Каменное строительство на Руси возникло очень рано и быстро достигло расцвета в Киеве, Новгороде, Владимире, Пскове и других городах. Искусство сооружения каменных оводов процветало в руках таких строителей, как новгородские мастера — Петр (первая половина XII века) и Пётр Милонег (конец XII, начало XIII века), построивший подпорную каменную стенку у Выдубицкого монастыря в Киеве, полоцкий мастер Иоанн (XII век) и многие другие, чьи имена дошли до нас лишь частично. Однако, ввиду наличия богатых запасов дерева и невозможности строить во времена татарского нашествия постоянные мосты, которые враги могли бы использовать, все они сооружались из дерева, и первый каменный мост в окрепшем Московском государстве, освободившем Русь от татарского ига, появился лишь в начале XVI века.

237. Часть Годуновского плана Москвы (1598—1605 гг.) с мостами
237. Часть Годуновского плана Москвы (1598—1605 гг.) с мостами
Как раз в это время в Москве при Иване III велось большое каменное строительство, одной из задач которого было превращение Московского Кремля в первоклассную крепость. Над созданием этой крепости трудилось множество русских строителей, о которых мы очень мало знаем, так как летописные и вещественные материалы, могущие осветить их деятельность, еще ждут своих исследователей.

В архитектуре Кремля отразились весь многовековый опыт предшествовавшего городского, крепостного и монастырского строительства древней Русй, глубокое знакомство наших мастеров с материалом, тонкое понимание тектоники и умение использовать местные и природные условия. Сооруженный по последнему слову тогдашней техники, омываемый с двух сторон реками Москвой и Неглинкой, отделенный от Красной площади рвом со шлюзами, наполнявшимися водой из прудов Неглинки, Кремль в окончательном виде действительно представлял первокласснейшую крепость того времени.

238. Троицкий мост после реставрации 1900 г.
238. Троицкий мост после реставрации 1900 г.
С применением тех же передовых методов техники построены перекинутые через Неглинку каменные мосты небольших пролетов, соединявшие входы в Кремль с ведущими к нему дорогами — улицами города. Лучше всего сохранился их облик на Годуновском плане Москвы (рис. 237). Здесь мы видим два моста на Неглинке, протекавшей тогда на месте нынешнего Александровского сада. У Спасской и Никольской башен на Красной площади показано еще два небольших мостика. На берегу Москвы-реки находился арочный переход мостового типа, соединяющий Тайницкую башню с другой, входившей в состав внешней ограды Кремля.

Имеющиеся сведения о работах по реконструкции Неглинки, производившихся начиная с 1508 года, дают основание предположить, что раньше всех других мостов был построен Троицкий через Неглинку. Время его сооружения обычно относят к 1515—1516 годам. Сложенный, как и кремлевские стены, из кирпича, мост соединял шестью арочными пролетами Троицкие ворота с башней Кутафьей. Рядом с каменным, как видно на годуновском плане, был расположен здесь и деревянный мост, возможно временный.

239. Троицкий мост после реставрации 1900 г.
239. Троицкий мост после реставрации 1900 г.
Нынешний свой облик Троицкий мост получил, вероятно, в XVII веке, когда перестраивались верха кремлевских башен. Он был связан с городом деревянной подъемной частью крепостного типа, которая при подъеме входила в нишу, сохранившуюся в стене башни Кутафьи до нашего времени. В -конце XVIII века Неглинка вплоть до Троицкого моста оделась набережными, а в 1817—1823 годах эти набережные были разобраны, и Неглинка заключена в трубу диаметром 2—3 м. Поверх нее разбили сад, а местами сохранили правильные пруды.

Вероятно, тогда же к Троицкому мосту был пристроен съезд в сад. В 1900 году съезд был разобран, а Троицкий мост подвергся реставрации, после которой и получил тот вид, который он имеет сейчас (рис. 238, 239).

240. План Воскресенского моста и прудов на Неглинке
240. План Воскресенского моста и прудов на Неглинке
Другой каменный мост на Неглинке — Воскресенский — располагался у Воскресенских ворот Китай-города и, как видно на плане (рис. 240), давал выход из города на Красную площадь близ нынешнего Исторического музея. Он имел длину около 44 м при ширине 10,5 м. Некоторые исследователи считали, что мост был построен одновременно с Троицким. Однако летописные данные дают основание приписывать сооружение Воскресенского моста более позднему времени, относя его к концу XVI века (около 1595 г.) Это, в свою очередь, позволяет предполагать, что мост строил славный русский каменный «здатель» Федор Копь, работавший как раз тогда в Москве и Смоленске.

241. Воскресенский мост на р. Неглинке
241. Воскресенский мост на р. Неглинке
Воскресенский мост представлял собой кирпичное многопролетное сооружение, покрытое деревянной мостовой и застроенное по обеим сторонам двумя рядами рубленых бревенчатых лавок, как показано на выкопировке из Годуновского плана (рис. 241). Достоверность этого чертежа вполне подтверждается рисунком того времени, заимствованным из плана Москвы, составленного Мерианом, где в перспективе изображен вид моста и расположенных на нем деревянных строений, а также ворот, ведущих на Красную площадь. Приведенный на рисунке мост назывался Куретным, вероятно, в связи с производившейся на нем торговлей живностью (курами).

