Реформами Петра в области промышленности был подготовлен блестящий расцвет металлургии в конце XVIII века. В это время в России — на Урале, в Туле, Петрозаводске — уже работало много металлургических и обрабатывающих заводов, которые по выработке чугуна стояли на первом месте в мире. Заводы и рудники не только удовлетворяли нужды страны,

Развитие металлодобывающей промышленности, большая выработка чугуна и превосходного уральского железа позволили уже в конце XVIII века производить в России отливку и изготовление большого количества заводских конструкций, перекрытий и мостов, а также организовать литейное производство для изготовления перильных решеток, которые в огромном количестве требовались для петербургских мостов и набережных. Все это дало возможность к началу XIX века значительно расширить область применения металла.

Петербург и другие города в это время обогащаются большим количеством металлических мостов. В результате совместной работы крупнейших русских архитекторов-строителей, выдающихся инженеров — воспитанников первых наших высших технических учебных заведений и замечательных мастеров-практиков. были созданы сооружения, явившиеся ценнейшими памятниками архитектуры и техники, блестящими образцами синтеза технических и художественных достижений в мостовом деле. Это заставляет отнестись с особым вниманием к конструктивным и архитектурным особенностям мостов, построенных в это время в Петербурге и других городах.


Победоносное окончание Отечественной войны 1812 года и укрепление русского государства, значительное расширение границ, а также развитие внутренней и внешней торговли в начале XIX века послужили стимулом к постановке ряда крупных задач в области городского, промышленного, транспортного и гидротехнического строительства.

Россия обогатилась большим количеством выдающихся мостов. Этому в достаточной степени содействовало учреждение по инициативе Сперанского еще в 1810 году корпуса и Института инженеров путей сообщения. Институт был одним из первых в мире транспортных учебных заведений и сделался колыбелью русского железнодорожного транспорта, для которого подготовил немало способных работников.

В институте вскоре вырос ряд талантливых инженеров. Это были: Волков, Готман, Мельников, Кербедз, декабрист Муравьев-Апостол, Добронравов, Журавский, Зуев, Рокассовский, Севастьянов, Соболевский и др. Многие из них в свою очередь преподавали в институте наряду с такими крупными учеными, как Буняковский, Золотарев, Остроградский и др.


К этому же времени относится ряд изобретений и усовершенствований в области производства работ и испытания материалов. Конструируется шпиль для подъема колонн Исаакиевского собора, Александровской колонны и разных грузов. Строится прибор для испытания железа цепей висячих мостов — «сидерометр»1. Производится поверка устойчивости и расчет прочности купола Исаакиевского собора и испытание растворов и бетонов для работ по подводному бетонированию мостовых опор и т. д. Впервые применяется для этих работ гидравли? ческая известь. В 1825 году вышла книга Челиева об изобретении им портландцемента. Таким образом, совершенно точно установлено, что этот цемент открыт в России значительно раньше, чем за рубежом2.

Примечания

1. Профессор Н. А. Белелюбский пишет: «во время одной из своих лекций я демонстрировал на экране чертеж испытательной машины силою в 300 тонн, построенной в 20 годах прошлого века на заводе Берда в Петербурге..., и при этом выяснилось, что первая по времени крупная испытательная машина построена в России» (проф. Н. Белелюбский «Что же знают за границей о русских мостах»).

2. Книга Челиева, «начальника московских военно-рабочих бригад мастерских команд» называлась: «Полное наставление, как приготовлять дешевый и лучший мертель или цемент, весьма прочный для подводных строений каналов, мостов, бассейнов, подвалов, погребов и штукатурки каменных и деревянных строений». Вольная типография Пономарева, 1825 г. В книге говорится об обжиге глины и извести «по опыту произведенных в натуре строений» в период 1812 года, т. е. раньше, чем за рубежом (1824 г.). Первые работы по получению портландцементов появились в Петербурге и принадлежали В. М. Севергину (1792 и 1807 гг.), А. Г. Болотову (1811 г.) и проф. ИИПС Шарлевилю (1822 г.).