169. Мост Вашингтона в Нью-Йорке
169. Мост Вашингтона в Нью-Йорке
Важное место среди проблем современного мостостроения в Нью-Йорке занимала задача соединения штатов Нью-Йорка и Нью-Джерсей, разделенных рекой Гудзон. С этой целью недавно был построен новый мост Вашингтона (рис. 169). Его крупнейший пролет соединяет берега пока только тонкой лентой одноярусной проезжей части; нижний ее ярус, который сильно утяжеляет проезжую часть, еще не построен.

Много дискуссий вызвала металлическая обнаженная конструкция пилонов моста. Первоначально предполагалось заключить ее в тяжелую бетонную оболочку, но под влиянием протестов специалистов это не было осуществлено: металл порталов оцинкован.

170. План расположения комплекса мостов Трайборо в Нью-Йорке
170. План расположения комплекса мостов Трайборо в Нью-Йорке
Въезды на мост представляют сеть петель, разветвлений и тоннелей. Например, со стороны Мангаттана полотно моста пересекает автостраду Риверсайд аркой пролетом 60 ми затем поднимается к главной улице Бродвэй шестипроцентным уклоном. Спуск к лежащей внизу Риверсайд проходит по двум боковым путям, идущим параллельно мосту и выходящим уклоном 38% через тоннель на набережную и к другим мостам. Поворот на 180°, который при этом проделывает автотранспорт, вызывает задержку движения, снижает пропускную способность моста и приводит к несчастным случаям.

171. Комплекс дорог Трайборо
171. Комплекс дорог Трайборо
В пределах районов Квинс и Бронкс (рис, 170) имеется комплекс дорог Трайборо (рис. 171) с подъемным мостом через р. Гарлем (рис. 172).

172. Подъемный мост через р. Гарлем
172. Подъемный мост через р. Гарлем
Автострада Риверсайд, проходящая, как мы видели, под мостом Вашингтона вдоль берега и заканчивающаяся у устья реки Гарлем, пересекает ее арочным мостом Генри Гудсона (рис. 173). Сплошная с заделанными пятами арка моста имеет постоянную высоту и построена из кремнистой стали. Большой подъем ее снижает влияние напряжений от температуры, опасных для арок таких систем. Сквозные металлические пилоны отделяют центральный пролет от береговых эстакад.

173. Бесшарнирный сплошной арочный мост Генри Гудсона на р. Гарлем
173. Бесшарнирный сплошной арочный мост Генри Гудсона на р. Гарлем
174. Двухшарнирный арочный мост Киль Ван Куль в Нью-йоюке
174. Двухшарнирный арочный мост Киль Ван Куль в Нью-йоюке
В юго-западной части окружающего Нью-Йорк пояса дорог на одной из магистралей пересекает пролив Киль Ван Куль голая, архитектурно невыразительная конструкция арочного моста крупного пролета (510,55 м). Арка моста — сквозная двухшарнирная (рис. 174). Нижний ее пояс сделан из марганцовистой, верхний из кремнистой, а решетка — из обычной стали. Проезжая часть ввиду большой ее тяжести подвешена к арке на тросах высокого сопротивления.

С обеих сторон к проезжей части примыкают длиннейшие многопролетные эстакады. При сборке навесным способом арка была предварительно превращена в трехшарнирную. (Нижний ее пояс был сжат в это время на три четверти, а верхний оказался вытянутым.) Для выключения среднего шарнира верхний пояс пришлось подвергнуть добавочному сжатию гидравлическим домкратом.

175. Висячий мост через р. Восточную в Бронксе
175. Висячий мост через р. Восточную в Бронксе
176. Проект моста Свободы через гавань Нью-Йорка
176. Проект моста Свободы через гавань Нью-Йорка
Cpeди других сооружений надо отметить висячий мост в Бронксе (рис. 175), имеющий простую форму. По-своему любопытен также проект моста Свободы (рис. 176), который, если будет построен, соединит Бруклин с островом Штатов. Составители, проекта рассчитывают, что. сразу бросаясь в глаза при въезде в гавань Нью-Йорка, мост своим пролетом явится рекламой американских рекордов. Высокие порталы моста эклектически оформлены в стиле ложной готики. Чтобы облегчить слишком тяжелую проезжую часть, предполагается сделать ее из алюминия.

