После устройства первых массивных мостов каменное строительство продолжало широко развиваться в Москве и в других городах. К концу XVI века создаются ведавшие каменным строительством Каменный (1565 г.) и Пушкарский приказы. Трудами русских мастеров-строителей в это же время возводятся стены множества городов, крепостей, монастырей и т. д. Славный мастер каменного дела Федор Конь возводит стены московского Белого города и ограду Смоленска (1597 г.); дьяк Кулемин ведет скоростное городское деревянное строительство укреплений Свияжска (1551 г.). Широко ставится и развивается кирпичное производства

Вместе с тем растет и Москва, увеличивается число переправ и деревянных мостов через Неглинку, Яузу, Черторый, Черногрязку, насчитываемых десятками.

К концу XVI века развитие торговли и заселение Замоскворечья вызывают необходимость в сооружении постоянного каменного моста через Москву-реку.

Однако польская интервенция начала XVII века задержала постройку этого моста. После победоносного разгрома интервентов и восстановления экономической и политической мощи московского государства каменное строительство в Москве и других городах вновь стало широко развиваться.


В 1643 году для постройки Большого каменного моста через Москву-реку из Страсбурга вызывается в Москву каменных дел мастер Анце (Яган) Кристлер.

Составление «рядных грамот» на постройку в те времена сопровождалось подробной сметой с перечислением всех работ и материалов, а вместо чертежа прилагалась деревянная модель, так называемый «образец». «Мостовой образец» семипролетного каменного моста со сметой был представлен и Кристлером. Для пяти больших сводов требовался белый камень длиной и шириной в один аршин и хорошо обожженный «городовой» кирпич. Проект моста рассматривался в Посольском приказе. На вопросы думных дьяков Кристлер отвечал, что «у моста будут сделаны шесть быков каменных... а своды у того моста будут по 40 аршин». На вопрос, устоит ли мост против льда толщиной 2 аршина и можно ли по нему возить большой пушечный снаряд, он ответил, что «мосту порухи не будет».

246. Измайловский мост. Строитель «Иван Кузнечик с товарищи»
246. Измайловский мост. Строитель «Иван Кузнечик с товарищи»
Так как сооружение такого большого моста было делом серьезным, а доводы Кристлера о крепости моста показались недостаточно убедительными, то москвичи не могли ршиться на утверждение проекта и отклонили его. В 1645 году умер царь Михаил .Федорович, а вслед за ним и Кристлер, посланный в Троицкую лавру и Новгород, так и не начавший постройки, ради которой он был вызван из Страссбурга.

Около этого времени царь Алексей Михайлович задумал строить свою резиденцию в Измайлове. В 1667 году мастер Косгоусов строит в Измайлове царский дворец.

247. Большой каменный мост в Москве
247. Большой каменный мост в Москве
Вскоре через пруд возводится каменный Измайловский мост1, известный по гравюре Ивана Зубова (рис. 246). Мост имел 14 сводчатых пролетов, украшенных архивольтами, а ограждавшие проезд нарядные каменные перила в ширинках с изразцами сохранились и ныне у башни Мостовой, ведущей на мост. По характеру подобной изразчатой отделки перил этот мост является уникальным.

Строительство Измайловского моста производилось одновременно с надстройкой новых верхов кремлевских башен (1669 г.), и опыт его был вскоре использован при сооружении Большого Каменного или Всех-святского моста, который начат постройкой уже в правление царевны Софии (около 1682 г.) и успешно закончен русским мастером, имя которого пока неизвестно. Мост имел длину 140 м и ширину 22 м. Свое название получил от Всехсвятской «воротной башни», стоявшей у кремлевского устоя моста. К этой башне с двух сторон примыкали: вторая кремлевская стена и стена Белого города, располагавшаяся на линии бульварного кольца.

248. Большой Каменный мост в XVII в. по картине А. Васнецова
248. Большой Каменный мост в XVII в. по картине А. Васнецова
С Москворецкой стороны мост заканчивала другая башня с двумя цветными верхами (рис. 247). На главном и боковых фасадах она имела шесть ворот, откуда бревенчатые пандусы вели на набережную. Вверху над воротами находилась «корчемная канцелярия», а над ней помещалось огражденное парапетами «верхнее гульбище». Опоры моста были заложены на дубовом свайном ростверке. Проезжая часть имела посредине заметный излом («горб»).

249. Большой Каменный мост. Реставрация профессора Д. П. Сухова.
249. Большой Каменный мост. Реставрация профессора Д. П. Сухова.
По концам моста были симметрично расположены лавки, а середину его ограждали высокие парапеты, оформленные оригинальными полуциркульными аркадами. Внизу у опор ютились мельницы. Прекрасный вид на мост из Замоскворечья на картине Аполлинария Васнецова (рис. 248) подчеркивает тонкую связь его архитектуры с ансамблем кремлевских сооружений и достаточно точно передает облик сооружения. На рис. 249 изображен Большой Каменный мост согласно реставрации его, принадлежащей проф. Д. П. Сухову.

250. Панорама Большого Каменного и «живого» Москворецкого мостов
250. Панорама Большого Каменного и «живого» Москворецкого мостов
На рис. 250 дана панорама Москвы с Каменным и «живым» Москворецким мостами.

251. Большой Каменный мост в конце XVIII в.
251. Большой Каменный мост в конце XVIII в.
Вчерне мост был готов в 1687 году и окончательно завершен в 1692 году уже при Петре I. К концу XVIII века его башни и торговые лавки были убраны (рис. 251), в 1809—1812 годах он капитально ремонтировался, а в 1857 году заменен новым металлическим, имевшим три арки на каменных опорах.

Строительство описанных мостов явно указывает на блестяще продолжавшееся в XVII веке развитие самостоятельной национальной школы русского мостостроения.

Примечания

1. По описи 1687 года значится: «От той башни через пруд Измайловский мост каменный в длину 50 саж., поперек 5 саж., у него перила каменные с растеками и образцами (целинными). Наслан мост бревнами еловыми, да тесом». В 1760 году мост чинился, а в середине XIX века разобран. Есть довольно вероятное предположение, что мост сооружался тем же мастером Иваном Кузнечиком «с товарищи», который строил Измайловский собор.