После устройства первых массивных мостов каменное строительство продолжало широко развиваться в Москве и в других городах. К концу XVI века создаются ведавшие каменным строительством Каменный (1565 г.) и Пушкарский приказы. Трудами русских мастеров-строителей в это же время возводятся стены множества городов, крепостей, монастырей и т. д. Славный мастер каменного дела Федор Конь возводит стены московского Белого города и ограду Смоленска (1597 г.); дьяк Кулемин ведет скоростное городское деревянное строительство укреплений Свияжска (1551 г.). Широко ставится и развивается кирпичное производства
Вместе с тем растет и Москва, увеличивается число переправ и деревянных мостов через Неглинку, Яузу, Черторый, Черногрязку, насчитываемых десятками.
К концу XVI века развитие торговли и заселение Замоскворечья вызывают необходимость в сооружении постоянного каменного моста через Москву-реку.
Однако польская интервенция начала XVII века задержала постройку этого моста. После победоносного разгрома интервентов и восстановления экономической и политической мощи московского государства каменное строительство в Москве и других городах вновь стало широко развиваться.
В 1643 году для постройки Большого каменного моста через Москву-реку из Страсбурга вызывается в Москву каменных дел мастер Анце (Яган) Кристлер.
Составление «рядных грамот» на постройку в те времена сопровождалось подробной сметой с перечислением всех работ и материалов, а вместо чертежа прилагалась деревянная модель, так называемый «образец». «Мостовой образец» семипролетного каменного моста со сметой был представлен и Кристлером. Для пяти больших сводов требовался белый камень длиной и шириной в один аршин и хорошо обожженный «городовой» кирпич. Проект моста рассматривался в Посольском приказе. На вопросы думных дьяков Кристлер отвечал, что «у моста будут сделаны шесть быков каменных... а своды у того моста будут по 40 аршин». На вопрос, устоит ли мост против льда толщиной 2 аршина и можно ли по нему возить большой пушечный снаряд, он ответил, что «мосту порухи не будет».
Около этого времени царь Алексей Михайлович задумал строить свою резиденцию в Измайлове. В 1667 году мастер Косгоусов строит в Измайлове царский дворец.
Строительство Измайловского моста производилось одновременно с надстройкой новых верхов кремлевских башен (1669 г.), и опыт его был вскоре использован при сооружении Большого Каменного или Всех-святского моста, который начат постройкой уже в правление царевны Софии (около 1682 г.) и успешно закончен русским мастером, имя которого пока неизвестно. Мост имел длину 140 м и ширину 22 м. Свое название получил от Всехсвятской «воротной башни», стоявшей у кремлевского устоя моста. К этой башне с двух сторон примыкали: вторая кремлевская стена и стена Белого города, располагавшаяся на линии бульварного кольца.
Строительство описанных мостов явно указывает на блестяще продолжавшееся в XVII веке развитие самостоятельной национальной школы русского мостостроения.
Примечания
1. По описи 1687 года значится: «От той башни через пруд Измайловский мост каменный в длину 50 саж., поперек 5 саж., у него перила каменные с растеками и образцами (целинными). Наслан мост бревнами еловыми, да тесом». В 1760 году мост чинился, а в середине XIX века разобран. Есть довольно вероятное предположение, что мост сооружался тем же мастером Иваном Кузнечиком «с товарищи», который строил Измайловский собор.