Созданием прототипов некоторых современных инженерных конструкций мы обязаны эпохе Возрождения. Так, в это время Палладио разработал основные типы деревянных балочных и арочных сквозных ферм (рис. 70), послуживших в дальнейшем образцами для металлических конструкций. Им построен ряд деревянных мостов, из которых один, в Бассано (рис. 71), сохранился в первоначальном виде. Этому подкос-ному деревянному мосту с расположенной на нем галереей приданы классические формы. К тому же времени относится устройство живописного деревянного моста в Люцерне и попытка применения подвесной системы в Секингене на Рейне с целью довести пролет деревянного моста до 17 м.
Одним из достижений эпохи является, между прочим, сокращение толщины опор массивных мостов, которая по Палладио должна составлять от 1/4 до 1/6 пролета. Толщина же сводов, достигшая почти предела в средние века, меняется мало. Зато строители продолжают увеличивать пологость сводов, стремясь к смягчению въездов на мосты. Они применяют для этого не только дуги окружности, но переходят и к коробовым очертаниям, достигшим особенно широкого распространения уже в следующую эпоху.
Техника постройки мостов после опубликования римских сочинений обогатилась применением очень распространенных у римлян, но потом основательно забытых, пуццолановых растворов. Под опоры мостов вместо каменных отсыпей все чаще начинают закладывать свайные ростверки, а подошвы опор располагать ниже меженнего горизонта.
Краткий обзор конструкций мостов эпохи Ренессанса показывает, что наиболее выдающиеся из них были сооружены в тот период, когда развитие Италии шло по восходящей линии, указывая пути другим западноевропейским странам. Мостами в то время занималась плеяда архитекторов-строителей, возродившая принципы античной классики и давшая им теоретическое обоснование.
Открытие новых путей в Америку и Индию повлекло за собой постепенное ослабление, а затем полную утрату политического и экономического могущества и значения итальянских городов. Одновременно происходило перемещение центра торговли в абсолютистскую Испанию, а после упадка ее — в Нидерланды, Францию и Англию. Оно требовало развития дорожного строительства для обеспечения новых торговых путей. Совершенно естественно, что в связи с этим необходимо было усилить в перечисленных странах мостостроение.