Война со Швецией начала XVIII века, концентрация Петром I государственных средств и внимания на сооружении новой столицы — Петербурга — сильно отразились на строительстве в других частях русского государства: временно оно сократилось.
Задумав скроить Петербург, Петр поручил организацию работ Канцелярии строений (1704 г.) под началом Меншикова и его помощников Черкасского и Синявина, а с 1714 года — Конторе по строению домов и садов, ведавшей и. водными путями1.
Неустанно развивая наше военное, гражданское, промышленное и гидротехническое строительство, Петр I широко пользовался услугами известных специалистов, своих сподвижников, участвовавших в осуществлении многообразных его планов. Однако в области путей сообщения Петра больше интересовало создание водных связей, чем устройство дорог и монументальных мостов.
Поэтому, превратив Петербург в город каналов, он ограничился переброской через них лишь мостов временного типа из дерева, которые в большинстве были балочными на сваях. Они обшивались досками и имели вид каменных арочных, причем наибольший интерес по форме представляли мосты подъемного типа.
В 1727 году в Петербурге наводится первый плавучий мост через Неву у Сената, а в 1730—1740 годах составляются первые «правила построения дорог», на основании которых сооружается «перспективная дорога из Петербурга в Москву» (1733—1746 гг.), протяжением 728 верст. Все мосты на дороге были деревянными на ряжах, надзор же за ними лежал на земских чиновниках, находившихся «под наблюдением Камер-Коллегии и Вышней дирекции Правительствующего Сената».
Обладая большим декоративным чутьем, Растрелли пользовался для достижения архитектурных эффектов разнообразными средствами — богатством украшений и позолоты, расцветкой и т. д. Смелый до дерзости орнамент, окаймляющий нижнее очертание пролетов моста-перехода, и необычайно сочные детали превращают это деревянное сооружение в драгоценное изделие художественной промышленности, эффект которого усиливают скульптура и желтая с белым расцветка. Располагаясь у Летнего дворца, построенного Растрелли в 1741 году и замененного впоследствии зданием Инженерного замка, мостовой переход завершал собой один из блестящих ансамблей столицы. Образцы прекрасных подъемных мостов, строившихся в то время, приведены на рис. 253 а, 253 б.
Блестящими образцами мостов обогатились в это время Петербург и Москва с их окрестностями.
Примечания
1. Для подготовки специалистов-строителей Петр основывает первые у нас инженерные школы в Москве (1712 г.) и в Петербурге (1719 г.), раньше чем была учреждена первая инженерная школа мостов и дорог во Франции (1747 г.), и создает инженерную контору и военно-инженерный корпус (1722) с Минихом во главе.
2. Симеоновский и Аничков мосты были тогда значительно длиннее существующих, так как перекрывали всю пойму Фонтанки, регулирование которой произведено позже.