Хорошо увязываясь с зелеными массивами и природой, висячие мосты представляют в полном смысле «дорогу в воздухе», соединенную с землей лишь тонкими опорами. И только от умения мастера зависит превратить висячий мост в художественное произведение.
Чтобы преодолеть изначальный недостаток висячих мостов — геометрическую изменяемость, зарубежные конструкторы конца XIX и начала XX веков укрепляют цепные системы балками жесткости (рис. 157, фиг. 30), цепи превращают в жесткую конструкцию в виде опрокинутой бесшарнирной (рис. 157, фиг. 34) или трехшарнирной арки (рис. 157, фиг. 33), вся несущая система приобретает характер сквозной фермы (рис. 157, фиг. 31).
С той же целью в кабельных мостах усиленно применяются фермы жесткости (рис. 157, фиг. 35), совершенствуются самые кабели, подкрепляемые иногда вантовыми элементами (рис. 157, фиг. 32), вплоть до превращения мостов целиком в вантовую систему (рис. 157, фиг. 36).
Применение висячих мостов с самого начала принесло ряд катастроф и аварий, причиной которых является главным образом появление S-образных колебаний, вызываемых ветровой нагрузкой и резонансом колебаний при проходе толпы людей или прогоне скота. Для уменьшения этих колебаний мосты стали усиливаться балками жесткости и ветровыми связями, что далеко не всегда решало вопрос по существу.
Построенный в 1936 году в Северной Америке Такомский мост со средним пролетом 855 м, имевший ветровые связи и балки жесткости, но отличавшийся недостаточной боковой жесткостью, обрушился в 1940 году при сравнительно слабом ветре. Разрушение явилось следствием S-образных колебаний и вызванного недостаточной шириной моста скручивания проезжей части.
С точки зрения современной советской науки катастрофа Такомского моста и многих других, ему подобных, в США произошла от неверных представлений о работе всей системы висячего моста1.
Шаг вперед представило начавшееся в 50-х годах на мостах Лондона широкое применение висячих систем повышенной жесткости. К основной группе их, сосредоточенной в юго-западной части города, относится построенный одним из первых цепной мост в Челси. Усиленный балками жесткости, он был эклектически оформлен в стиле ложной классики. В последнее время этот мост заменен новым — кабельным. Невдалеке от него вскоре появляется парный ему мост Альберта кабельно-вантовой системы Ордиша-Лефевра с мощной балкой жесткости, поддерживаемой наклонными вантами, причем его раздельные опоры в плане имеют круглые очертания (см. рис. 157, фиг. 32).
Панораму Темзы в восточной части Лондона замыкает последний из висячих городских мостов — Тоуэрский (рис. 158), находящийся близ замка того же названия. Жесткие цепи его имеют вид перевернутой трехшарнирной арки. Силуэт моста господствует над панорамой Лондона, которую завершают мост Блекфрайар и оригинальный металлический балочный мост Кеннон Стрит, опирающийся на чугунные колонны.
Увлечение висячими системами повышенной жесткости нашло отзвук и в других городах Европы. Так, в Вене на мосту Аугартен висячая конструкция имеет вид балочной фермы, в которой распор от клепаных вантов с подвесками воспринимается непосредственно верхним ее поясом. Каменные порталы в виде увенчанных скульптурами пилонов здесь архитектурно связаны с металлической конструкцией.
Один из них, мост Елизаветы (рис. 159), имеет очень жесткую конструкцию, но в форме его порталов и сквозной балки проезжей части нет той архитектурной убедительности, которой отличался старый висячий мост (см. рис. 124).
Развитие кабельных мостов шло в двух направлениях. Одно из них рекомендует применять в несущей конструкции по нескольку тонких кабелей в пачках, допускающих их сменность, повышая качество плетения, выполняемого на специальных заводах, и применяя противокоррозийную изоляцию. Одновременно продолжают применяться наклонные ванты, а затем возникают и целые вантовые системы, достигающие в 900-х годах такой жесткости, что по ним оказывается возможным пропускать железнодорожные поезда.
Несмотря на некоторую примитивность конструкции, это сооружение длительное время успешно выдерживало очень значительные нагрузки и исправно служило вплоть до разборки в 1897 году.
Строительство кабельных мостов в Нью-Йорке, придавшее специфический характер всему городу, велось тем же методом.
При постройке устоев Бруклинского моста варварски был снесен один из памятников первых времен американской демократии — дом, в котором жил Джордж Вашингтон.
Панорама города должна была заканчиваться висячим мостом через реку Гудзон очень большого пролета, на жестких цепях. Проект этот остался, однако, неосуществленным. Вместо него через реку Гудзон в Нью-Йорке построен недавно кабельный мост Вашингтона.
Примечания
1. В Советском Союзе создана всесторонне разработанная теория и успешно ведутся как теоретические, так и практические работы по испытанию систем висячих мостов (см. раздел «Архитектура мостов СССР»).