177. Двухъярусный висячий мост через пролив Золотые ворота в С.-Франциско
177. Двухъярусный висячий мост через пролив Золотые ворота в С.-Франциско
Если обратиться к предмету американской кичливости — висячему мосту через Золотые ворота в С.-Франциско (рис. 177), то следует отметить, что возведение и этого моста также преследовало исключительно рекламную цель — поразить размерами (1280 м) пролета. Архитектура же моста — невысокого качества: порталы, служащие маяками, грубы по форме, рисунок их невыразителен; проезжая часть моста представляет обнаженную конструкцию.

178. Оклендский мостовой переход у С.-Франциско
178. Оклендский мостовой переход у С.-Франциско
Через Оклендский залив близ С.-Франциско не так давно построен мостовой переход (7,5 миль), изломанный в плане под углом, в вершине которого находится остров. На одной из ветвей перехода расположен двойной висячий мост с промежуточной опорой-устоем, а на другой — консольно-балочный мост большого пролета (рис. 178). По острову дорога проходит в двухъярусном тоннеле.

179. Висячий мост на р. Делавар в Филадельфии
179. Висячий мост на р. Делавар в Филадельфии
180. Мост в Филадельфии. Фрагмент мощного портала
180. Мост в Филадельфии. Фрагмент мощного портала
Опоры мостов заложены на 74 м ниже уровня океана. Чтобы проводить работу при давлении в 7,5 атм, предельном для человеческого организма, был устроен кессон, который состоял из цилиндрических пятиметровых ячеек, окруженных двустенным ограждающим ящиком. Все процессы постройки были максимально механизированы. Нельзя не отметить, что архитектурное оформление мостов находится на довольно низком уровне.

Мост через реку Делавар в Филадельфии (рис. 179) имеет чисто американский облик, щеголяя своей откровенно обнаженной конструкцией. В конструктивном отношении представляет интерес деталь устройства порталов (рис. 180) этого моста. Среди железнодооожных мостов обпгщает на себя внимание противопоставлением резких геометрических форм живописным линиям природного пейзажа виадук Уайт-Пасс (рис. 181).

181. Виадук Уайт-Пасс Юконской ж. д.
181. Виадук Уайт-Пасс Юконской ж. д.
182. Подъемный мост Буццард на канале Кеп-Год в Нью-Йорке
182. Подъемный мост Буццард на канале Кеп-Год в Нью-Йорке
Подъемным разводным мостам присуща острота и выразительность инженерной формы. По существу мы имеем здесь нечто среднее между архитектурным сооружением и механизмом, который больше действует на зрителя особенностями своего технического устройства, чем гармонией формы. Среди мостов этого типа заслуживает внимания подъемный мост Буццард (рис. 182) крупного пролета (166 м), построенный взамен старого раскрывающегося. Мощность механизмов его удалось снизить в два раза (с 600 до 300 л. с.) при помощи особого устройства, уменьшившего трение в лебедках подъемника.

183. Вид разводных мостов в Чикаго
183. Вид разводных мостов в Чикаго
Городом разводных мостов в США можно назвать Чикаго. Вследствие низких отметок набережных почти все его мосты — раскрывающегося типа (рис. 183).

184. Проект моста из труб, наполняемых бетоном, через р. Гудзон в Нью-Йорке
184. Проект моста из труб, наполняемых бетоном, через р. Гудзон в Нью-Йорке
Наряду с металлическими в США известно много железобетонных мостов значительных пролетов — до 130 м. За немногими исключениями, к которым можно отнести живописный виадук Пасадены в Калифорнии, особого архитектурного интереса они не представляют.

В историческом отношении заслуживает внимания неосуществленный проект моста через Гудзон в Нью-Йорке (рис. 184) в виде трех железобетонных арок, пролетом до 730 м каждая. Арки из сварных металлических труб, наполненных бетоном, предполагалось собирать