Война со Швецией начала XVIII века, концентрация Петром I государственных средств и внимания на сооружении новой столицы — Петербурга — сильно отразились на строительстве в других частях русского государства: временно оно сократилось.

Задумав скроить Петербург, Петр поручил организацию работ Канцелярии строений (1704 г.) под началом Меншикова и его помощников Черкасского и Синявина, а с 1714 года — Конторе по строению домов и садов, ведавшей и. водными путями1.

Неустанно развивая наше военное, гражданское, промышленное и гидротехническое строительство, Петр I широко пользовался услугами известных специалистов, своих сподвижников, участвовавших в осуществлении многообразных его планов. Однако в области путей сообщения Петра больше интересовало создание водных связей, чем устройство дорог и монументальных мостов.

Поэтому, превратив Петербург в город каналов, он ограничился переброской через них лишь мостов временного типа из дерева, которые в большинстве были балочными на сваях. Они обшивались досками и имели вид каменных арочных, причем наибольший интерес по форме представляли мосты подъемного типа.


252. Симеоновский деревянный мост.
252. Симеоновский деревянный мост.
После Петра организацией строительных работ продолжала ведать Контора по строению, а затем комиссия строений Еропкина-Земцова (1737 г.), составившая кодекс специальных строительных инструкций, — «должность архитектурной экспедиции».

В 1727 году в Петербурге наводится первый плавучий мост через Неву у Сената, а в 1730—1740 годах составляются первые «правила построения дорог», на основании которых сооружается «перспективная дорога из Петербурга в Москву» (1733—1746 гг.), протяжением 728 верст. Все мосты на дороге были деревянными на ряжах, надзор же за ними лежал на земских чиновниках, находившихся «под наблюдением Камер-Коллегии и Вышней дирекции Правительствующего Сената».

253 а. Типовой чертеж подъемного моста
253 а. Типовой чертеж подъемного моста
Начиная с 1733 года, через Фонтанку и Мойку, а также через рукава Невы в Петербурге наши мастера строят ряд деревянных мостов на сваях. Снаружи они обшивались досками и имели вид каменных арочных мостов. Эго были: Симеоновский (1733 г.) (рис. 252), Аничков (1750 г.)2, мост на Крюковом канале (1751 г.), через Зимнюю канавку у дворца Петра (1753 т.) и др.

253 б. Подъемный мост через Зимнюю канавку у Зимнего дворца Петра
253 б. Подъемный мост через Зимнюю канавку у Зимнего дворца Петра
Примерно тогда же на месте нынешнего Пантелеймоновского моста через Фонтанку строится деревянный акведук, снабжавший водой фонтаны Летнего сада. Вода на акведук подавалась с помощью специальной пароатмосферной машины. В 1748 году по проекту обер-архитектора Растрелли создается через Мойку переход из деревянного Летнего дворца Елизаветы Петровны в Летний сад.

Обладая большим декоративным чутьем, Растрелли пользовался для достижения архитектурных эффектов разнообразными средствами — богатством украшений и позолоты, расцветкой и т. д. Смелый до дерзости орнамент, окаймляющий нижнее очертание пролетов моста-перехода, и необычайно сочные детали превращают это деревянное сооружение в драгоценное изделие художественной промышленности, эффект которого усиливают скульптура и желтая с белым расцветка. Располагаясь у Летнего дворца, построенного Растрелли в 1741 году и замененного впоследствии зданием Инженерного замка, мостовой переход завершал собой один из блестящих ансамблей столицы. Образцы прекрасных подъемных мостов, строившихся в то время, приведены на рис. 253 а, 253 б.

254. Нормальный чертеж каменного моста XVIII в. (1786 г.)
254. Нормальный чертеж каменного моста XVIII в. (1786 г.)
Расширение и укрепление российской дворянской империи при Екатерине II резко отразилось на развитии строительной деятельности второй половины века. 3 декабря 1762 года учреждена Комиссия по устройству Петербурга и Москвы в составе Бецкого, Чернышева, Дашкова, Квасова и др. Ведется планировка большого числа городов. Для улучшения транспорта в 1786 году создается Комиссия (после 1798 г. — Экспедиция) о строении дорог в государстве, а в 1767 году учреждается главная дирекция водяных коммуникаций (Сивере, Брюс, Архаров) с корпусом гидравликов (1782 г.), переименованная в 1798 году в департамент водяных коммуникаций.

255. Чертеж типового деревянного подносного моста
255. Чертеж типового деревянного подносного моста
В 1781 году инженером Черкасовым составлен первый проект Круто-байкальской дороги, в 1784 году проложена Военно-Грузинская дорога, строятся дороги на Урале и на юге страны. В 1786 году Комиссия о строении дорог утверждает типовые чертежи наплавных, а также небольших каменных и деревянных мостов. Эти чертежи подписаны Шуваловым, Безбородко, Соймоновым и др. Каменные мосты того времени — одно- и двухпролетные с коробовыми сводами, пролетом до 6 саж., с подъемом до 1:4,5 и облицовкой на пиронах (рис. 254). В деревянных балочных мостах полотно расположено на опорах из двух-трех свай, число которых у подносных мостов увеличивается до четырех-пяти, так как добавочные сваи служат опорами для подкосов (рис. 255).

Блестящими образцами мостов обогатились в это время Петербург и Москва с их окрестностями.

Примечания

1. Для подготовки специалистов-строителей Петр основывает первые у нас инженерные школы в Москве (1712 г.) и в Петербурге (1719 г.), раньше чем была учреждена первая инженерная школа мостов и дорог во Франции (1747 г.), и создает инженерную контору и военно-инженерный корпус (1722) с Минихом во главе.

2. Симеоновский и Аничков мосты были тогда значительно длиннее существующих, так как перекрывали всю пойму Фонтанки, регулирование которой произведено позже.