242. Воскресенский мост в XVI—XVII вв. по акварели А. Васнецова
242. Воскресенский мост в XVI—XVII вв. по акварели А. Васнецова
Вид Воскресенского моста в XVIII веке, когда деревянные лавки были уже убраны, представлен на акварели А. Васнецова (рис. 242). После заключения Неглинки в трубу он был засыпан. Не так давно при производстве земляных работ были обнаружены вполне сохранившиеся части засыпанного моста. Таким образом, остается надежда, что при дальнейших исследованиях удастся полностью восстановить архитектурный облик этого замечательного сооружения.

От Боровицких ворот через Неглинку на берег Москвы-реки вел третий каменный мост. Определить время его постройки и установить характер конструкций пока нет возможности, но ясно, что он, как и Троицкий, располагался на сплошном уклоне. Больше сведений мы находим о мостах, которые вели из Кремля на Красную площадь через наполненный водой крепостной ров, прорытый вдоль кремлевской стены еще в начале XVI века и соединенный с Москвой-рекой и Негливкой системой плотин и шлюзов.

243. Спасский и Никольский мосты в XVII веке по иконе Симона Ушакова
243. Спасский и Никольский мосты в XVII веке по иконе Симона Ушакова
Как показано на Годуновском плане, эти мосты располагались у Спасских и Никольских ворот и имели обычную для крепостей того времени деревянную подъемную конструкцию. Согласно правилам фортификации, им была придана небольшая косина в плане. На иконе, писанной знаменитым русским живописцем Симоном Ушаковым (рис. 243), они представлены в том виде, который получили в XVII веке после переделки верха Спасской башни (1668 г.). В дальнейшем мосты были, вероятно, перестроены на каменные, ибо в таком виде рисует Спасский мост акварель Тишбейна, относящаяся к концу XVIII века. На картине А. Васнецова (рис. 244), изображающей вид Красной площади в конце XVII века, Спасский мост также показан каменным. После уничтожения рва были засыпаны и эти мосты.

244. Красная площадь и Спасский мост в конце XVII в.
244. Красная площадь и Спасский мост в конце XVII в.
Если каменные мосты занимали видное положение в крепостном ансамбле Московского Кремля, то они, несомненно, должны были играть значительную роль и при сооружении других русских крепостей, например, Нижнего Новгорода, Пскова и т. д.

И действительно, о Дмитровских воротах Нижегородского Кремля, построенных в 1372—1374 годах и достраивавшихся в 1506 году, в писцовых книгах 1622 года1 говорится: «Да за городом перед воротами (Дмитровскими) башня отводная. А между ворот до отводныя башни мост каменный, а мосту вдоль ворот до отводныя башни 30 сажен». Этот мост пересекал крепостной ров и был, вероятно, потом вместе со рвом засыпан, как в Москве Воскресенский.

245. План Пскова с водовзводными мостами-решетками
245. План Пскова с водовзводными мостами-решетками
В начале XVI века каменные мосты появляются также в древнем Пскове, который вошел в это время в состав Московского государства. Икона Покрова сохранила нам превосходный вид Пскова, одной из сильнейших крепостей Европы того времени, выдержавшей до 26 осад (рис. 245). Кольцо стен крепости с их массивными башнями перерезано в двух местах рекой Псковой, протекающей через город. На иконе же показан наплавной «живой» мост через реку Великую.

В начале XVI века псковичи, большие мастера каменного дела, совсем закрыли доступ в город по реке Пскове, перегородив ее двумя каменными «водобежными воротами», в виде сводчатых отверстий для пропуска течения, запираемых с помощью решеток и цепей. Один из образцов таких падающих решеток хранится под Москвой в музее села Коломенского. Летопись отмечает устройство в Пскове «верхних и нижних решеток», имевшее место в 1537 году, словами: «а и стал Псков туго не бывала стена». Композиция водобежных ворот имеет чисто русский характер и прекрасно увязана с остальными частями крепостного ансамбля, который представлял Псков того времени2.

Все сказанное дает право категорически утверждать, что уже в начале XVI века существовала и развивалась подлинно русская школа строительства каменных мостов.

Примечания

1. Находящихся в «Русской исторической библиотеке», т. XVII, изд. 1898 г.

2. В сборнике Московского архива юстиции, том пятый, изд. 1913 г., на стр. 243 говорится относительно положения в Пскове в 1694—96 годах: «А стоит та башня (Гремячая) Псковы-реки на берегу, где та река пропущена в город в трон водобежные ворога, а четвертые заделаны деревом». На стр. 250 там же добавлено: «Башня круглая у нижних решеток... Да в той стене двои водобежных ворот, а в те ворота пропущена Пскова-река из города в Великую. А в тех воротах над Псковою-рекою с верху сделаны двои подъемные решетки деревянные на опускных канатах».