ратуша оставалась непонятой многими архитекторами, и если бы этот проект был предложен сегодня, то официальная комиссия его, вероятно, не утвердила бы.

Поучительно сравнить различную степень контрастного воздействия, приспособления, заимствования или перенесения исторических элементов строительства в трех новейших итальянских стальных зданиях: первое из них — универсальный магазин «Ринаценте» в Риме с решительно выдвинутым вперед каркасом и наружной стеной без окон, сложенной из красноватого искусственного камня; второй — отель «Жоли» в Риме также с сильно подчеркнутым открытым стальным каркасом, с нависающими солнцезащитными щитами и, наконец, «Чейз Манхеттен Банк» в Милане, форма корпуса которого приближается к форме соседствующей с ним купольной церкви в стиле барокко, а нижний этаж представляет собой стремление перенести в рамки стальной конструкции традиционные аркады.

Во всех трех случаях архитекторам удалось вписать масштаб своих зданий в существующую застройку улицы или площади. Аркады из стальных рам нельзя перенимать безоговорочно. Если представить себе различные перемены, которые пришлось испытать строительной мысли при создании портиков и беседок, начиная со времен раннего средневековья в Болонье или Турине (деревянные столбы и балки, столбы из кирпича, арки, мраморные колонны и архивольты, железобетонные конструкции с облицовкой из натурального камня), то вполне возможно предположить, что стальная конструкция тоже найдет свое место в этой строительной цепочке. Во всяком случае соответствующая современным тенденциям развития формы в строительстве, возможно, несколько слишком подчеркнутая стальная конструкция отеля «Жоли» в Риме хорошо сочетается с окружающей архитектурой позднего классицизма.

Поразительна гармония видимого стального каркаса с расчлененными в духе классицизма фасадами соседних домов, которая так удалась при надстройке одного из домов на улице Жоффруа в Париже (архит. Е. Альбер) несколько лет тому назад. Типичный старинный парижский дом был перестроен с помощью изящно расчлененного стального каркаса из круглых трубчатых профилей, выступающего в сторону улицы. Это первый случай последовательного применения круглых труб в стальном строительстве. Здесь еще яснее, чем при строительстве научного факультета Парижского университета, видна перекличка с эпохой чугуна и связь с ранней французской традицией строительства с применением железа.