Великая Октябрьская социалистическая революция открыла невиданные в истории грандиозные перспективы развития всех производительных сил страны Советов. Под руководством партии и правительства началось строительство Советского социалистического государства.

Плановое хозяйство и индустриальные методы производства, возможность сосредоточивать огромные средства и силы на намеченных участках строительства, а также социалистическое соревнование трудящихся и их творческий энтузиазм под мудрым руководством коммунистической партии и вождя народов И. В. Сталина привели к крупнейшим успехам промышленности, сельского хозяйства и транспорта СССР. Это немедленно отразилось и в области строительства мостов, в котором были достигнуты исключительные результаты.

Более ста лет назад Виссарион Григорьевич Белинский говорил: «Завидуем внукам и правнукам нашим, которым суждено видеть Россию в 1940 г., стоящую во главе образованного мира, дающей законы и науке и искусству и принимающей благоговейную дань уважения от всего просвещенного человечества».


Это предвидение полностью Оправдалось. Однако такая констатация является недостаточной. Мы имеем широкие возможности нарисовать красочную, убедительную картину того, что же замечательного сделано после Великой Октябрьской социалистической революции за время сталинских пятилеток во всех областях нашей государственной жизни.

Правда, сделать это не очень легко, так как достижения столь огромны, что для отображения их необходим большой труд. Знакомство с материалами по мостостроению как нельзя лучше иллюстрирует обоснованность подобного утверждения.

Материалов о строительстве мостов в советское время так много и они настолько разнообразны, что использовать их полностью в таком труде, как этот, невозможно. Поэтому в данной главе автор постарается ответить лишь на незначительную часть вопросов и проиллюстрировать их небольшим количеством примеров.

Строительство мостов, особенно городских, то-есть тех, которые представляют преимущественный интерес с точки зрения архитектурной, выдвигает большое количество сложных и весьма комплексных проблем, зависящих от совокупности многих и разнообразных условий.


Мост должен быть технически и экономически рациональным, находиться в наиболее удобном для перехода месте, не стеснять судоходства и режима реки, нередко довольно капризной, отвечать требованиям геологии и складывающейся на месте сооружения трактовке его как одного из красочных элементов общего архитектурного ансамбля. Все эти условия, хотя и являются основными, представляют собой лишь небольшую часть разнообразных и противоречивых требований, которые часто предъявляются в конкретной обстановке.

В заграничной практике имеется тенденция при проектировании уделять основное внимание одной какой-нибудь стороне проблемы сооружения моста, например конструкции пролета, отрываясь нередко от окружающей обстановки, от комплексного решения всей проблемы в целом.

Советское мостостроение положило конец подобной практике. Новые мосты СССР, помимо того, что обладают, как правило, строго продуманной конструкцией и выразительной архитектурой, хорошо увязаны с окружающим районом и входят живописным элементом в ансамбль, имея удобные подходы, проезды, не стесняя судоходства ни своими габаритами, ни расположением опор.

Сотрудничество зодчего и инженера, о котором раньше приходилось только мечтать, стало обязательным условием проектной работы. Оно сильно повысило качественный уровень сооружаемых мостов.

Теперь при создании конструкций мостов перед их строителями стоит во весь рост и требует своего полноценного решения задача максимального использования и поднятия на еще большую высоту всех достижений строительной техники.

Наши инженеры и зодчие получили полную возможность, используя новейшие завоевания техники, органически увязывая их с общей архитектурной композицией, на основе критического анализа творчества крупнейших мастеров прошлого создавать высокохудожественные, идейно насыщенные сооружения, достойные нашей эпохи и отвечающие требованиям социалистического государства, народов страны Советов.